РП Право 11 кл. (углубленный)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия № 99

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Право» (углублённый уровень)
для обучающихся 11 класса

Составитель: Кузьмина Дарья Александровна,
учитель истории и обществознания, в.к.к.

г. Екатеринбург, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Право» является приложением к Основной
образовательной программе среднего общего образования МАОУ гимназии № 99. Общее число часов,
отведённых для изучения право, на углублённом уровне среднего общего образования, составляет 68
(2 часа в неделю).
1. Планируемые результаты (требования к уровню подготовки)
Изучение учебного предмета «Права» на уровне среднего общего образования способствует
достижению всех личностных, метапредметных и предметных результатов, приоритетными из них
являются:
Личностные результаты
1. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных
перспектив,

инициативность,

креативность,

готовность

и

способность

к

личностному

самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
–

готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе

самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
–

готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного

мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественнополитическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории,
духовных ценностей и достижений нашей страны;
–

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с

общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
–

неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

2. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
–

уважение

к

своему

народу,

чувство

ответственности

перед

Родиной,

уважение

к

государственным символам (герб, флаг, гимн);
–

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации,

являющемуся

основой

российской

идентичности

и

главным

фактором

национального

самоопределения;
–

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в

Российской Федерации.

2

3. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок,

осознанно

принимающего

традиционные

национальные

и

общечеловеческие

гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
–

признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому

от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод
других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
–

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной

практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
–

интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному

регулированию отношений в группе или социальной организации;
–

готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их

права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления,
общественно значимой деятельности;
–

приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
–

готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;

коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям.
4. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с
другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
–

принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное

отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
–

способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к

лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;

3

–

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к

сознательному

выбору

добра,

нравственного

сознания

и

поведения

на

основе

усвоения

общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
–

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми

в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности.
5. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
–

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей

жизни;

сознательное

отношение

к

непрерывному

образованию

как

условию

успешной

профессиональной и общественной деятельности;
–

экологическая культура, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние

природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки
разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии.
6. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе
подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
–

положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация

традиционных семейных ценностей.
7. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
–

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных

планов;
–

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности

участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
–

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,

добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.
8. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни
образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.
Метапредметные результаты
4

Достижению метапредметных результатов при изучении данного курса будет способствовать
- работа с различными источникам информации, включая нормативно правовые акты (законы РФ,
международные договоры, локальные нормативно-правовые акты);
- решение правовых задач;
- деловые игры, связанные с моделированием судебных процессов, разрешением конфликтных
ситуаций;
- встречи (экскурсии) с представителями юридических профессий;
- обращение к социальной действительности, вопросам правовой грамотности в повседневной жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно

определить, что цель достигнута;
–

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной

жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
–

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных

ситуациях;
–

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для

достижения поставленной цели;
–

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя

материальные и нематериальные затраты;
–

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной

цели;
–

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый

информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи (правовые
задачи);
–

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и

фиксировать противоречия в информационных источниках (в том числе нормативно-правовые акты);
–

использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных

связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
–

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;

спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития (состязательности сторон во время судебного
процесса);
5

–

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей

для широкого переноса средств и способов действия;
–

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны

других участников и ресурсные ограничения;
–

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри

образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
–

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных

ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
–

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного

взаимодействия;
–

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных

и письменных) языковых средств;
–

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,

выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных
предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему
профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более
глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических
знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.
Выпускник на углубленном уровне научится (10 класс):
–

выделять содержание различных теорий происхождения государства;

–

сравнивать различные формы государства;

–

приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место в общей

структуре;
–

соотносить основные черты гражданского общества и правового государства;

–

применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права,

необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для эффективной
реализации своих прав и законных интересов;
–

оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента культуры

общества;
6

–

сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем (семей);

–

проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами, выявлять

их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
–

характеризовать особенности системы российского права;

–

различать формы реализации права;

–

выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры;

–

оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности

в Российской Федерации;
–

различать

соответствующие

виды

правоотношений,

правонарушений,

юридической

ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
–

выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;

