РП Второй иностранный (французский) язык 8-9 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 99

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Второй иностранный язык. Французский»

Уровень образования: основное общее образование
Учебный год: 2023/2024
Класс: 8- 9 класс

Екатеринбург

Рабочая программа «Второй иностранный язык (французский)» 8-9 класс
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми
в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения программы основного общего образования, формируемые при изучении
иностранного языка, должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение
опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней);
2) патриотического воспитания:

2

— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
— готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учетом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
4) эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства;
— осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья;

3

— соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том
числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания (иностранного языка);
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого;
— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

4

8) ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы
и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды,
включают:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
— потребность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
— способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в
том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие;
— умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и
простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее —
оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
— умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;
— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;

5

— воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
— оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
— формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том
числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании,
коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: владение навыками пространственной и социально-бытовой
ориентировки; умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального
оборудования; способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; способность к
осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и
взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия; знание своих предпочтений
(ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;

6

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТкомпетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике
и профессиональной ориентации.
Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: владение навыками определения и исправления специфических ошибок
(аграмматизмов) в письменной и устной речи;

7

2) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: формирование способности планировать, контролировать и оценивать
собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи
педагогического работника и организующей помощи тьютора; формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения
результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического
работника и организующей помощи тьютора; формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными
эталонами при организующей помощи тьютора; формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу,
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора; развитие способности самостоятельно обратиться к
педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и
процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора; развитие
способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически
оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
Коммуникативные умения
Говорение. Диалогическая речь
Выпускник научится:
 вести диалог (диалог этикетного характер, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию; комбинированный диалог) в стандартных
ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:
 вести диалог-обмен мнениями;
 брать и давать интервью;

8

 вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т. д.)
Говорение. Монологическая речь
Выпускник научится:
 строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план,
вопросы) в рамках освоенной тематики;
 описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы);
 давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
 передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/план/вопросы;
 описывать картинку/фото с опорой или без опоры на ключевые слова/план/вопросы.
Выпускник получит возможность научиться:
 делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
 комментировать

факты

из

прочитанного/прослушанного

текста,

выражать

и

аргументировать

свое

отношение

к

прочитанному/прослушанному;
 кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
 кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т. п.)
 кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование
Выпускник научится:
 воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество
неизученных языковых явлений;
 воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как
изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.
Выпускник получит возможность научиться:
 выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
9

 использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.
Чтение
Выпускник научится:
 читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие отдельные неизученные языковые явления;
 читать

и

находить

в

несложных

аутентичных

текстах,

содержащих

отдельные

неизученные

языковые

явления,

нужную/интересующую/запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде;
 читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале;
 выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание
прочитанного.
Выпускник получит возможность научиться:
 устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте;
 восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов.
Письменная речь
Выпускник научится:
 заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и
т. д.);
 писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране
изучаемого языка, выражать пожелания (объемом 30–40 слов, включая адрес);
 писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка:
сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу;
давать совет и т. д. (объемом 120 слов, включая адрес);
 писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/план.
Выпускник получит возможность научиться:
 делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
10

 писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул;
 составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
 кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности;
 писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. п.).
Языковые навыки и средства оперирования ими
Орфография и пунктуация
Выпускник научится:
 правильно писать изученные слова;
 правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знак в

конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения;
 расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого

языка.
Выпускник получит возможность научиться:
 сравнивать и анализировать буквосочетания французского языка и их транскрипцию.

Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
 различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова изучаемого
иностранного языка;
 соблюдать правильное ударение в изученных словах;
 различать коммуникативные типы предложений по их интонации;
 членить предложение на смысловые группы;
 адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей
(побудительное предложение; общий и специальный вопросы), в том числе, соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных
словах.

11

Выпускник получит возможность научиться:
 выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
 узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в
том числе многозначные в пределах тематики основной школы;
 употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, репликиклише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
 соблюдать существующие во французском языке нормы лексической сочетаемости;
 распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения и конверсии в пределах тематики основной школы в
соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
 распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с
решаемой коммуникативной задачей:
Выпускник получит возможность научиться:
 распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;
 знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации
общения;
 распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные глаголы;
 распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
 распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности;
 использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству
с русским/родным языком, по словообразовательным элементам.
Грамматическая сторона речи
12

Выпускник научится:
 оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в

соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте:
 распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и

отрицательной форме) вопросительные (общий и специальный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и
восклицательные;
 распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими

