РП Второй иностранный (немецкий) язык 10-11 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 99

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Второй иностранный язык. Немецкий»
Уровень образования: среднее общее образование
Учебный год: 2022-2024
Нормативный срок обучения: 2 года
Класс: 10-11 класс

Екатеринбург

Рабочая программа "Второй иностранный язык (немецкий)"
10-11 классы
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе,к своему
здоровью,к познанию себя.
2)Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине.
3)Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,к государству
1)

и к гражданскому обществу.
4)Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми.
5)Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру,живой природе,художественной культуре.
6)Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье,к родителям,в
том числе, подготовка к семейной жизни
7)Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду,в сфере
социально-экономических отношений.
8)Личностные результаты в сфере физического,психологического,социального и
академического благополучия обучающихся.
Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной
программы:
1) для

глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при
реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную
коммуникацию), а также, при желании,адаптированной коммуникации на основе
жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
2) для

обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом
пространстве с использованием специального оборудования;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) для

обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и
взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать
границы взаимодействия;
знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
1)

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
2)

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
3)

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
6)

умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания
и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной
программыжать:
1) для

глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

владение навыками определения и
(аграмматизмов) в письменной и устной речи;
2) для

исправления

специфических

ошибок

обучающихся с расстройствами аутентического спектра:

способность планировать, контролировать и оценивать собственные учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при
сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
овладение умением определять наиболее эффективные способы достижения
результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей
помощи тьютора;
овладение умением выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при
сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
3

овладение умением оценивать результат своей деятельности в соответствии с
заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
овладение умением адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и
неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей
помощи тьютора;
овладение умением активного использования знаково-символических средств для
представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения
учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;
способность самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогупсихологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо
вопроса;
способность самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при
поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать
получаемую информацию из различных источников.
Предметные
Речевая компетенция
говорение:


умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в
стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при
необходимости переспрашивая, уточняя;



умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё
мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом,
опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;



рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;



сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого
языка;



описывать события/явления, уметь передавать основное содержание, основную
мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к
прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей.

аудирование:


воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;



воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных
аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи
(сообщение/интервью);



воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку и
контекст краткие, несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты с
выделением нужной/интересующей информации.

чтение:


читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного
содержания;

4



читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным
пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки, а
также справочных материалов;



читать аутентичные тексты с выборочным пониманием нужной/интересующей
информации.

письменная речь:


заполнять анкеты и формуляры;



писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул
речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка;



составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.

Языковая компетенция:


применение правил написания изученных слов;



адекватное произношение и различение на слух всех звуков второго иностранного
языка;



соблюдение правильного ударения в словах и фразах;



соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных
коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное,
повелительное);



правильное членение предложений на смысловые группы;



распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов в их
основных значениях, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);



знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение,
конверсия);



понимание явлений многозначности слов второго иностранного языка, синонимии,
антонимии и лексической сочетаемости;



распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и
синтаксических конструкций второго иностранного языка;



знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов,
модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей.
2. Содержание учебного предмета

Предметное содержание речи
Социально-бытовая сфера. Повседневная жизнь, быт, семья. Межличностные
отношения. Здоровье и забота о нем.
Социально-культурная сфера. Жизнь в городе и сельской местности. НАУЧНОТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС. Природа и экология. Молодежь в современном обществе.
Досуг молодежи. Страна/страны изучаемого языка, их культурные особенности,
достопримечательности. Путешествия по своей стране и за рубежом.
Учебно-трудовая сфера. Современный мир профессий. Планы на будущее, проблема
выбора профессии.
Роль иностранного языка в современном мире.
РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ
5

Говорение
Диалогическая речь
Совершенствование умений участвовать в диалогах этикетного характера, диалогахрасспросах, диалогах-побуждениях к действию, диалогах-обменах информацией, а также в
диалогах смешанного типа, включающих элементы разных типов диалогов на основе новой
тематики, в тематических ситуациях официального и неофициального повседневного
общения.
Развитие умений:





участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему,
осуществлять запрос информации,
обращаться за разъяснениями,
выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой
теме.

Объем диалогов – до 6-7 реплик со стороны каждого учащегося.
Монологическая речь
Совершенствование умений устно выступать с сообщениями в связи с увиденным
/прочитанным, по результатам работы над иноязычным проектом.
Развитие умений:





делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме,
кратко передавать содержание полученной информации;
рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои
намерения/поступки;
рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы;
описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран
изучаемогоязыка.

