Основы предпринимательства 9 кл

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МАОУ гимназии № 99
(протокол от 24 мая 2024 г. № 10)

УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ гимназии № 99
от 24 мая 2024 г. № 62-од

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

«Основы предпринимательства»
Направленность: социально- гуманитарная
Возраст обучающихся: 15-16лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Хиллер Дарья Васильевна,
педагог дополнительного
образования

Екатеринбург, 2024 г.

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основе
нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», статей: 2 (п.9, п.14, п.15, п.22), 12 (п.1ч.4; ч.5), 13 (ч.1,2), 28 (п.6 ч.3), 33
(ч.2), 55 (п.2 ч.1), 58 (ч.1), 75 (ч.1, ч.4);
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительной общеобразовательным программам»; СанПин 2.4.4.3172-14,
утверждённый Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 04.07.2014г. №41;
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р);
Концепция развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.05.2015г. №996-р)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы
предпринимательства» имеет социально-гуманитарную направленность.
Актуальность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы
предпринимательства» в настоящий момент признает важность ознакомления
учащихся с основами предпринимательства, предоставления им возможности
приобрести соответствующие компетенции в области предпринимательства.
В рыночной экономике способность к предпринимательству рассматривается
как один из факторов производства и является главным условием эффективного
функционирования рынка.
Обучение основам предпринимательской деятельности не ставит перед собой
цели подготовки из школьников предпринимателей, поможет обучающимся
максимально эффективно адаптироваться во взрослой жизни, обеспечит ему
конкурентные преимущества в профессиональной деятельности.
С другой стороны, в последнее время появился устойчивый интерес к
предпринимательской деятельности со стороны обучающихся и их родителей как
сферы деятельности, позволяющей максимально реализовать свои способности,
раскрыть творческий потенциал, достичь высокого уровня профессионализма.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность,
добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы,
преемственность, результативность, партнерство, творчество и ситуация успеха.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы
предпринимательства» предназначена для обучающихся 9 классов в возрасте 15 –
16 лет, проявляющих интерес к общественным наукам, стремящихся получить
разносторонние и глубокие знания.
Программа предполагает «базовый» уровень освоения программы.

Количество обучающихся в группе от 10 до 20-ти человек.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю 1,5 учебных часа..
Объем общеобразовательной программы – 36 учебных часов.
Срок освоения программы - 1 год.
Перечень форм обучения: лекционная, фронтальная, индивидуальная, групповая.
Перечень видов занятий: эвристическая беседа, лекция, практическое занятие,
семинары, деловая игра.
Перечень
форм
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: практические работы, викторины, деловая игра.
Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель общеразвивающей программы: формирование у обучающихся в процессе
практико-ориентированного обучения основам предпринимательства социальноэкономических компетенций: умение ставить цели и самоопределяться в
окружающей действительности, анализировать экономическую ситуацию и
преодолевать критические точки, работать в команде, проявлять инициативу и
творческий подход, осознавать социальную ответственность.
Задачи общеразвивающей программы
Образовательные:
формирование у обучающихся первоначальных знаний по основам
предпринимательства и важнейших социально-экономических компетенций создание условия для формирования у школьников культуры мышления, умения
разрешать проблемные ситуации, пробуждать и развивать устойчивый интерес к
знаниям экономических процессов и экономике как науке;
развивающие:
развивать логическое мышление, творческие способности обучающихся,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
навыки
моделирование
экономических ситуаций, навыки проектной и практической деятельности с
реальными объектами.
прививать учащимся навыки употребления нестандартных методов
рассуждения при решении экономических задач;
воспитательные:
развитие у обучающихся гражданских качеств, патриотического отношения к
России;
формирование нестандартного взгляда на экономику.
развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогом и
сверстниками; формировать навыки позитивного коммуникативного общения;
формировать всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели,
организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,
формировать осознанного отношения к выбору будущей профессии,
основанному на понимании современных
тенденций.
2.

Содержание общеразвивающей программы
Учебный ( тематический ) план

№
1.

2.
2.1
2.2
2.3
3.
3.1
3.2

3.3
4.

