РП Искусство письменной речи 10-11 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия № 99

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Искусство письменной речи»
для обучающихся 10-11 классов

Составитель: Усатова Ольга Анатольевна,
учитель русского языка и литературы, в.к.к.

г. Екатеринбург, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство письменной речи» является
приложением к Основной образовательной программе среднего общего образования
МАОУ гимназии № 99. Общее число часов, отведённых для изучения право, на
углублённом уровне среднего общего образования, составляет 68: 10 класс – 34 часа (1 час
в неделю), 11 класс – 34 часа (1 час в неделю).
1. Планируемые результаты (требования к уровню подготовки)
Планируемые личностные результаты освоения ООП СОО
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других
людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
2

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП СОО
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Искусство письменной речи
Изучение предмета «Искусство письменной речи» должно обеспечить:
- сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества,
государства, способности свободно общаться в различных формах и на разные темы;
включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание
ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному
языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;
- сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других
культур, уважительного отношения к ним;
- приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам
отечественной и мировой культуры;
3

- сформированность чувства причастности к российским свершениям, традициям и
осознание исторической преемственности поколений;
- свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения русским
литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии
с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;
- сформированность знаний о русском языке как системе и как развивающемся
явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение
базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и
текстов разных функциональносмысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения «Искусство письменной речи» должны
отражать:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение
знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов;
5)
сформированность
представлений
об
изобразительно-выразительных
возможностях русского языка.
В результате изучения учебного предмета «Искусство письменной речи» на
уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты определенных жанров (тезисы, конспекты, аннотации, рефераты, доклады);
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста,
с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;
– соблюдать культуру публичной речи;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
4

– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать
и анализировать полученную информацию;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;
– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
– создавать рецензии на предложенный текст;
– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме,
в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в
том числе художественной литературы).
2. Содержание предмета «Искусство письменной речи»
Текст. Признаки текста. Коммуникация и текст. Многозначность понятия «текст».
Виды чтения. Использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной
задачи и характера текста. Коммуникативная ситуация и её элементы. Информационная
переработка текста. Виды преобразования текста. Культура публичной речи. Публичное
выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного
выступления. Стиль и жанр текста. Основные жанры научного стиля. Доклад. Сбор
основного материала для текста. Информационная переработка тестов различных
функциональных разновидностей языка. Планирование текста доклада. Сбор
дополнительного материала для доклада.
Вступление (введение), его структура и разновидности. Структура основной части.
Заключение, его структурные разновидности. Культура публичного выступления с
текстами различной жанровой принадлежности (доклад). Речевой самоконтроль,
самооценка, самокоррекция. Выступление перед аудиторией с докладом. Планирование
текста. Аннотация. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных
5

функционально-смысловых типов, стилей, жанров. Основные жанры научного стиля.
Статья. Основные изобразительно-выразительные средства языка. Планирование текста
статьи. Сбор дополнительного материала для статьи. Цельность и связность текста.
Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи.
Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Основные жанры научного стиля. Рецензия. Сбор основного материала для
рецензии. Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Планирование текста рецензию Совершенствование собственных коммуникативных
способностей и культуры речи. Основные жанры научного стиля. Конспект.
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функциональносмысловых типов, стилей, жанров. Конспект. Совершенствование умений и навыков
создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей, жанров. Реферат.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их
использование. Культура публичного выступления с текстами различной жанровой
принадлежности (реферат). Выступление перед аудиторией.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ темы
1
2

3-4
5
6-7

8-9
10-11
12
13
14
15
16
17
18
19

20-21
22
23

10 класс
Тема урока
Текст. Признаки текста. Коммуникация и текст.
Многозначность понятия «текст».
Виды чтения. Использования различных видов чтения в
зависимости от коммуникативной задачи
и характера текста.
Коммуникативная ситуация и её элементы.
Информационная переработка текста. Виды
преобразования текста.
Культура публичной речи. Публичное выступление:
выбор темы, определение цели, поиск
материала.
Композиция публичного выступления.
Стиль и жанр текста.
Основные жанры научного стиля. Доклад. Сбор
основного материала для текста.
Информационная переработка тестов различных
функциональных разновидностей языка.
Планирование текста доклада.
Сбор дополнительного материала для текста доклада.
Вступление (введение), его структура и разновидности.
Структура основной части.
Заключение, его структурные разновидности.
Культура публичного выступления с текстами
различной жанровой принадлежности (доклад).
Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Выступление перед аудиторией с докладом.
Планирование текста. Аннотация
Совершенствование умений и навыков создания текстов
разных функционально-смысловых

Количество
часов
1
1

2
1
2

2
2
1
1
1
1
1
1
1
1

2
1
1
6

типов, стилей, жанров. Аннотация.
24
25
26
27
28
29-30
31
32

33-34

№ темы
1
2
3
4
5
6
7

8
9-10
11

12
13
14
15

16-17

Основные жанры научного стиля. Статья.
Основные изобразительно-выразительные средства
языка.
Планирование текста статьи.
Сбор дополнительного материала для статьи.
Вступление (введение), его структура и разновидности.
Структура основной части статьи.
Заключение, его структурные разновидности статьи.
Цельность и связность текста. Коммуникативная
целесообразность, уместность, точность,
ясность, выразительность речи.
Причины коммуникативных неудач, их предупреждение
и преодоление.
Итого часов
11 класс
Тема урока
Основные жанры научного стиля. Рецензия. Сбор
основного материала для рецензии
Информационная переработка текста. Виды
преобразования текста
Планирование текста рецензии.
Совершенствование собственных коммуникативных
способностей и культуры речи.
Развитие речи. Рецензия на художественное
произведение.
Основные жанры научного стиля. Конспект.
Совершенствование умений и навыков создания текстов
разных функционально-смысловых типов, стилей,
жанров. Конспект.
Информационная переработка текста. Виды
преобразования текста.
Владение умениями информационной переработки
прочитанных текстов и представление их в виде тезисов.
Цельность и связность текста. Коммуникативная
целесообразность, уместность, точность,
ясность, выразительность речи.
Причины коммуникативных неудач, их предупреждение
и преодоление.
Развитие речи. Конспект критической статьи.
Основные жанры научного стиля. Реферат.
Совершенствование умений и навыков создания текстов
разных функционально-смысловых типов, стилей,
жанров. Реферат.
Планирование текста реферата. Тема реферата.

1
1
1
1
1
2
1
1

2
34

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1

1
2
1

1
1
1
1

2
7

18
19
20-21

22-23
24-25
26-27
28

29
30-32

33

Нормативные словари современного русского языка и
лингвистические справочники; их использование.
Информационная переработка текста. Виды
преобразования текста.
Владение умениями информационной переработки
прочитанных текстов и представление их в виде тезисов,
рефератов.
Вступление (введение), его структура и разновидности.
Структура основной части реферата.
Заключение реферата
Цельность и связность текста. Коммуникативная
целесообразность, уместность, точность, ясность,
выразительность речи.
Причины коммуникативных неудач, их предупреждение
и преодоление
Культура публичного выступления с текстами различной
жанровой принадлежности (реферат).
Выступление перед аудиторией. Речевой самоконтроль,
самооценка, самокоррекция.
Выступление перед аудиторией.
Итого часов

1
1
2

2
2
2
1

1
3

1
33

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».