РП Второй иностранный (немецкий) язык 8-9 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 99

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Второй иностранный язык. Немецкий»

Уровень образования: основное общее образование
Учебный год: 2022-2024
нормативный срок обучения: 2 лет
Класс: 8- 9 класс

Екатеринбург

Рабочая программа по предмету: "Второй иностранный язык.
Немецкий" 8-9 классы
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех
её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

2

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы
основного общего образования:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: способность к социальной
адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации
на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании,
коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: владение навыками
пространственной и социально-бытовой ориентировки; умение самостоятельно и безопасно
передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального
оборудования; способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации; способность к осмыслению социального окружения, своего
места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: формирование умения
следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых,
учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия; знание своих
предпочтений
(ограничений)
в
бытовой
сфере
и
сфере
интересов.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
3

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы
основного общего образования:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: владение навыками
определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной
речи;
2) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: формирование способности
планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи
педагогического работника и организующей помощи тьютора; формирование умения
определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей
помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при
сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными
эталонами при организующей помощи тьютора; формирование умения адекватно реагировать
в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха при организующей помощи тьютора; развитие способности самостоятельно
обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в
случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса; формирование умения активного
использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых
объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при
организующей помощи педагога-психолога и тьютора; развитие способности самостоятельно
действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных
источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из
различных
источников.
Предметные результаты:
Изучение предметной области "Иностранные языки" должно обеспечить:
приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка,
воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и
достижения взаимопонимания между людьми и народами;
осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным,
социальным и профессиональным ростом;
формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование,
чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и
письменной речи, правилами речевого этикета.
Предметные результаты изучения предметной области "Иностранные языки" должны
отражать:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур,
4

оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального
самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с
образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися
уровня иноязычной компетентности;
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции;
расширение и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и
лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого
уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и
самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию
иностранного языка как средства получения информации, позволяющего расширять свои
знания в других предметных областях.
Коммуникативные умения
Говорение. Диалогическая речь
Выпускник научится:
● вести диалог (диалог этикетного характер, диалог-расспрос, диалог побуждение к
действию; комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального общения в
рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого
языка.
Выпускник получит возможность научиться:
● вести диалог-обмен мнениями;
● брать и давать интервью;
● вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т. д.)
Говорение. Монологическая речь
Выпускник научится:
● строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность
и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики;
● описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору
(ключевые слова, план, вопросы);
● давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
● передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на
текст, ключевые слова/план/вопросы;
● описывать картинку/фото с опорой или без опоры на ключевые слова/план/вопросы.
Выпускник получит возможность научиться:
● делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
● комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, выражать и
аргументировать свое отношение к прочитанному/прослушанному;
● кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в
соответствии с предложенной ситуацией общения;
● кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы,
расписание и т. п.)
● кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование
Выпускник научится:
● воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных
текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;

5

● воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/запрашиваемую
информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и
некоторое количество неизученных языковых явлений.
Выпускник получит возможность научиться:
● выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
● использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух
текстов, содержащих незнакомые слова.
Чтение
Выпускник научится:
● читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов,
содержащие отдельные неизученные языковые явления;
● читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные
неизученные языковые явления, нужную/интересующую/запрашиваемую информацию,
представленную в явном и в неявном виде;
● читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на
изученном языковом материале;
● выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом
материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.
Выпускник получит возможность научиться:
● устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных
в несложном аутентичном тексте;
● восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных
фрагментов.
Письменная речь
Выпускник научится:
● заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия,
пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.);
● писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с
употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать
пожелания (объемом 30–40 слов, включая адрес);
● писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого
этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и
запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность,
извинения, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 120 слов, включая адрес);
● писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/план.
Выпускник получит возможность научиться:
● делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных
высказываниях;
● писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное
письмо-стимул;
● составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
● кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности;
● писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст
(таблицы, диаграммы и т. п.).
Языковые навыки и средства оперирования ими
Орфография и пунктуация
Выпускник научится:
● правильно писать изученные слова;
● правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце
повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного
предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения;
6

● расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в
соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:
● сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию.
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
● различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою
коммуникации, произносить слова изучаемого иностранного языка;
● соблюдать правильное ударение в изученных словах;
● различать коммуникативные типы предложений по их интонации;
● членить предложение на смысловые группы;
● адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки
зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение; общий,
специальный, альтернативный и разделительный вопросы), в том числе, соблюдая правило
отсутствия фразового ударения на служебных словах.
Выпускник получит возможность научиться:
● выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;
● различать британские и американские варианты английского языка в прослушанных
высказываниях.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
● узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова,
словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах
тематики основной школы;
● употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные
лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе
многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой
коммуникативной задачей;
● соблюдать существующие в английском языке нормы лексической сочетаемости;
● распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения и
конверсии в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой
коммуникативной задачей;
● распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в
пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей:
Выпускник получит возможность научиться:
● распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова,
изученные в пределах тематики основной школы;
● знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи
изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;
● распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы;
● распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
● использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о
значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/ родным языком, по
словообразовательным элементам.
Грамматическая сторона речи
Выпускник научится:
● оперировать в процессе устного и письменного общения основными
синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с
коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте:
● распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений:
повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий,
7

специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной
и отрицательной форме) и восклицательные;
● распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные
простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в
определенном порядке;
● распознавать и употреблять в речи предложения с начальным man;
● использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в
настоящем и прошедшем времени;
● распознавать и употреблять в речи условные предложения реального характера и
нереального характера;
● распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и
во множественном числе, образованные по правилу, и исключения;
● распознавать
и
употреблять
в
речи
существительные
с
определенным/неопределенным/нулевым артиклем;
● распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в именительном и
объектном падежах, в абсолютной форме), притяжательные, возвратные, указательные,
неопределенные и их производные, относительные, вопросительные;
● распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной,
сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения;
● распознавать и употреблять в речи наречия времени и образа действия и слова,
выражающие количество; наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях,
образованные по правилу и исключения;
● распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные;
● распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных
формах действительного залога;
● распознавать и употреблять в речи различные грамматические средства для
выражения будущего времени;
● распознавать и употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты;
● распознавать и употреблять в речи глаголы в следующих формах страдательного
залога;
● распознавать и употреблять в речи предлоги места, времени, направления; предлоги,
употребляемые при глаголах в страдательном залоге.
Выпускник получит возможность научиться:
● распознавать сложноподчиненные предложения распознавать и употреблять в речи
сложноподчиненные предложения с союзами;
● распознавать и употреблять в речи определения, выраженные прилагательными, в
правильном порядке их следования;
● распознавать и употреблять в речи глаголы во временных формах действительного
залога;
● распознавать и употреблять в речи глаголы в формах страдательного залога ;
Социокультурные знания и умения
Выпускник научится:
● употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального
общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
● представлять родную страну и культуру на английском языке;
● понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного
материала
Выпускник получит возможность научиться:
● использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных
высказываний;
● находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран
изучаемого языка.
8

Компенсаторные умения
Выпускник научится:
● выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос
при говорении.
Выпускник получит возможность научиться:
● использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;
● пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
Достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения
образования, является предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной
образовательной программы основного общего образования. При итоговом оценивании
результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного
общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной
деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования включает две составляющие: результаты промежуточной аттестации
обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в
соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы
основного общего образования; результаты государственной итоговой аттестации
выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования.
К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке,
относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные
характеристики. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов освоения
обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе
различных мониторинговых исследований.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы основного общего образования должны:
1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и
системой оценки результатов освоения основной образовательной программы;
2) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ
учебных предметов и учебно-методической литературы, рабочих программ курсов
внеурочной деятельности, курсов метапредметной направленности, программ воспитания, а
также системы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной
программы основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.
Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования должны адекватно отражать требования
Стандарта, передавать специфику образовательной деятельности, соответствовать
возрастным
возможностям
обучающихся.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы
основного общего образования должны уточнять и конкретизировать общее понимание
личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их
достижения в образовательной деятельности, так и с позиции оценки достижения этих
результатов.
Достижение планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной
программы основного общего образования должно учитываться при оценке результатов
деятельности системы образования, организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, педагогических работников. Достижение обучающимися планируемых
результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
9

определяется по завершении обучения.

2. Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии
В курсе немецкого языка как второго иностранного можно выделить следующие
содержательные линии:
• коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении,
чтении и письме;
• языковые навыки пользования лексическими, грамматическими, фонетическими и
орфографическими средствами языка;
• социокультурная осведомлённость и умения межкультурного общения;
• общеучебные и специальные учебные умения, универсальные учебные действия.
Главной содержательной линией является формирование и развитие коммуникативной
компетенции в совокупности с речевой и языковой компетенцией. Уровень развития
коммуникативной компетенции выявляет уровень овладения речевыми навыками и
языковыми средствами второго иностранного языка на данном этапе обучения, а также
уровень развития компенсаторных навыков, необходимых при овладении вторым
иностранным языком. В свою очередь, развитие коммуникативной компетенции неразрывно
связано с социокультурной осведомлённостью учащихся. Все указанные содержательные
линии находятся в тесной взаимосвязи и единстве учебного предмета «Иностранный язык».
Предметное содержание речи
Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения.
Мои друзья. Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера. Межличностные
взаимоотношения с друзьями и в школе.
Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея,
выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодежная мода.
Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от
вредных привычек.
Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.
Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения к
ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка с
зарубежными сверстниками.
Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в
планах на будущее.
Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт.
Окружающий мир
Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды.
Жизнь в городе/ в сельской местности.
Средства массовой информации
Роль средств массовой информации в жизни общества. Средства массовой
информации: пресса, телевидение, радио, Интернет.
Страны изучаемого языка и родная страна
Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое
положение. Климат. Население. Достопримечательности. Культурные особенности:
национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи.
10

Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру.
Виды речевой деятельности/ Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
вести комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов (диалог этикетного
характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос), диалог обмен мнениями в
рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения, с
вербальными и (или) зрительными опорами или без опор, с соблюдением норм речевого
этикета, принятого в стране (странах) изучаемого языка (до 6–8 реплик со стороны каждого
собеседника);
создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе
характеристика, повествование или сообщение, рассуждение) с вербальными и (или)
зрительными опорами или без опор в рамках тематического содержания речи (объём
монологического высказывания – до 10–12 фраз), излагать основное содержание
прочитанного (прослушанного) текста со зрительными и (или) вербальными опорами (объём
– 10–12 фраз), излагать результаты выполненной проектной работы (объём – 10–12 фраз).
Монологическая речь
Умение строить связные высказывания о фактах и событиях с опорой и без опоры на
прочитанный или услышанный текст, заданную вербальную ситуацию или зрительную
наглядность.
Объём монологического высказывания от 7—10 фраз (5—7 классы) до 10—12 фраз (8—9
классы). Продолжительность монолога 1 — 1,5 минуты (9 класс).
Аудирование
Умение воспринимать и понимать на слух аутентичные аудио- и видеотексты с разной
глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с
выборочным пониманием и полным пониманием содержания текста) в зависимости от
коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Жанры текстов: прагматические, публицистические.
Типы текстов: сообщение, рассказ, диалог-интервью и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам
учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с полным пониманием содержания предполагает понимание речи учителя и
одноклассников на уроке, а также понимание несложных текстов, построенных на полностью
знакомом учащимся языковом материале или содержащих некоторые незнакомые слова.
Время звучания текста — до 2 минуты.
Аудирование с пониманием основного содержания осуществляется на несложных текстах,
содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений.
Время звучания текстов — до 1,5 минуты.
Аудирование с выборочным пониманием предполагает умение выделить необходимую
информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического
характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов — до 1,5 минуты.
Чтение
11

Умение читать и понимать аутентичные тексты разных жанров и стилей с различной глубиной
и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от коммуникативной задачи): с
пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием
содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием необходимой информации
(просмотровое/поисковое чтение).
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, объявление, рецепт, меню, проспект, реклама, песня
и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам
учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на
эмоциональную сферу школьников.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных
аутентичных материалах с ориентацией на выделенное в программе предметное содержание,
включающих некоторое количество незнакомых слов. Объём текстов для чтения — 600—700
слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах,
построенных в основном на изученном языковом материале, с использованием различных
приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода) и оценки
полученной информации. Объём текста для чтения — около 500 слов.
Чтение с выборочным пониманием предполагает умение просмотреть аутентичный текст или
несколько коротких текстов и выбрать необходимую информацию. Объём текста для чтения
— около 350 слов.
Письменная речь
заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами,
принятыми в стране (странах) изучаемого языка, писать электронное сообщение личного
характера, соблюдая речевой этикет, принятый в стране (странах) изучаемого языка (объём
сообщения – до 120 слов), создавать небольшое письменное высказывание с использованием
образца, плана, таблицы, прочитанного (прослушанного) текста (объём высказывания – до 120
слов), заполнять таблицу, кратко фиксируя содержание прочитанного (прослушанного)
текста, письменно представлять результаты выполненной проектной работы (объём 100– 120
слов).
Основные способы словообразования:
1) аффиксация:
• существительных с суффиксами -ung (die Lösung, die Vereinigung); -keit (die Feindlichkeit); heit (die Einheit); -schaft (die Gesellschaft); -um (das Datum); -or (der Doktor); -ik (die
Mathematik); -e (die Liebe), -er (der Wissenschaftler); -ie (die Biologie);
• прилагательных с суффиксами -ig (wichtig); -lieh (glcklich); -isch (typisch); -los (arbeitslos); sam (langsam); -bar (wunderbar);
• существительных и прилагательных с префиксом un- (das Ungн ck, ungн cklich);
• существительных и глаголов с префиксами: vorMitverantwortung, mitspielen);