4.1
4.2

4.3
4.4

5

5.1
5.2
5.3

5.4

Тема
Введение. Инструктаж
по технике
безопасности.
Предпринимательство.
Предпринимательство:
природа, цели, задачи
История
предпринимательства.
Экономический выбор
Правовые
основы
предпринимательства
Законы о
предпринимательстве.
Правовые основы
предпринимательства:
собственность, договор.
Предпринимательство в
Свердловской области.
Факторы успешного
развития
предпринимательства.
Понятие «маркетинг».
Спрос и предложение.
Ценообразование:
затраты, себестоимость,
выручка, цена.
Ценообразование:
стратегия цен.
Доход, прибыль,
рентабельность
предприятия
Менеджмент как залог
четкой организации
предприятия.
Менеджмент: понятие,
цели, задачи.
Организационная
структура предприятия.
Планирование
предпринимательской
деятельности
Бизнес-план

Всего
часов

Количество часов

Форма
аттестации/
контроля

1,5

Теория
1,5

Практика
0

4,5
1,5

2
0,5

2,5
1

1,5

1,5

0

1,5
6

0
4,5

1,5
1,5

1,5

1,5

0

1,5

1,5

0

3

1,5

1,5

12

4,5

7,5

1,5

0

1,5

3

1,5

1,5

3

1,5

1,5

Семинар

4,5

1,5

3

Практическая
работа

12

6

6

1,5

1,5

0

3

1,5

1,5

Викторина

3

1,5

1,5

Семинар

4,5

1,5

3

Деловая игра

Практическая
работа
Деловая игра

Семинар

Практическая
работа

1. Введение. Инструктаж по технике безопасности (1,5 часа)
Теория: Содержание и задачи работы. Организация занятий, формы и
методы работы. Инструктаж по технике безопасности.
2. Предпринимательство (4,5 часа)
2.1 Предпринимательство: природа, цели, задачи.
Теория: Предпринимательство: природа, цели, задачи
Практика: Практическая работа: «Разработка технологической карты».
2.2 История предпринимательства.
Теория: История предпринимательства.
2.3. Экономический выбор
Практика: Деловая игра «Экономический выбор»
3. Правовые основы предпринимательства (6 часов)
3.1 Законы о предпринимательстве.
Теория: Законы о предпринимательстве.
3.2 Правовые основы предпринимательства: собственность, договор.
Теория: Правовые основы предпринимательства: собственность, договор.
3.3. Предпринимательство в Свердловской области.
Теория: Исторические аспекты развития предпринимательства в
Свердловской области.
Практика: Семинарское занятие «Тенденции развития предпринимательства
в Свердловской области»
4. Факторы успешного развития предпринимательства. (12 часов)
4.1 Понятие «маркетинг». Спрос и предложение.
Теория: Введение понятия «маркетинг». Спрос и предложение.
Практика: Практическая работа «План маркетингового исследования».
4.2 Ценообразование: затраты, себестоимость, выручка, цена.
Теория: Рассмотрение процесса ценообразования: затраты, себестоимость,
выручка, цена.
Практика: решение задач по ценообразованию.
4.3. Ценообразование: стратегия цен
Теория: Ценообразование: стратегия цен.
Практика: Семинар «Стратегия цен».
4.4. Доход, прибыль, рентабельность предприятия.
Теория: Рассмотрение понятий доход, прибыль, рентабельность
предприятия
Практика: Практическая работа «Прибыль как источник расширения
производства».

5. Менеджмент как залог четкой организации предприятия. (12 часов)
5.1 Менеджмент: понятие, цели, задачи.
Теория: Менеджмент: понятие, цели, задачи.
5.2 Организационная структура предприятия.
Теория: Организационная структура предприятия.
Практика: Семинар «Проблемные вопросы для предпринимателя ».
5.3. Теория: Планирование предпринимательской деятельности
Практика: Викторина «Планирование предпринимательской деятельности»
5.4. Бизнес-план
Теория: Роль бизнес-план в организации предприятия. Принципы
составления бизнес-план.
Практика: Деловая игра «Составление бизнес-плана». Составление бизнесплана. Презентация и защита.
3. Планируемые результаты.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы
предпринимательства»
позволяет
добиться
следующих
личностных,
метапредметных и предметных результатов
личностные результаты –
У учащихся могут быть сформированы:
- ответственное отношения к учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки и общественной практики;
- осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с
графической информацией;
коммуникативные компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
- умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве.
- метапредметные результаты программы
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
владению основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать

выводы;
создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения
учебных и творческих задач;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации;
- предметные результаты –
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать основные принципы предпринимательской деятельности, иметь
представление о роли предпринимательства в обществе;
- основным приёмам работы с экономической информацией, её осмыслению,
проведению простых финансовых расчётов;
- технологии создания собственного дела, определение наиболее выгодных сфер
бизнеса, планирования предпринимательской деятельности и составления бизнесплана;
- проведению исследований экономических явлений в сфере предпринимательства:
анализу, синтезу, обобщению экономической информации, прогнозирование
развития явления и поведения людей и предпринимательских фирм,
сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;
- делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических
ситуаций, определять элементарные проблемы в области семейных финансов и
находить пути их решения.
4. Организационно-педагогические условия
Условия реализации программы
- материально-техническое обеспечение –
Учебные кабинеты, с возможностями использования демонстрационного комплекса,
включающий в себя: интерактивную доску (или экран), мультимедиапроектор,
персональный компьютер или ноутбук с установленным программным
обеспечением; доступ к сети Интернет.
- кадровое обеспечение –
Педагоги основного образования с высшим педагогическим образованием,
отсутствием ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных
законодательством Российской Федерации.
- методические материалы –
Методическое обеспечение программы направленно на формирование
потребности в систематических занятиях курса обществознания.
Программа основана на педагогических технологиях индивидуализации,
игрового и группового обучения. Индивидуализация обучения предполагает
дифференциацию учебного материала, разработку заданий различного уровня
трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса
обучения в конкретных группах, учитывающих индивидуальные особенности

каждого обучающегося. Образовательная технология проблемного обучения
направлена на обеспечение возможностей развития критического мышления.
Формы аттестации / контроля и оценочные материалы
Формами контроля знаний, сформированных у обучающихся в процессе
реализации данной программы являются практические работы, семинары,
викторины, деловые игры.
4. Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Балашов А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. – М.:
Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. – 288 с.
Барден Ф. Взлом Маркетинга. Наука о том, почему мы покупаем / Ф. Барден. –
МИФ, 2017.
Барышева А. Продажи по-взрослому. 19 инструментов управления – ЛитРес,
2014 г.
Беляев Ю.М. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров / Ю.М.
Беляев. – М.: Дашков и К, 2020. – 220 с.
Бест Р. Маркетинг от потребителя / Р. Бест. – М.: МИФ, 2015.
Гукасьян Г.М. Экономическая теория: Учебник и практикум / Г.М. Гукасьян,
Г.А. Маховикова, В.В. Амосова. – М.: Юрайт, 2013 – 573 с.
Джеффри М.,Макетингш, основанный на данных / Мю: МИФ. 2019.
Иванова С, «Продажа на 100%. Эффективные техники продвижения товаров и
услуг» – 3-е изд. – М,: Альпина Бизнес Букс, 2018 – 274 с.
Лайкен А. Искусство успевать. – М.: Издательство Рефл – Бук, 2013.
Линдром М. Buy-ology. Увлекательное путешествие в мозг современного
потребителя / пер. с англ. – М.: ЭСИМО, 2019.
Лукевичева Л.И. Управленчиские решения: учебник – Л.И. Лукичева. – М.:
ОМЕГА-Л 2014. – 383 с.
Маховикова Г.А. Экономическая теория: Учебник и практикум / Г.А.
Маховикова. – Люберцы: Юрайт. 2018. – 573 с.
Минаева Н.В. Экономика и предпринимательство. Лекции, деловые игры и
упражнения. – М.: Владос, 1994.
Нисимчук А.С. Экономическое образование школьников. Кн. для учителя. – М.:
Просвещение, 2011.
Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся основам редпринимательства. –
Брянск, 1997.
Стелзнер М. Контент-маркетингш / М. Стелзнер. – МИФ, 2018.
Чернецова Н.С. Экономическая теория: Учебное пособие / Н.С. Чернецова, В.А.
Скворцова, И.Е. Медушевская. – М.: КноРус, 2013. – 264 с.
Шевченко Д.А, Реклама. Маркетинг. Р R / Д.А. Шевченко. – М.: РГТУ, 2014.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».