–

целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство

Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных
прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и
юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации;
–

характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в их единстве

и системном взаимодействии;
–

характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его основные

функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;
–

дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской

Федерации;
–

характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган исполнительной

власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру Правительства Российской
Федерации;
–

характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской

Федерации;
–

характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной инициативы;

–

выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации;

–

характеризовать

систему

органов

местного

самоуправления

как

одну

из

основ

конституционного строя Российской Федерации;
Выпускник на углубленном уровне научится (11 класс):
–

сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу;

–

оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в механизме

защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;
–

определять место международного права в отраслевой системе права; характеризовать

субъектов международного права;
7

–

различать способы мирного разрешения споров;

–

оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;

–

сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в области

международной защиты прав человека;
–

дифференцировать участников вооруженных конфликтов;

–

различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей;

называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий;
–

выделять структурные элементы системы российского законодательства;

–

анализировать

различные

гражданско-правовые

явления,

юридические

факты

и

правоотношения в сфере гражданского права;
–

проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм предпринимательской

деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;
–

целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;

–

различать формы наследования;

–

различать виды и формы сделок в Российской Федерации;

–

выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности защиты прав на

результаты интеллектуальной деятельности;
–

анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия регистрации и

расторжения брака;
–

различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;

–

выделять права и обязанности членов семьи;

–

характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права, определять

правовой статус участников трудовых правоотношений;
–

проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров;

–

различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;

–

дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за них;

–

проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов ответственности;

иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной и административной
ответственности несовершеннолетних;
–

целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации;

–

в практических ситуациях определять применимость налогового права Российской Федерации;

выделять объекты и субъекты налоговых правоотношений;
–

соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение;

–

применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на

жилище;
–

дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса;
8

–

проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного

и административного видов судопроизводства, грамотно применять правовые нормы для разрешения
конфликтов правовыми способами;
–

давать

на

примерах

квалификацию

возникающих

в

сфере

процессуального

права

правоотношений;
–

применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых

ситуациях с использованием нормативных актов;
–

выявлять особенности и специфику различных юридических профессий.

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
На уровне 10 класса:
–

проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права;

–

дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной власти;

–

сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования права;

–

оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе;

–

понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому нигилизму;

–

классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по

порядку принятия и изменения;
–

толковать государственно-правовые явления и процессы;

–

проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых

систем других государств;
–

различать принципы и виды правотворчества;

–

описывать этапы становления парламентаризма в России;

–

сравнивать различные виды избирательных систем;

На уровне 11 класса:
–

анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в современных

международных отношениях;
–

анализировать институт международно-правового признания;

–

выявлять особенности международно-правовой ответственности;

–

выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения государств в

рамках международного гуманитарного права;
–

оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека в

условиях военного времени;
–

формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды

страхования;
–

различать опеку и попечительство;
9

–

находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров, возникающих в

процессе трудовой деятельности;
–

определять применимость норм финансового права в конкретной правовой ситуации;

–

характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой отчетности;

–

определять судебную компетенцию, стратегию и тактику ведения процесса.

«Право» (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса
права должны отражать:
1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и
формах;
2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности,
правоотношениях;
3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном
законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской
Федерации;
5) сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах
применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
6) сформированность основ правового мышления;
7) сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового,
уголовного права;
8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических
профессий;
9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных
правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
10)сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений
использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях
«Право» (углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения углубленного
курса права должны включать требования к результатам освоения базового курса и
дополнительно отражать:
1) сформированность представлений о роли и значении права как важнейшего социального
регулятора и элемента культуры общества;
2) владение знаниями об основных правовых принципах, действующих в демократическом
обществе;