обстоятельствами, следующими в определенном порядке;
 распознавать и употреблять в речи предложения с начальным ce;
 распознавать и употреблять в речи предложения с начальным il y a;
 распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами et, mais, ou (bien);


распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами parce que, si, que, quoi, qui, dont,

ce que, ce qui, où, quand, comment, pourquoi;
 использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени;
 распознавать и употреблять в речи условные предложения реального характера и нереального характера;
 распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу,

и исключения;
 распознавать и употреблять в речи существительные с определенным/неопределенным/частичным/нулевым артиклем;
 распознавать и употреблять в речи местоимения и местоименные прилагательные: личные, притяжательные, возвратные, указательные,

неопределенные и их производные, относительные, вопросительные;
 распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по

правилу, и исключения;
 распознавать и употреблять в речи наречия времени и образа действия и слова, выражающие количество; наречия в положительной,

сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу и исключения;

13

 распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные;
 распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного и страдательного залога;
 распознавать и употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты;
 распознавать и употреблять в речи предлоги места, времени, направления; предлоги, употребляемые при глаголах в страдательном

залоге.
Выпускник получит возможность научиться:
 распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с различными союзами;
 распознавать и употреблять в речи определения, выраженные прилагательными, в правильном порядке их следования;
 распознавать и употреблять в речи глаголы в большинстве форм действительного залога и страдательного залога;
 распознавать по формальным признакам и понимать значение неличных форм глагола.

Социокультурные знания и умения
Выпускник научится:
 употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета,

принятые в странах изучаемого языка;
 представлять родную страну и культуру на французском языке;
 понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала

Выпускник получит возможность научиться:
 использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
 находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран изучаемого языка.

Компенсаторные умения
Выпускник научится:
 выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при говорении.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;

14

 пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
Достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования,
необходимых для продолжения образования, является предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной
программы основного общего образования. При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной
программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к
решению учебно-практических и учебно-познавательных задач. Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования включает две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их
индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы
основного общего образования; результаты государственной итоговой аттестации выпускников, характеризующие уровень достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации
обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов освоения
обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны:
1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения основной
образовательной программы;
2) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической
литературы, рабочих программ курсов внеурочной деятельности, курсов метапредметной направленности, программ воспитания, а также системы
оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с
требованиями Стандарта. Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования должны адекватно отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательной деятельности, соответствовать
возрастным возможностям обучающихся.

15

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны
уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их
достижения в образовательной деятельности, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Достижение планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
должно учитываться при оценке результатов деятельности системы образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
педагогических работников. Достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования определяется по завершении обучения.
2. Содержание учебного предмета (на уровень обучения)
Освоение предмета «Второй иностранный язык» в основной школе предполагает применение коммуникативного подхода в обучении
иностранному языку.
Учебный предмет «Второй иностранный язык» обеспечивает формирование и развитие иноязычных коммуникативных умений и языковых
навыков, которые необходимы обучающимся для продолжения образования в школе или в системе среднего профессионального образования.
Освоение учебного предмета «Второй иностранный язык» направлено на достижение обучающимися допорогового уровня иноязычной
коммуникативной компетенции, позволяющем общаться на иностранном языке в устной и письменной формах в пределах тематики и языкового
материала основной школы как с носителями иностранного языка, так и с представителями других стран, которые используют иностранный язык
как средство межличностного и межкультурного общения.
Изучение предмета «Второй иностранный язык» в части формирования навыков и развития умений обобщать и систематизировать
имеющийся языковой и речевой опыт основано на межпредметных связях с предметами «Русский язык», «Литература», «История», «География»,
«Физика», «Музыка», «Изобразительное искусство» и др.
Предметное содержание речи
Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения.
Мои друзья. Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе.

16

Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по
магазинам. Карманные деньги. Молодежная мода.
Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек.
Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.
Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки.
Школьная форма. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками.
Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт.
Окружающий мир. Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе/ в сельской
местности
Средства массовой информации. Роль средств массовой информации в жизни общества. Средства массовой информации: пресса,
телевидение, радио, Интернет.
Страны изучаемого языка и родная страна. Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение.
Климат. Население. Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические события,
традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру.
Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
Формирование и развитие диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания речи: умений вести диалоги разного
характера - этикетный, диалог-расспрос, диалог – побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированный диалог.
Объем диалога 4-5 реплик (8-9 класс) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – до 2,5–3 минут.
Монологическая речь

