Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 99
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Второй иностранный язык. Французский»
Уровень образования: среднее общее образование
Учебный год: 2023/2024
Класс: 11 класс
Екатеринбург
Рабочая программа по предмету: "Второй иностранный язык (французский)"
11 классы
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
2
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других
людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе
словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими
нарушения слуха;
2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных
ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
3
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать
и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность
и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
8) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
4
владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;
2) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
способность планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
овладение умением определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического
работника и организующей помощи тьютора;
овладение умением выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и
организующей помощи тьютора;
овладение умением оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
овладение умением адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха при организующей помощи тьютора;
овладение умением активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и
процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;
способность самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных
затруднений в решении какого-либо вопроса;
способность самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически
оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.
Предметные результаты освоения базового курса второго иностранного языка должны отражать:
1) сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как
инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;
2) владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение
адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;
3) достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах
как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения;
5
4) сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и
самообразовательных целях.
Коммуникативные умения
Говорение, диалогическая речь
Выпускник научится:
вести диалог/полилог в ситуациях неофициального общения в рамках изученной тематики;
при помощи разнообразных языковых средств без подготовки инициировать, поддерживать и заканчивать беседу на темы,
включенные в раздел «Предметное содержание речи»;
выражать и аргументировать личную точку зрения;
запрашивать информацию и обмениваться информацией в пределах изученной тематики;
обращаться за разъяснениями, уточняя интересующую информацию.
Выпускник получит возможность научиться:
вести диалог/полилог в ситуациях официального общения в рамках изученной тематики; кратко комментировать точку зрения
другого человека;
проводить подготовленное интервью, проверяя и получая подтверждение какой-либо информации;
обмениваться информацией, проверять и подтверждать собранную фактическую информацию.
Говорение, монологическая речь
Выпускник научится:
формулировать несложные связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (описание,
повествование, рассуждение, характеристика) в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»;
передавать основное содержание прочитанного/увиденного/услышанного;
давать краткие описания и/или комментарии с опорой на нелинейный текст (таблицы, графики);
строить высказывание на основе изображения с опорой или без опоры на ключевые слова/план/вопросы.
6
Выпускник получит возможность научиться:
резюмировать прослушанный/прочитанный текст;
обобщать информацию на основе прочитанного/прослушанного текста.
Аудирование
Выпускник научится:
понимать основное содержание несложных аутентичных аудиотекстов различных стилей и жанров монологического и
диалогического характера в рамках изученной тематики с четким нормативным произношением;
выборочное понимание запрашиваемой информации из несложных аутентичных аудиотекстов различных жанров монологического
и диалогического характера в рамках изученной тематики, характеризующихся четким нормативным произношением.
Выпускник получит возможность научиться:
полно и точно воспринимать информацию в распространенных коммуникативных ситуациях;
обобщать прослушанную информацию и выявлять факты в соответствии с поставленной задачей/вопросом.
Чтение
Выпускник научится:
читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров, используя основные виды чтения (ознакомительное,
изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;
отделять в несложных аутентичных текстах различных стилей и жанров главную информацию от второстепенной, выявлять
наиболее значимые факты.
Выпускник получит возможность научиться:
читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров и отвечать на ряд уточняющих вопросов.
Письмо
Выпускник научится:
писать несложные связные тексты по изученной тематике;
7
писать личное (электронное) письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах
изучаемого языка;
письменно выражать свою точку зрения в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи», в форме рассуждения,
приводя аргументы и примеры.
Выпускник получит возможность научиться:
писать краткий отзыв на фильм, книгу или пьесу.
Языковые навыки
Орфография и пунктуация
Выпускник научится:
владеть орфографическими навыками в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»;
расставлять в тексте знаки препинания в соответствии с нормами пунктуации.
Выпускник получит возможность научиться:
владеть орфографическими навыками;
расставлять в тексте знаки препинания в соответствии с нормами пунктуации.
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
владеть слухопроизносительными навыками в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»;
владеть навыками ритмико-интонационного оформления речи в зависимости от коммуникативной ситуации.
Выпускник получит возможность научиться:
произносить звуки французского языка четко, естественным произношением, не допуская ярко выраженного акцента.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
распознавать и употреблять в речи лексические единицы в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»;
распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы;
8
определять принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
догадываться о значении отдельных слов на основе сходства с родным языком, по словообразовательным элементам и контексту;
распознавать и употреблять различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности.
Выпускник получит возможность научиться:
узнавать и использовать в речи устойчивые выражения и фразы.