10

3) сформированность представлений о системе и структуре права, правоотношениях,
правонарушениях и юридической ответственности;
4) владение знаниями о российской правовой системе, особенностях ее развития;
5) сформированность представлений о конституционном, гражданском, арбитражном,
уголовном видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов
правовыми способами;
6) сформированность правового мышления и способности различать соответствующие виды
правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций,
способов восстановления нарушенных прав;
7) сформированность знаний об общих принципах и нормах, регулирующих государственное
устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему
конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты
прав граждан и юридических лиц;
8) понимание юридической деятельности как формы реализации права; ознакомление со
спецификой основных юридических профессий;
9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных
правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации,
выработки и доказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых
ситуациях с использованием нормативных актов
2. Содержание учебного предмета.
Углубленный уровень
Теория государства и права
Теории происхождения государства и права. Признаки государства. Теории сущности
государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы государств. Форма правления:
монархия и республика. Формы государственного устройства: унитарные и федеративные
государства.

Конфедерация.

Политический

режим:

демократический,

антидемократический.

Государственный механизм: структура и принципы. Гражданское общество. Правовое государство.
Право в объективном и субъективном смысле. Признаки права. Функции права. Система права.
Предмет правового регулирования. Метод правового регулирования. Источники права. Правовые
системы (семьи). Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов. Действие нормативноправовых актов. Социальные нормы. Структура и классификация правовых норм. Система
российского права. Юридическая техника. Формы реализации права. Виды и способы толкования
права.

Субъекты

и

объекты

правоотношения.

Правоспособность,

дееспособность

и

деликтоспособность. Юридические факты. Гарантии законности и правопорядка. Правосознание.
Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое воспитание. Понятие коррупции и коррупционных
11

правонарушений.
Антикоррупционные

Опасность
меры,

коррупции
принимаемые

для
на

гражданина,

государственном

общества
уровне.

и

государства.

Признаки

и

виды

правонарушений. Юридическая ответственность. Презумпция невиновности.
Конституционное право
Конституционное право. Виды конституций. Конституция Российской Федерации. Основы
конституционного строя Российской Федерации. Форма государственного устройства Российской
Федерации. Источники конституционного права Российской Федерации. Гражданство Российской
Федерации: основания приобретения, принципы, основания прекращения гражданства. Права и
свободы гражданина Российской Федерации. Уполномоченный по правам человека. Конституционные
обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба. Система
органов государственной власти Российской Федерации. Президент Российской Федерации: правовой
статус, функции и полномочия. Виды парламентов. Федеральное Собрание Российской Федерации:
структура, полномочия и функции. Правительство Российской Федерации: порядок формирования,
области

деятельности,

структура.

Структура

судебной

системы

Российской

Федерации.

Демократические принципы судопроизводства. Конституционный Суд Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации. Система и функции правоохранительных органов Российской
Федерации.

Принципы

и

виды

правотворчества.

Законодательный

процесс:

субъекты

законодательной инициативы, стадии законодательного процесса в Российской Федерации.
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Виды и особенности
избирательных систем. Стадии избирательного процесса. Выборы. Референдум. Система органов
местного самоуправления. Принципы местного самоуправления. Сферы деятельности органов
местного самоуправления.
Международное право
Основные принципы и источники международного права. Субъекты международного права.
Международно-правовое признание. Мирное разрешение международных споров. Источники и
основания международно-правовой ответственности. Права человека: сущность, структура, история.
Классификация прав человека. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка.
Нарушения прав человека. Международные договоры о защите прав человека. Международная
система защиты прав человека в рамках Организации Объединенных Наций. Региональная система
защиты прав человека. Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам человека. Международная
защита прав человека в условиях военного времени. Источники и принципы международного
гуманитарного права. Международный Комитет Красного Креста. Участники вооруженных
конфликтов: комбатанты и некомбатанты. Защита жертв войны. Защита гражданских объектов и
культурных ценностей. Запрещенные средства и методы ведения военных действий.
Основные отрасли российского права

12

Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Виды гражданско-правовых
отношений. Субъекты гражданских правоотношений. Физические лица.