17

Формирование и развитие умений строить связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи
(повествование, описание, рассуждение (характеристика)), с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на
зрительную наглядность, прочитанный/прослушанный текст и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы)
Объем монологического высказывания 10-12 фраз. Продолжительность монологического высказывания –1,5–2 минуты.
Аудирование
Восприятие на слух и понимание несложных аутентичных аудиотекстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с
пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от решаемой коммуникативной задачи.
Жанры текстов: прагматические, информационные, научно-популярные.
Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, сообщение, беседа, интервью, объявление, реклама и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную
ценность.
Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты/события в
воспринимаемом на слух тексте. Время звучания текстов для аудирования – до 2 минут.
Аудирование с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации предполагает умение выделить значимую
информацию в одном или нескольких несложных аутентичных коротких текстах. Время звучания текстов для аудирования – до 1,5 минут.
Аудирование с пониманием основного содержания текста и с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой
информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых
языковых явлений.
Чтение
Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания, с
выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации, с полным пониманием.
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, объявление, рецепт, рекламный проспект,
стихотворение и др.

18

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную
ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах в рамках предметного содержания,
обозначенного в программе. Тексты могут содержать некоторое количество неизученных языковых явлений. Объем текстов для чтения – до 700
слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных
текстах, содержащих некоторое количество незнакомых языковых явлений. Объем текста для чтения - около 350 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных на изученном языковом материале. Объем
текста для чтения около 500 слов.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Письменная речь
Формирование и развитие письменной речи, а именно умений:
 заполнение анкет и формуляров (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, национальность, адрес);
 написание коротких поздравлений с днем рождения и другими праздниками, выражение пожеланий (объемом 30–40 слов, включая
адрес);
 написание личного письма, в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка с
опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет,
просить о чем-либо), объем личного письма около 100–120 слов, включая адрес;
 составление плана, тезисов устного/письменного сообщения; краткое изложение результатов проектной деятельности.
 делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания в соответствии с коммуникативной задачей.
Языковые средства и навыки оперирования ими
Орфография и пунктуация
Правильное написание всех букв алфавита, основных буквосочетаний, изученных слов. Правильное использование знаков препинания
(точки, вопросительного и восклицательного знака) в конце предложения.

19

Фонетическая сторона речи.
Различения на слух в потоке речи всех звуков иностранного языка и навыки их адекватного произношения (без фонематических ошибок,
ведущих к сбою в коммуникации). Соблюдение правильного ударения в изученных словах. Членение предложений на смысловые группы.
Ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений. Соблюдение правила отсутствия фразового ударения на
служебных словах.
Лексическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематики основной
школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры
стран изучаемого языка в объеме примерно 1000 единиц.
Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение, конверсия. Многозначность лексических единиц. Синонимы.
Антонимы. Лексическая сочетаемость.
Грамматическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых предложений, сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений.
Навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных типов предложения: повествовательное (утвердительное и
отрицательное), вопросительное, побудительное, восклицательное. Использование прямого и обратного порядка слов.
Навыки распознавания и употребления в речи существительных в единственном и множественном числе в различных падежах; артиклей;
прилагательных и наречий в разных степенях сравнения; местоимений (личных, притяжательных, возвратных, указательных, неопределенных и
их производных, относительных, вопросительных); количественных и порядковых числительных; глаголов в наиболее употребительных
видовременных формах действительного и страдательного залогов, модальных глаголов и их эквивалентов; предлогов.
Социокультурные знания и умения
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны
и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного
характера).

20

Знания о значении родного и иностранного языков в современном мире.
Сведения о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии.
Знания о реалиях страны/стран изучаемого языка: традициях (в питании, проведении выходных дней, основных национальных праздников
и т. д.), распространенных образцов фольклора (пословицы и т. д.).
Представления о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях образа жизни, быта, культуры
(всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру) страны/стран изучаемого языка; о
некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке.
Умение распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы
речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику).
Умение представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в
ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные умения
Совершенствование умений:
 переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
 использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т.

д.;
 прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов и т. д.;
 догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
 использовать синонимы, антонимы, описание понятия при дефиците языковых средств.

Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формирование и совершенствование умений:
 работать с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение, сокращение, расширение устной и письменной
информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
 работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;

21

 планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с
исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка
краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участие в работе над долгосрочным проектом,
взаимодействие в группе с другими участниками проектной деятельности;
 самостоятельно работать в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формирование и совершенствование умений:
 находить ключевые слова и социокультурные реалии в работе над текстом;
 семантизировать слова на основе языковой догадки;
 осуществлять словообразовательный анализ;
 пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями,

мультимедийными средствами);
 участвовать в проектной деятельности меж- и метапредметного характера.