Объем монологического высказывания 12-15 фраз.
Аудирование






Дальнейшее развитие понимания на слух (с различной степенью полноты и
точности) высказываний собеседников в процессе общения, а также содержание
аутентичных аудио- и видеотекстов различных жанров и длительности звучания до
3х минут:
понимания основного содержания несложных звучащих текстов монологического и
диалогического характера: теле- и радиопередач в рамках изучаемых тем;
выборочного понимания необходимой информации в объявлениях и
информационной рекламе;
относительно полного понимания высказываний собеседника в наиболее
распространенных стандартных ситуациях повседневного общения.

Развитие умений:


отделять главную информацию от второстепенной;
6




выявлять наиболее значимые факты;
определять свое отношение к ним,
необходимую/интересующую информацию.

извлекать

из

аудио

текста

Чтение





Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных
стилей: публицистических, научно-популярных, художественных, прагматических,
а также текстов из разных областей знания (с учетом межпредметных связей):
- ознакомительного чтения – с целью понимания основного содержания сообщений,
репортажей, отрывков из произведений художественной литературы, несложных
публикаций научно-познавательного характера;
- изучающего чтения – с целью полного и точного понимания информации
прагматических текстов (инструкций, рецептов, статистических данных);
- просмотрового/поискового чтения – с целью выборочного понимания
необходимой/интересующей информации из текста статьи, проспекта.

Развитие умений:








выделять основные факты;
отделять главную информацию от второстепенной;
предвосхищать возможные события/факты;
раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
понимать аргументацию;
извлекать необходимую/интересующую информацию;
определять свое отношение к прочитанному.

Письменная речь
Развитие умений писать личное письмо, заполнять анкеты, бланки;



излагать сведения о себе в форме, принятой в странах изучаемого языка
(автобиография/резюме);
составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе
выписок из текста.

Развитие умений: расспрашивать в личном письме о новостях и сообщать их; рассказывать
об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства; описывать
свои планы на будущее.
КОМПЕНСАТОРНЫЕ УМЕНИЯ
Совершенствование следующих умений:




пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании;
прогнозировать содержание текста по заголовку / началу текста, использовать
текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, графики, шрифтовые
выделения, комментарии, сноски);
игнорировать лексические и смысловые трудности, не влияющие на понимание
основного содержания текста, использовать переспрос и словарные замены в
процессе устноречевого общения.

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ
7

Дальнейшее развитие общеучебных умений, связанных с приемами самостоятельного
приобретения знаний: использовать двуязычный и одноязычный (толковый) словари и
другую справочную литературу, в том числе лингвострановедческую, ориентироваться в
письменном и аудиотексте на немецком языке, обобщать информацию, фиксировать
содержание сообщений, выделять нужную/основную информацию из различных
источников на немецком языке.
Развитие специальных учебных умений: интерпретировать языковые средства,
отражающие особенности иной культуры, использовать выборочный перевод для
уточнения понимания текста на немецком языке.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
Дальнейшее развитие социокультурных знаний и умений происходит за счет углубления:







социокультурных знаний о правилах вежливого поведения в стандартных ситуациях
социально-бытовой, социально-культурной и учебно-трудовой сфер общения в
иноязычной среде (включая этикет поведения при проживании в зарубежной семье,
при приглашении в гости, а также этикет поведения в гостях);
о языковых средствах, которые могут использоваться в ситуациях официального и
неофициального характера;
межпредметных знаний о культурном наследии страны/стран, говорящих на
немецком языке, об условиях жизни разных слоев общества в ней / них,
возможностях получения образования и трудоустройства, их ценностных
ориентирах;
этническом составе и религиозных особенностях стран.

Дальнейшее развитие социокультурных умений использовать:




необходимые языковые средства для выражения мнений (согласия/несогласия,
отказа) в некатегоричной и неагрессивной форме, проявляя уважение к взглядам
других;
необходимые языковые средства, с помощью которых возможно представить
родную страну и культуру в иноязычной среде, оказать помощь зарубежным гостям
в ситуациях повседневного общения;
формулы речевого этикета в рамках стандартных ситуаций общения.

ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ
В старшей школе осуществляется систематизация языковых знаний школьников,
полученных в основной школе, продолжается овладение учащимися новыми языковыми
знаниями и навыками в соответствии с требованиями базового уровня владения немецким
языком.
Орфография
Совершенствование орфографических навыков, в том числе применительно к новому
языковому материалу, входящему в лексико-грамматический минимум базового уровня.
Фонетическая сторона речи




Совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно
к новому языковому материалу, навыков правильного произношения;
соблюдение ударения и интонации в немецких словах и фразах;
ритмико-интонационных навыков оформления различных типов предложений.
8