Грамматическая сторона речи
Выпускник научится:
оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями в соответствии с
коммуникативной задачей;
употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: утвердительные, вопросительные (общий и специальный
вопросы), отрицательные, побудительные (в утвердительной и отрицательной формах);
употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами,
следующими в определенном порядке;
узнавать при чтении новые союзы, вводящие известные типы придаточных предложений (tandis que, comme, puisque и др.), сложные
формы относительных местоимений (lequel, laquelle…) и их производных с предлогами à и de.
употреблять изученные временные формы изъявительного наклонения;
согласовывать времена в плане настоящего и прошлого (Il m’a dit qu’il viendrait).
узнавать и употреблять в речи изученные неличные формы глагола (infinitif, gérondif, participe présent и participe passé, passé simple);
использовать косвенную речь;
употреблять определенные/неопределенные/частичный/нулевой артикли, в том числе, с именами собственными;
употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и
исключения;
употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и
исключения;
9
употреблять в речи наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, а также наречия, выражающие количество, и
наречия, выражающие время;
употреблять указательные и притяжательные прилагательные и местоимения, прямые и косвенные местоимения-дополнения,
местоимения en и y, ударные и безударные формы личных местоимений, неопределенные местоимения и прилагательные;
употреблять предлоги, выражающие направление движения, время и место действия;
употреблять наречия, выражающие количество (beaucoup, un peu, assez, trop), пространственно-временные значения (toujours, jamais,
souvent, quelquefois, dedans, dehors, ici, là).
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать и употреблять в речи активную и пассивную формы глагола, формы повелительного, условного и сослагательного
наклонений.
выражать гипотезы, предположения при наличии реального и нереального условия (Conditionnel présent и Futur simple в сложном
предложении).
употреблять наиболее частотные глаголы и безличные конструкции, требующие употребление Subjonctif (regretter, craindre,
souhaiter, ordonner; il est important, il est dommage, il est possible); навыки их дифференциации от «объективных» глаголов и конструкций (affirmer,
déclarer, constater; il est clair, il est certain, il est probable);
использовать широкий спектр союзов для выражения противопоставления и различия в сложных предложениях.
2. Содержание учебного предмета
Предметное содержание речи
Повседневная жизнь
Домашние обязанности. Покупки. Общение в семье и в школе. Семейные традиции. Общение с друзьями и знакомыми. Переписка с
друзьями.
Здоровье
10
Посещение врача. Здоровый образ жизни.
Спорт
Активный отдых. Экстремальные виды спорта.
Городская и сельская жизнь
Особенности городской и сельской жизни в России и странах изучаемого языка. Городская инфраструктура. Сельское хозяйство.
Научно-технический прогресс
Прогресс в науке. Космос. Новые информационные технологии.
Природа и экология
Природные ресурсы. Возобновляемые источники энергии. Изменение климата и глобальное потепление. Знаменитые природные
заповедники России и мира.
Современная молодежь
Увлечения и интересы. Связь с предыдущими поколениями. Образовательные поездки.
Профессии
Современные профессии. Планы на будущее, проблемы выбора профессии. Образование и профессии.
Страны изучаемого языка
Географическое положение, климат, население, крупные города, достопримечательности. Путешествие по своей стране и за рубежом.
Праздники и знаменательные даты в России и странах изучаемого языка.
Иностранные языки
Изучение иностранных языков. Иностранные языки в профессиональной деятельности и для повседневного общения. Выдающиеся
личности, повлиявшие на развитие культуры и науки России и стран изучаемого языка.
Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
11
Совершенствование диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания речи в ситуациях официального и неофициального
общения. Умение без подготовки инициировать, поддерживать и заканчивать беседу на темы, включенные в раздел «Предметное содержание
речи». Умение выражать и аргументировать личную точку зрения, давать оценку. Умение запрашивать информацию в пределах изученной
тематики. Умение обращаться за разъяснениями и уточнять необходимую информацию. Типы текстов: интервью, обмен мнениями, дискуссия.
Диалог/полилог в ситуациях официального общения, краткий комментарий точки зрения другого человека. Интервью. Обмен, проверка и
подтверждение собранной фактической информации.
Монологическая речь
Совершенствование умения формулировать несложные связные высказывания в рамках тем, включенных в раздел «Предметное
содержание речи». Использование основных коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика). Умение
передавать основное содержание текстов. Умение кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т.п.).
Умение описывать изображение без опоры и с опорой на ключевые слова/план/вопросы. Типы текстов: рассказ, описание, характеристика,
сообщение, объявление, презентация. Умение предоставлять фактическую информацию.
Аудирование
Совершенствование умения понимать на слух основное содержание несложных аудио- и видеотекстов различных жанров (радио- и
телепрограмм, записей, кинофильмов) монологического и диалогического характера с нормативным произношением в рамках изученной
тематики. Выборочное понимание деталей несложных аудио- и видеотекстов различных жанров монологического и диалогического характера.