Языковые знания и навыки
Графика, каллиграфия, орфография
Правила чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения и навыки их применения в рамках изучаемого лексикограмматического материала.
Фонетическая сторона речи
Различение на слух всех звуков французского языка и их адекватное произношение, соблюдение правильного ударения в словах и
ритмических группах. Соблюдение правил сцепления (liaison) и связывания (enchaînement) слов внутри ритмических групп, соблюдение правил
сцепления перед h немой и h придыхательной. Ритмико-интонационные навыки произношения разных типов предложений. Дальнейшее
совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.
Лексическая сторона речи

22

Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации в рамках тематики основной школы,
наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран
изучаемого языка; основные способы словообразования: аффиксации, словосложения, конверсии.
Лексические единицы, обслуживающие новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объеме 1200
единиц, в том числе устойчивые словосочетания, оценочная лексика, реплики-клише речевого этикета.
Основные способы словообразования:
а) суффиксация:
• существительных с суффиксам
-tion, -sion (collection, révision); -ement (appartement); -eur (ordinateur); -ure (signature); -ette (bicyclette, disquette); -ique (gymnastique); -iste, isme (journaliste, tourisme); -er/-ère (boulanger/ boulangère); -ien/-ienne (pharmacien/pharmacienne); -erie (parfumerie); -ence, -ance (préférence,
confiance); -aire (questionnaire); -oir, -oire (couloir, mémoire); -age (bricolage); -te (activité); -ude (attitude); -aison (comparaison); -esse (jeunesse); -ise
(friandise);
• наречий с суффиксом -ment;
• прилагательных с суффиксами: -eur/-euse (heureux/heureuse); -ique (sympatique); -ant (intéressant); -ain (américain); -ais (français); -ois

(chinois); -ien (parisien); -able/-ible (vivable, lisible); -el/-elle, -al/-ale, -ile, -il/-ille (professionnel, génial, difficile, gentil); -able, -ible (formidable,
possible); -eau/-elle (nouveau/nouvelle); -aire (planétaire); -atif/-ative (imaginatif);
б)

префиксация существительных, прилагательных и глаголов:

• in-, im- il- (inconnu, impossible, illisible); dé- (départ, décourager); dis- (disparâtre); re-, ré- (refaire, réviser); pré- (prévenir); mé- (méfiant); a(assimétrique); extra- (extraordinaire); anti- (antiride);
в) словосложение:
• существительное + существительное (télé-carte); существительное + предлог + существительное (sac-à-dos); прилагательное +
существительное (cybercafé); глагол + местоимение (rendez-vous); глагол + существительное (passe-temps); предлог +существительное (sous-sol);
г) конверсия (образование существительных от неопределенной формы глагола (conseiller — un conseil).
Представление о синонимии и антонимии, лексической сочетаемости, многозначности.

23

Грамматическая сторона речи
Нераспространенные и распространенные простые предложения. Безличные предложения. Предложения с неопределенно-личным
местоимением on. Сложно-сочиненные предложения с союзами mais, ni ... ni. Сложноподчиненные предложения с придаточными
дополнительными (союз que), определительными (союзные слова qui, que, dont, оù), обстоятельственными (наиболее распространенные союзы,
выражающие значения времени (quand), места (оù), причины (parce que). Все типы вопросительных предложений. Прямой порядок слов и
инверсия. Вопросительное прилагательное quel, вопросительные наречия оù, quand, comment, pourquoi; вопросительные местоимения qui, que.
Отрицательные частицы plus, jamais, non, personne. Ограничительный оборот ne ... que.
Видовременные формы изъявительного наклонения (Indicatif): le présent, le futur simple, le futur immédiat, le passé composé, l'imparfait, le
plus-que-parfait, le futur dans le passé. Возвратные (местоименные) глаголы. Спряжение глаголов I и II группы, распространенных глаголов III
группы в изъявительном наклонении. Согласование причастия сложных форм глагола с подлежащим и прямым дополнением. Согласование
времен в плане настоящего и прошедшего. Прямая и косвенная речь.
Повелительное наклонение регулярных и распространенных нерегулярных глаголов в утвердительной и отрицательной форме (l'imperatif).
Временная форма условного наклонения (1е соnditionnel présent) в простом и сложном предложении.
Le subjonctif présent регулярных и наиболее частотных нерегулярных глаголов в дополнительных придаточных.
Активный и пассивный залог в настоящем времени изъявительного наклонения. Предлоги par и de в пассивных конструкциях.
Причастия настоящего и прошедшего времени (participe présent и participe passé), деепричастие (le gérondif), инфинитивные конструкции
после глаголов восприятия. Способы действия (venir de faire qch, être en train de faire qch).
Причинные отношения в простом и сложном предложении: parce que, grace à, à cause de. Временные отношения в простых и сложных
предложениях.
Особые формы существительных женского рода и множественного числа (travail — travaux), особые формы прилагательных женского рода
и множественного числа (belle — beau, long — longue, culturelle, но musicale, spécial — spéciaux/spéciales и пр.).
Частичный артикль с абстрактными и вещественными существительными. Замена артикля предлогом de (в отрицательных конструкциях,
после слов, выражающих количество, перед группой прилагательное + существительное). Употребление предлогов и артиклей перед
географическими названиями (еn France, de Chine, au Canada, du Japon).