Признаки и виды

юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность. Организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности. Право собственности. Виды правомочий собственника. Формы
собственности. Обязательственное право. Виды и формы сделок. Условия недействительности сделок.
Реституция. Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт.
Наследование. Завещание. Страхование и его виды. Формы защиты гражданских прав. Гражданскоправовая ответственность. Защита прав потребителей. Непреодолимая сила. Право на результаты
интеллектуальной деятельности: авторские и смежные права, патентное право, ноу-хау. Предмет,
метод, источники и принципы семейного права. Семья и брак. Правовое регулирование отношений
супругов. Брачный договор. Условия вступления в брак. Порядок регистрации и расторжения брака.
Права и обязанности членов семьи. Лишение родительских прав. Ответственность родителей по
воспитанию детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление.
Опека и попечительство. Приемная семья. Источники трудового права. Участники трудовых
правоотношений: работник и работодатель. Права и обязанности работника. Порядок приема на
работу. Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения. Рабочее время и
время отдыха. Сверхурочная работа. Виды времени отдыха. Заработная плата. Особенности правового
регулирования труда несовершеннолетних. Трудовые споры. Дисциплинарная ответственности.
Источники и субъекты административного права. Метод административного регулирования.
Признаки и виды административного правонарушения. Административная ответственность и
административные наказания. Принципы и источники уголовного права. Действие уголовного закона.
Признаки, виды и состав преступления. Уголовная ответственность. Виды наказаний в уголовном
праве. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Финансовое право. Правовое регулирование
банковской деятельности. Структура банковской системы РФ. Права и обязанности вкладчиков.
Источники налогового права. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Права и обязанности
налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды налогов. Налоговые правонарушения. Ответственность
за уклонение от уплаты налогов. Жилищные правоотношения. Образовательное право. Права и
обязанности участников образовательного процесса.
Основы российского судопроизводства
Конституционное судопроизводство. Предмет, источники и принципы гражданского процессуального
права. Стадии гражданского процесса. Арбитражное процессуальное право. Принципы и субъекты
уголовного

судопроизводства.

Особенности

процессуальных

действий

с

участием

несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Суд
присяжных заседателей. Особенности судебного производства по делам об административных
правонарушениях. Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи.
Особенности профессиональной деятельности юриста.
13

3. Тематическое планирование
Тематические
Основное содержание
Количество
блоки, темы
часов
Теории происхождения государства и права. Признаки
1. Теория
31
государства и государства. Теории сущности государства. Внутренние и внешние
функции государства. Формы государств. Форма правления: монархия и
права.
республика. Формы государственного устройства: унитарные и
федеративные государства. Конфедерация. Политический режим:
демократический, антидемократический. Государственный механизм:
структура и принципы. Гражданское общество. Правовое государство.
Право в объективном и субъективном смысле. Признаки права. Функции
права. Система права. Предмет правового регулирования. Метод
правового регулирования. Источники права. Правовые системы (семьи).
Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов. Действие
нормативно-правовых актов. Социальные нормы. Структура и
классификация правовых норм. Система российского права.
Юридическая техника. Формы реализации права. Виды и способы
толкования
права.
Субъекты
и
объекты
правоотношения.
Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Юридические
факты. Гарантии законности и правопорядка. Правосознание. Правовая
культура. Правовой нигилизм. Правовое воспитание. Понятие коррупции
и коррупционных правонарушений. Опасность коррупции для
гражданина, общества и государства. Антикоррупционные меры,
принимаемые на государственном уровне. Признаки и виды
правонарушений.
Юридическая
ответственность.
Презумпция
невиновности.
Конституционное право. Виды конституций. Конституция Российской
2.
37
Конституцио Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.
нное право. Форма государственного устройства Российской Федерации. Источники
конституционного права Российской
Федерации. Гражданство
Российской Федерации: основания приобретения, принципы, основания
прекращения гражданства. Права и свободы гражданина Российской
Федерации. Уполномоченный по правам человека. Конституционные
обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность и альтернативная
гражданская служба. Система органов государственной власти
Российской Федерации. Президент Российской Федерации: правовой
статус, функции и полномочия. Виды парламентов. Федеральное
Собрание Российской Федерации: структура, полномочия и функции.
Правительство Российской Федерации: порядок формирования, области
деятельности, структура. Структура судебной системы Российской
Федерации.
Демократические
принципы
судопроизводства.
Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд
Российской Федерации. Система и функции правоохранительных органов
Российской Федерации. Принципы и виды правотворчества.
Законодательный процесс: субъекты законодательной инициативы,
стадии законодательного процесса в Российской Федерации.
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации.
Виды и особенности избирательных систем. Стадии избирательного
процесса.
Выборы.
Референдум.
Система
органов
местного
самоуправления. Принципы местного самоуправления.
Сферы
деятельности органов местного самоуправления.
Итого;
68
Основные принципы и источники международного права.
3.
14
14