(der

Vorort,

vorbereiten);

mit-

(die

• глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими словами в функции прис
тавок типаerz hlen, wegwerfen.
12

2) словосложение:
• существительное + существительное (das Arbeitszimmer);
• прилагательное + прилагательное (dunkelblau, hellblond);
• прилагательное + существительное (die Fremdsprache);
• глагол + существительное (die Schwimmhalle);
3) конверсия (переход одной части речи в другую):
• образование существительных от прилагательных (das Blau, der Junge);
• образование существительных от глаголов (das Lernen, das Lesen).
Интернациональные
слова (der Globus, der Computer). Представления
антонимии, лексической сочетаемости, многозначности.

о

синонимии,

Грамматическая сторона речи
Знакомство с новыми грамматическими явлениями.
Уровень овладения конкретным грамматическим явлением (продуктивно-рецептивно или
рецептивно) указывается в графе «Характеристика основных видов деятельности учащихся»
в тематическом планировании.
Нераспространённые и распространённые предложения:
• безличные предложения (Es ist warm. Es ist Sommer);
• предложения с глаголами legen, stellen, hängen, требующими после себя дополнение
в Akkusativ и обстоятельство места при ответе на вопрос Wohin? (Ich hänge das Bild an die
Wand);
• предложения с глаголами beginnen,raten,
vorhaben и др., требующими после себя Infinitiv с zu;
• побудительные предложения типа Lesen wir! Wollen wir lesen!;
• все типы вопросительных предложений;
• предложения
с
местоимением man (Man schmückt die Stadt vor Weihnachten);

неопределённо-личным

• предложения с инфинитивной группой um ... zu (Er lernt Deutsch, um deutsche Bücher zu
lesen);
• сложносочинённые предложения с союзами denn, darum, deshalb (Ihm gefällt das Dorfleben,
denn er kann hier viel Zeit in der frischen Luft verbringen).
• сложноподчинённые предложения с союзами dass, ob и др. (Er sagt, dass er gut in Mathe ist);
• сложноподчинённые предложения причины с союзами weil, da (Er hat heute keine Zeit, weil er
viele Hausaufgaben machen muss);
• сложноподчинённые предложения с условным союзом wenn (Wenn du Lust hast, komm zu mir
zu Besuch);
• сложноподчинённые предложения с придаточными времени (с союзами wenn, als, nachdem);
• сложноподчинённые предложения с придаточными определительными (с относительными
местоимениями die, deren, dessen);
• сложноподчинённые предложения с придаточными цели (с союзом damit);
13

• распознавание структуры предложения по формальным признакам: по наличию/отсутствию
инфинитивных оборотов: um ... zu + Infinitiv, statt ... zu + Infinitiv, ohne ... zu + Infinitiv);
• слабые и сильные глаголы со вспомогательным глаголом haben в Perfekt;
• сильные глаголы со вспомогательным глаголом sein в Perfekt (kommen, fahren, gehen);
• Präteritum слабых и сильных глаголов, а также вспомогательных и модальных глаголов;
• глаголы
с
отделяемыми
и
приставками Präsens, Perfekt, Präteritum, Futur (anfangen,beschreiben);

неотделяемыми

• временные формы в Passiv (Präsens, Präteritum);
• местоименные наречия (worüber, darüber, womit, damit);
• возвратные
глаголы
в
основных
формах Präsens, Perfekt, Präteritum (sich anziehen, sichwaschen);