24

Наречия на -ment. Степени сравнения прилагательных и наречий, особые случаи их образования (bon — meilleur, bien — mieux).

25

3. Тематическое планирование курса «Второй иностранный язык (французский)»
8 класс
№
п/п

Название раздела

Название темы

Количество часов

1

Выдающиеся люди и
их вклад в науку и
мировую культуру (6
часов)

Работа с текстом «Большой конкурс»
Как выразить уверенность и желание
Развитие грамматического навыка: Gérondif & Passé simple
Страноведение: франкоязычная музыка
Достопримечательности
Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру
Спортивные игры
Спортивные соревнования
Развитие грамматического навыка: Conditionnel présent & Futur dans le
passé
Выдающиеся спортсмены Франции
Страноведение: спорт во Франции
Развитие диалогической речи
Контрольная работа по теме «Спортивные игры. Спортивные
соревнования»
Работа над ошибками. Досуг и увлечения
Музыка
Развитие грамматического навыка: повелительное наклонение
Посещение театра
Страноведение: досуг французских подростков
Виды отдыха. Развитие диалогической речи
Круглый стол по теме «Выходные»
Проблемы экологии
Защита окружающей среды
Развитие грамматического навыка: Participe passé
Защита животных
Страноведение: национальные парки Франции
Контрольная работа по теме «Защита окружающей среды»

1
1
1
1

2

3

4

Спортивные игры.
Спортивные
соревнования (7
часов)

Досуг и увлечения
(музыка, чтение;
посещение театра,
кинотеатра, музея,
выставки). Виды
отдыха (7 часов)
Проблемы экологии.
Защита окружающей
среды (7 часов)

Основные
направления
воспитательной
деятельности

1,2,3,4

1

1
1
1
1
1
1
1

1,2,5

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3, 4, 5, 7

1, 2, 7, 8

26

5

Страны, столицы,
крупные города
Географическое
положение. Климат.
Население (7 часов)

Работа над ошибками. Развитие диалогической речи
Европа. Европейский союз
Страны, столицы, крупные города
Развитие грамматического навыка: согласование времен
Франция. Население
Страноведение: Франция как часть Европейского союза
Итоговая контрольная работа
Работа над ошибками. Повторительно-обобщающий урок

1
1
1
1
1
1
1
1

1, 2, 3

9 класс
№
п/п

Название раздела

Название темы

1

Страны, столицы, крупные города.
Государственные символы (3 часа)

Вводный инструктаж по охране труда для обучающихся
ИОТ-001-у-2021. Страны, столицы, крупные города
Государственные символы
Работа с художественным текстом. Путешествие
История Франции. Исторические события
Памятные даты. Национальные праздники

2

3

Культурные особенности:
национальные праздники, памятные
даты, исторические события,
традиции и обычаи (3 часа)
Достопримечательности (3 часа)

4

Досуг и увлечения (посещение
музея, выставки, театра,
кинотеатра) (4часа)

5

Взаимоотношения в семье,
конфликтные ситуации и способы
их решения (4 часа)

Чтение прессы. Традиции и обычаи
Страна изучаемого языка, столица: Франция, Париж.
Французы
Достопримечательности Франции
Чтение прессы. Достопримечательности Парижа
Досуг и увлечения. Посещение музея
Достопримечательности. Музеи Парижа
Развитие диалогической речи. Посещение выставки
Посещение театра, кинотеатра. Разговорный французский
Взаимоотношения в семье
Конфликтные ситуации и способы их решения
Обобщение и повторение по изученным темам
Проверочная работа № 1

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17 часов

Основные направления
воспитательной
деятельности
гражданское
воспитание,
патриотическое воспитание,
духовно-нравственное
воспитание,
трудовое
воспитание
духовно-нравственное
воспитание, экологическое
воспитание,
ценность
научного познания
гражданское
воспитание,
патриотическое воспитание,
эстетическое воспитание
эстетическое
воспитание,
физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья и эмоционального
благополучия
эстетическое
воспитание,
физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья и эмоционального
благополучия

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».