Типы текстов: сообщение, объявление, интервью, тексты рекламных видеороликов. Полное и точное восприятие информации в
распространенных коммуникативных ситуациях. Обобщение прослушанной информации.
Чтение
Совершенствование умений читать (вслух и про себя) и понимать простые аутентичные тексты различных стилей (публицистического,
художественного, разговорного) и жанров (рассказов, газетных статей, рекламных объявлений, брошюр, проспектов). Использование различных
видов чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое, просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи. Умение отделять в
прочитанных текстах главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты, выражать свое отношение к прочитанному.
Типы текстов: инструкции по использованию приборов/техники, каталог товаров, сообщение в газете/журнале, интервью, реклама товаров,
выставочный буклет, публикации на информационных Интернет-сайтах. Умение читать и достаточно хорошо понимать простые аутентичные
12
тексты различных стилей (публицистического, художественного, разговорного, научного, официально-делового) и жанров (рассказ, роман,
статья научно-популярного характера, деловая переписка).
Письмо
Составление несложных связных текстов в рамках изученной тематики. Умение писать личное (электронное) письмо, заполнять анкету,
письменно излагать сведения о себе. Умение описывать явления, события. Умение излагать факты, выражать свои суждения и чувства. Умение
письменно выражать свою точку зрения в форме рассуждения, приводя аргументы и примеры. Типы текстов: личное (электронное) письмо,
тезисы, эссе, план мероприятия, биография, презентация, заявление об участии. Написание отзыва на фильм или книгу. Умение письменно
сообщать свое мнение по поводу фактической информации в рамках изученной тематики.
Языковые навыки
Орфография и пунктуация
Умение расставлять в тексте знаки препинания в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка. Владение
орфографическими навыками.
Фонетическая сторона речи
Умение выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации, в том числе интонации в общих и специальных вопросах.
Умение четко произносить отдельные фонемы, слова, словосочетания, предложения и связные тексты. Правильное произношение ударных и
безударных слогов и слов в предложениях. Произношение звуков французского языка без выраженного акцента.
Грамматическая сторона речи
Распознавание и употребление в речи основных синтаксических конструкций в соответствии с коммуникативной задачей. Распознавание и
употребление в речи коммуникативных типов предложений, как сложных (сложносочиненных, сложноподчиненных), так и простых.
Распознавание и употребление в устной и письменной коммуникации различных частей речи. Употребление в речи эмфатических конструкций.
Лексическая сторона речи
Распознавание и употребление в речи лексических единиц в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи», в том числе
в ситуациях формального и неформального общения. Распознавание и употребление в речи наиболее распространенных устойчивых
словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета. Определение части речи по аффиксу. Распознавание и употребление в речи
13
различных средств связи для обеспечения целостности высказывания. Распознавание и использование в речи устойчивых выражений и фраз в
рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи».
14
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
11 класс
№
п/п
1
2
3
Название раздела
Спорт (6 часов)
Научно-технический
прогресс (7 уроков)
Профессии (6 уроков)
Название темы
Количество часов
Вводный инструктаж по охране труда для обучающихся ИОТ-001-у-2021. Активный отдых 1
Сложные формы относительных местоимений. Указательные местоимения
1
Экстремальные виды спорта
1
Сослагательное наклонение
1
Интервью
1
Практический французский: эмоции
1
Прогресс в науке
1
Причастие настоящего времени и деепричастие (герундий). Инфинитив
1
Космос
1
Употребление форм изъявительного и сослагательного наклонения после безличных
конструкций
1
Новые информационные технологии
1
Подготовка презентации
1
Обобщение и повторение по темам «Спорт» и «Научно-технический прогресс».
Проверочная работа № 1
1
Современные профессии
1
Страдательный залог
1
Планы на будущее, проблемы выбора профессии
1
15
4
5
Здоровье (7 уроков)
Современная молодежь (8
уроков)
Написание письма
1
Образование и профессии
1
Практический французский. Диалогическая речь
1
Работа с текстом. Развитие устной речи с опорой на текст
1
Посещение врача
1
Прямая и косвенная речь в плане настоящего и прошлого
1
Здоровый образ жизни
1
Практический французский. Диалогическая речь
1
Написание эссе
1
Обобщение и повторение по темам «Профессии» и «Здоровье». Проверочная работа № 2
1
Увлечения и интересы
1
Проблемы молодежи
1
Современный мир глазами молодых людей
1
Лексические средства логической связи (коннекторы)
1
Образовательные поездки
1
Практический французский. Диалогическая речь
1
Связь с предыдущими поколениями
1
Дискуссия
1
Итого 34 часа
16