СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МАОУ гимназии № 99 (протокол от 24 мая 2024 г. № 10) УТВЕРЖДЕНО приказом МАОУ гимназии № 99 от 24 мая 2024 г. № 62-од Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы философии» Направленность: социально-гуманитарная Возраст обучающихся: 17-18лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель Кузьмина Дарья Александровна, педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 г. 1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основе нормативных документов: Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статей: 2 (п.9, п.14, п.15, п.22), 12 (п.1ч.4; ч.5), 13 (ч.1,2), 28 (п.6 ч.3), 33 (ч.2), 55 (п.2 ч.1), 58 (ч.1), 75 (ч.1, ч.4); Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательным программам»; СанПин 2.4.4.3172-14, утверждённый Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41; Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р); Концепция развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.05.2015г. №996-р) Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы философии» имеет социально-гуманитарную направленность. Актуальность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы философии». Философия — это фундаментальная общественная наука, которая изучает сущность, наиболее общие закономерности и тенденции происхождения, развития и функционирования человека, природы, общества. Занятия помогут сформировать всестороннее представление обо всех аспектах развития философской мысли. Программа «Основы философии» насыщена обобщениями, абстрактными научными положениями, понятиями (категориями). Особое значение здесь приобретают научные определения (дефиниции), которые в сжатом виде отражают существо анализируемых явлений. Поэтому обучающимся надлежит самостоятельно и углубленно прорабатывать монографии, сборники ученых трудов, биографии философов. Знания в области философии способствуют формированию научного мировоззрения, философской и общей культуры, способности творчески мыслить, разбираться в сложных явлениях и процессах общественной жизни. Реализация данной программы поможет вовлечь обучающихся в процесс познания окружающего мира, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри социума, высказывать свои мысли и отстаивать их Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и ситуация успеха. Адресат программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы философии» предназначена для обучающихся 11 классов в возрасте 17 – 18 лет, проявляющих интерес к общественным наукам, стремящихся получить разносторонние и глубокие знания. Программа предполагает «базовый» уровень освоения программы. Количество обучающихся в группе от 7 до 25-ти человек. Режим занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю 2 учебных часа. Объем общеобразовательной программы – 48 учебных часов. Срок освоения программы - 1 год. Перечень форм обучения: лекционная, фронтальная, индивидуальная, групповая. Перечень видов занятий: эвристическая беседа, лекция, практическое занятие, семинары, деловая игра. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: практические работы, викторины, деловая игра. 2.2 Цель и задачи общеразвивающей программы. Цель общеразвивающей программы: дать обучающимся наиболее полное представление о развитии философской мысли, основных философских проблемах, необходимое для успешного изучения всех последующих социально-экономических дисциплин и для будущей практической работы. Задачи общеразвивающей программы Образовательные: - познакомить обучающихся с основными категориями и понятиями философии; иметь представление о роли философии в жизни человека и общества; способствовать популяризации у учащихся философских концепций как основы духовного роста; развивающие: развивать логическое мышление, творческие способности обучающихся, устанавливать причинно-следственные связи, навыки моделирование реальными объектами. - прививать учащимся навыки употребления нестандартных методов рассуждения; воспитательные: развитие у обучающихся гражданских качеств, патриотического отношения к России; развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогом и сверстниками; формировать навыки позитивного коммуникативного общения; формировать всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, - формировать осознанного отношения к выбору будущей профессии, основанному на понимании современных тенденций. 2.3 Содержание общеразвивающей программы № 1. 2. 2.1 2.2 2.3 2.4. 3. 3.1 3.2 3.3 4. Тема Введение. Инструктаж по технике безопасности. Предмет философии и ее история Основные понятия и предмет философии Философия древнего мира и средневековая философия. Философия возрождения и нового времени. Современная философия. Структура и основные направления философии Методы философии ее внутреннее строение. Учение о бытие и теория познания. Этика и социальная философия Место философии в духовной культуре и ее значение. Всего часов Количество часов практика Теория Форма аттестации/ контроля 1 1 0 26 14 12 2 2 0 Текущий контроль 8 4 4 Семинарское занятие 8 4 4 Семинарское занятие 8 4 4 Групповая работа 17 5 12 2 0 2 Семинарское занятие 8 2 6 Семинарское занятие 7 3 4 Семинарское занятие 4 0 4 Практическая групповая работа 1. 1 Введение. Инструктаж по технике безопасности (1 час) Теория: Содержание и задачи работы. Организация занятий, формы и методы работы. Инструктаж по технике безопасности. 