Лексическая сторона речи
Систематизация лексических единиц, изученных в 5-9 классах;
овладение лексическими средствами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации
устного и письменного общения.
Лексический минимум выпускников полной средней школы составляет 1400 лексических
единиц. Расширение потенциального словаря за счет овладения интернациональной
лексикой, новыми значениями известных слов и новых слов, образованных на основе
продуктивных способов словообразования.
Развитие навыков распознавания и употребления в речи лексических единиц,
обслуживающих ситуации в рамках тематики основной и старшей школы, наиболее
распространенных устойчивых словосочетаний, реплик-клише речевого этикета,
характерных для культуры немецкоязычных стран;
навыков использования словарей.
Грамматическая сторона речи
Продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые ранее были усвоены
рецептивно и коммуникативно-ориентированная систематизация грамматического
материала, усвоенного в основной школе:
Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи изученных ранее
коммуникативных и структурных типов предложения; систематизация знаний о
сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, в том числе условных
предложениях с разной степенью вероятности: вероятных, маловероятных и невероятных.
Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее
употребительных временных формах действительного залога: Präsens, Futur и Präteritum,
Perfekt и др.; модальных глаголов и их эквивалентов. Знание признаков и навыки
распознавания и употребления в речи глаголов в следующих формах действительного
залога и страдательного залога. Знание признаков и навыки распознавания при чтении
глаголов в Perfekt Passiv, Futur Passiv в неличных форм глагола без различения их функций.
Формирование навыков распознавания и употребления в речи различных грамматических
средств для выражения будущего времени.
Совершенствование навыков употребления определенного / неопределенного / нулевого
артиклей; имен существительных в единственном и множественном числе (в том числе
исключения).
Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи личных,
притяжательных, указательных, неопределенных, относительных, вопросительных
местоимений; прилагательных и наречий, в том числе наречий, выражающих количество;
количественных и порядковых числительных.
Систематизация знаний о функциональной значимости предлогов и совершенствование
навыков их употребления: предлоги, во фразах, выражающих направление, время, место
действия; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его целостности, например,
наречий.

9

Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
11 класс
Кол-во
часов

Осн.направл.
воспитат.
деятельности

1

4

1

6

Планы на будущее,
Современный мир профессий.
проблема
выбора
Планы на будущее, проблема
профессии (3 часа)
выбора профессии. Как
развивать творческое начало и
использовать его в профессии.
Проверочная работа по теме "
Планы на будущее, проблема
выбора профессии "
Научно-технический
Работа над ошибками. Наука и
прогресс (3 часа)
техника в Германии

1

7

1

7

Настоящий исследователь
Научные открытия родом из
Германии
Современный
мир Школьное образование. Стресс в
профессий (3 часа)
школе: как бороться.
Консультация по выбору
профессии. «Паспорт»
профессии.
Профориентация в школе.
Выбор профессии.
Страна/страны
Описание картины. Искусство
изучаемого языка, их подтекста.
культурные
Мнения о предметах искусства.
особенности,
достопримечательности Искусство в моей жизни.
Каждый человек — творец.
(4 часа)
Проверочная работа по теме
"Искусство"
Социально-бытовая
Работа над ошибками. Помощь
сфера (3 часа)
ближнему
Социальные инициативы.
Помощь другим делает тебя
лучше.
Фонд «Подари жизнь» и его
деятельность.

1

№ Тема
(предметное
Название темы
п/п содержание речи)
1

2

3

4

5

6

Межличностные
отношения (2 часа)

Социально-бытовая сфера.
Статистические данные.
Повседневная жизнь, быт,
семья. Социальные сети: за и
против

1

1

2

1

2

1

8

1

7

1

7

1

5

1

5

1

5

1
1

4

1

4

1

4

10

7

8

9

10

11

Планы на будущее, Рынок труда в Германии.
проблема
выбора Будущее для тех, кто окончил
профессии (3 часа)
гимназию.

Здоровье и забота о нем
(2 часа)
Средства
массовой
информации (3 часа)

Путешествия по своей
стране и за рубежом (3
часа)

Проблема выбора профессии
Будущий офис: удобство и
экологичность. Требования к
моей будущей работе
Спорт на каждый день.
Школьный спорт в Германии.
Нормы ГТО в Германии. Цифры
о спорте.
Средства информации: вчера и
сегодня. Средства массовой
информации в немецкоязычных
странах. Причастия в качестве
определения.
Цифровые средства
информации. Различные
регистры общения. Такой
разный немецкий язык.
Проверочная работа по теме
"Средства массовой
информации"
Работа над ошибками.
Молодежный язык. Модальные
придаточные предложения.

Туризм. Туристы в Берлине.
Озеро Байкал — особенное
место в России. Устойчивые
сочетания.
Жизнь в городе и в Как заработать деньги.
сельской местности (4 Зарабатывать в интернете.
часа)
Знаменитые предприятия из
немецкоязычных стран.
Мой регион: проблемы и
перспективы.
Проверочная работа «Жизнь в

1

7

1

7

1

1

1

1

1

1

3

1

7

1

1

4

1

5

1

5

1

7

1

2

1

городе и в сельской местности»
Работа над ошибками. Житель
города и села. Переезжать или
нет?

1

2

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».