Международн Субъекты международного права. Международно-правовое признание.
ое право. Мирное разрешение международных споров. Источники и основания
международно-правовой ответственности. Права человека: сущность,
структура, история. Классификация прав человека. Право на
благоприятную окружающую среду. Права ребенка. Нарушения прав
человека. Международные договоры о защите прав человека.
Международная система защиты прав человека в рамках Организации
Объединенных Наций. Региональная система защиты прав человека.
Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам человека.
Международная защита прав человека в условиях военного времени.
Источники и принципы международного гуманитарного права.
Международный Комитет Красного Креста. Участники вооруженных
конфликтов: комбатанты и некомбатанты. Защита жертв войны. Защита
гражданских объектов и культурных ценностей. Запрещенные средства и
методы ведения военных действий.
Гражданское право: предмет, метод, источники,
4. Основные
Виды
гражданско-правовых
отношений.
Субъекты
отрасли принципы.
российского гражданских правоотношений. Физические лица. Признаки и виды
юридических
лиц.
Гражданская
правои
дееспособность.
права.
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Право собственности. Виды правомочий собственника. Формы
собственности. Обязательственное право. Виды и формы сделок. Условия
недействительности сделок. Реституция. Гражданско-правовой договор.
Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Наследование.
Завещание. Страхование и его виды. Формы защиты гражданских прав.
Гражданско-правовая ответственность. Защита прав потребителей.
Непреодолимая сила. Право на результаты интеллектуальной
деятельности: авторские и смежные права, патентное право, ноу-хау.
Предмет, метод, источники и принципы семейного права. Семья и брак.
Правовое регулирование отношений супругов. Брачный договор. Условия
вступления в брак. Порядок регистрации и расторжения брака. Права и
обязанности членов семьи. Лишение родительских прав. Ответственность
родителей по воспитанию детей. Формы воспитания детей, оставшихся
без попечения родителей. Усыновление. Опека и попечительство.
Приемная семья. Источники трудового права. Участники трудовых
правоотношений: работник и работодатель. Права и обязанности
работника. Порядок приема на работу. Трудовой договор: признаки,
виды, порядок заключения и прекращения. Рабочее время и время
отдыха. Сверхурочная работа. Виды времени отдыха. Заработная плата.
Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.
Трудовые споры. Дисциплинарная ответственности. Источники и
субъекты административного права. Метод административного
регулирования. Признаки и виды административного правонарушения.
Административная ответственность и административные наказания.
Принципы и источники уголовного права. Действие уголовного закона.
Признаки, виды и состав преступления. Уголовная ответственность.
Виды наказаний в уголовном праве. Уголовная ответственность
несовершеннолетних. Финансовое право. Правовое регулирование
банковской деятельности. Структура банковской системы РФ. Права и
обязанности вкладчиков. Источники налогового права. Субъекты и
объекты
налоговых
правоотношений.
Права
и
обязанности
налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды налогов. Налоговые
правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Жилищные правоотношения. Образовательное право. Права и

37

15

обязанности участников образовательного процесса.
Конституционное судопроизводство. Предмет, источники и
4. Основы
российского принципы гражданского процессуального права. Стадии гражданского
судопроизвод процесса. Арбитражное процессуальное право. Принципы и субъекты
уголовного судопроизводства. Особенности процессуальных действий с
ства.
участием несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса. Меры
процессуального
принуждения.
Суд
присяжных
заседателей.
Особенности судебного производства по делам об административных
правонарушениях. Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры,
нотариусы, следователи. Особенности профессиональной деятельности
юриста.
Итого:

17

68

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».