2. Предмет философии и ее история (26 часов) 2.1. Теория: Основные понятия и предмет философии (часов) Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. 2.2 Теория: Философия древнего мира и средневековая философия (часов) Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия). Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика Практика: семинар по вопросам: «Философия Древнего и Китая и Древней Индии: сравнительный аспект», «Философские школы Древней Греции», «Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии» работа с текстами: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»; «Философские школы и учение о первоначалах» 2.3 Теория: Философия Возрождения и Нового времени Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма Практика: Семинар «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений». «Основные понятия немецкой классической философии» - работа с философским словарем. 2.4 Теория: Современная философия Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного. Основные направления философии ХХ в», Э. Фромм «Душа человека. Особенности русской философии. Русская идея. «Философия экзистенциализма и психоанализа»; В.С. Соловьев «Русская идея» Практика: групповая проектная работа. 3. Структура и основные направления философии (17 часов) 3.1 Практика: семинарское занятие: Методы философии, ее внутреннее строение Вопросы для рассмотрения: Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век). Методы философии: формальнологический, диалектический, прагматический, системный, и др. 3.2 Теория: Учение о бытие и теория познания Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность. Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Методология научного познания. Практика: Семинар: Соотношение философской, религиозной и научной истин. 3.3. Теория: Этика и социальная философия Практика: Семинар по теме: «Общезначимость этики». Вопросы к рассмотрению Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. 4. Место философии в духовной культуре и ее значение (4 часа) Практика: примерные вопросы для работы групп: Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии. Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Практическая групповая работа «Роль философии в современном мире. Будущее философии». 2.4 Планируемые результаты. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы философии» позволяет добиться следующих метапредметных, личностных и предметных результатов - метапредметные результаты программы Учащиеся получат возможность научиться: - самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; владению основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач; - осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; - личностные результаты – У учащихся могут быть сформированы: ответственное отношения к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; - осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с графической информацией; коммуникативные компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; - умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. - предметные результаты – Учащиеся получат возможность научиться: - разбираться в основных философских течениях; - поймут значение главных философских терминов; - пониманию проблематики предметного поля важнейших философских дисциплин; 3. Организационно-педагогические условия 3.1. Условия реализации программы - материально-техническое обеспечение – Учебные кабинеты с возможностями использования компьютера и интернета. - кадровое обеспечение – Педагоги основного образования с высшим педагогическим образованием, отсутствием ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. - методические материалы – Методическое обеспечение программы направленно на формирование потребности в систематических занятиях курса обществознания. Программа основана на педагогических технологиях индивидуализации, игрового и группового обучения. Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных группах, учитывающих индивидуальные особенности каждого обучающегося. Образовательная технология проблемного обучения направлена на обеспечение возможностей развития критического мышления. 3.2. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы Формами контроля знаний, сформированных у обучающихся в процессе реализации данной программы являются проверочные работы, проводимые по окончанию изучения определенного раздела, индивидуальные и групповые сообщения обучающихся. 6. Список литературы 1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 337 с. 2. Антология мировой философии. В 4 т. – М., 1969.Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº». 2014. – 172 с. 3. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976. 4. Балашев Л.Е. Практическая философия. – М., 2011. 5. Бердяев Н.А. Самопознание. – Л., 1991. 6. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред.проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 256 с (с хрестоматией). 7. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль. 1986. – 574 с. 8. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 1972. – 343 с. 9. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1972. 10. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред.спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2014. – 286 с. 11. Кант И. Критика чистого разума. – М.: Мысль, 1994. 12. Радугин А.А. Философия. – М., 1996.