временных

• распознавание и употребление в речи определённого, неопределённого и нулевого артиклей,
склонения существительных нарицательных; склонения прилагательных и наречий;
предлогов, имеющих двойное управление, предлогов, требующих Dativ, предлогов,
требующих Akkusativ;
• местоимения: личные, притяжательные, неопределённые (jemand, niemand);
• Plusquamperfekt и употребление его в речи при согласовании времён;
• количественные числительные и порядковые числительные.
Социокультурные знания и умения
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о
национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка,
полученные на уроках второго иностранного языка и в процессе изучения других предметов
(знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
• знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;
• сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на изучаемом иностранном
языке, их символике и культурном наследии;
• употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями (в
питании, проведении выходных дней, основных национальных праздников),
распространёнными образцами фольклора;
• представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран, говорящих на
втором иностранном языке; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно
известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о
некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
• умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального
и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого
языка (реплики-клише, наиболее распространённую оценочную лексику);
• умениями представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь
зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные умения
• переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
14

• использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые
слова, план к тексту, тематический словарь ит. д.;
• прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных
вопросов;
• догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником
жестам и мимике;
• использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формируются умения:
• работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации,
создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
• работать с прослушанным и письменным текстом: извлечение основной информации,
извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной
информации;
• работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами,
словарями, интернет-ресурсами, литературой;
• самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формируются умения:
• находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
• семантизировать слова на основе языковой догадки;
• осуществлять словообразовательный анализ слов;
• выборочно использовать перевод;
• пользоваться двуязычным и толковым словарями.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение
каждой темы

8 класс
15

№ Тема (предметное
п/п содержание речи)
1
Виды
спорта.
Спортивные игры
(7 часов)

Название темы
Фитнес и спорт.
Здоровый образ жизни

Спортивные игры
Великие спортсмены Германии, Австрии, Швейцарии.
Травмы и несчастные случаи в спорте. Глагол durfen в
претерите.

Контрольная работа по теме «Виды спорта»
Работа над ошибками. Монолог. Спорт
2

Культурные
особенности:
национальные
праздники,
памятные
даты,
исторические
события, традиции
и обычаи (14 часов)

Школьный обмен
Германия и Россия: жильё, еда, школа, транспорт,
свободное время.
Утешить и успокоить.
Устройство гостевой комнаты: куда разложить свои
вещи.
Страны изучаемого языка
Наши праздники
Семейные взаимоотношения
Любимый праздник
Глагол wissen. Просьбы, согласие. отказ
Страноведение: праздники в Германии, Швейцарии и
Австрии.
Поездки школьников.
Достопримечательности Берлина
Описание маршрута

Контрольная работа по теме «Культурные
особенности: национальные праздники, памятные
даты, исторические события, традиции и обычаи»
3

4

Проблемы
экологии.
Жизнь в городе/ в
сельской
местности (5 часов)

Досуг и увлечения
(музыка,
чтение;
посещение театра,
кинотеатра, музея,
выставки).
Виды
отдыха (7 часов)

Работа над ошибками. Мир и окружающая среда
Преимущества и недостатки жизни в большом городе
Погода и последствия природных катаклизмов.
Отрицательные слова-никто, ничто, никакой,
Придаточные с уступительным союзом «хотя».
Контрольная работа по теме «Защита окружающей
среды».
Работа над ошибками. Поездка на Рейн
Прилагательное перед существительным, предлоги с
винительным и дательным падежом, сложные слова.
Планирование поездки-как заказать гостиницу, покупка
билетов, заказ еды
Итоговая контрольная работа
Работа над ошибками. Прощальная вечеринка
Идеи подарков. Диалог. Как попрощаться.
Обобщающий урок.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

9 класс
№ Тема (предметное
Название темы
п/п содержание речи)
1
Проблема выбора профессии

Кол-во
часов
1
16

2

3

4

5

6

7

Мир
профессий.
Проблема выбора
профессии (3 часа)
Моя семья. Мой
дом (3 часа)
Жизнь в городе/ в
сельской
местности (3 часа)
Здоровое питание,
отказ от вредных
привычек ( 3часа)
Выдающиеся люди
и их вклад в науку
и
мировую
культуру (3 часа)
Защита
окружающей
среды (1час)
Здоровый
жизни (1 час)

образ

Придаточные относительные предложения. Анкета о
профпригодности
Относительные местоимения.
Дом. Квартира
Инфинитивные обороты с частицей zu.
Проверочная работа по теме «Инфинитивные
обороты»
Работа над ошибками. Прогнозы на будущее
Город будущего
Предлоги для обозначения времен.
Здоровое питание
Сочетание прилагательных с существительными.
Проблемы питания у подростков.
Политика и я

Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую
культуру
Политическая система ФРГ.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Проблемы экологии.

Спорт и здоровый образ жизни.

1

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».