Познавая мир по картам

УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ гимназии № 99
от 24 мая 2024 г. № 62-од

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МАОУ гимназии № 99
(протокол от 24 мая 2024 г. № 10)

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

«Познавая мир по картам»
Направленность: естественно-научная
Возраст обучающихся: 15-16 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель
Мосина Татьяна Анатольевна,
педагог дополнительного
образования

Екатеринбург, 2024
2

1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основе
нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», статей: 2 (п.9, п.14, п.15, п.22), 12 (п.1ч.4; ч.5), 13
(ч.1,2), 28 (п.6 ч.3), 33 (ч.2), 55 (п.2 ч.1), 58 (ч.1), 75 (ч.1, ч.4);
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительной общеобразовательным программам»;
СанПин
2.4.4.3172-14,
утверждённый
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41;
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014
года № 1726-р);
Концепция развития и воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.05.2015г. №996-р)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Познавая мир по картам» имеет естественно-научную направленность
Актуальность.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Познавая мир по картам» является необходимым дополнением
школьного курса географии, так как методы картографии, развиваясь в
тесной связи с физической и экономической географией, находят самое
широкое применение и во многих других естественных и общественных
наук: геологии, истории, социологии, экономике.
Актуальность программы заключается в формировании готовности и
способности творчески мыслить, находить нестандартные решения
картографических задач. А ее значимость состоит в углублении
картографических знаний, овладении методами работы с картой,
формировании умений применять полученные знания на практике,
обеспечении сознательного усвоения материала.
При работе по данной программе обучающиеся получают возможность
познакомиться с картографией, как наукой, рассмотреть ее связь с другими
естественными и общественными науками. Повысить уровень своей
коммуникативной компетенции. Содержание программы ориентирует
ребенка на дальнейшее самоопределение в сфере профессионального
образования.
Адресат программы
3

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Познавая мир по картам» предназначена для обучающихся 9 классов в
возрасте 15 – 16 лет,
проявляющих интерес к географии, стремящихся
получить разносторонние и глубокие знания.
Программа предполагает «базовый» уровень освоения программы.
Количество обучающихся в группе от 7 до 25-ти человек.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю 1,5 учебных часа..
Объем общеобразовательной программы – 36 учебных часов.
Срок освоения программы - 1 год.
Перечень форм обучения: лекционная, фронтальная,
индивидуальная, групповая.
Перечень видов занятий: эвристическая беседа, мини – доклады, лекция,
практическое занятие, тренинг.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: проверочная работа.
2.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель общеразвивающей программы:
сформировать
у школьников
первоначальных знаний по основам картографии, создать условия для
формирования и развития интереса к картографии, как важнейшей области
географической науки, учить умению самостоятельно приобретать и
применять на практике знания по теории картографии, внедрить элементы
картографии в содержание краеведческих исследований
Задачи общеразвивающей программы
образовательные
- формировать знания о «картографии» и ее широком применении во
многих естественных и общественных науках;
- развивать топографические навыки, необходимые для чтения и
составления географических карт;
- вооружить некоторыми методами оперативного решения
картографических задач;
- способствовать умению принять необходимые меры в случае
природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведение самостоятельного поиска географической информации на
местности из разных источников: картографических, статистических,
геоинформационных.
развивающие:
- развить навыки работы с различными картами; адекватно и корректно
выражать собственное мнение по отношению к фактам и явлением
окружающей действительности;
- развивать собственную творческую и исследовательскую
деятельность обучающихся, совершенствуя навыки работы с
4

различными видами карт;
- активизировать самостоятельную работу учащихся по наблюдению за
использованием картографических средств, анализу карт,
моделированию (созданию) карт.
воспитательные:
- развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с
педагогом и сверстниками; формировать навыки позитивного
коммуникативного общения.
2.1 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
Название
Количество часов
п/п
раздела, темы
Всег Теори Практ
о
я
ика
1
Введение.
1,5
0,5
1
1.1
Основные цели и задачи курса. 1,5
0,5
1
Значение
карт
в
жизни
человека.
2
Наука картография
6
3
3
2.1
Картография как наука, ее
1,5
1,5
формы История картографии
2.2
Значение
и
приемы 1,5
0,5
1
использования
карт
в
различных видах деятельности
современного человека.
2.3
Основные виды изображения
3
1
2
земной поверхности
3
Свойства
топографических 6
4
2
карт
3.1
Основные свойства
1,5
1
0,5
топографических карт. Система
топографических условных
знаков
3.2
Многолистовые
1,5
1
0,5
топографические карты.
Оформление топографической
карты
3.3
Чтение рельефа. Бергштрих,
3
2
1
заложение склона. Построение
профиля по топографической
карте.
4
Практические работы по 6
1
5
топографическим картам
4.1
Решение географических задач, 3
0,5
2.5
определение по
5

Формы
аттестации /
контроля

Проверочная
работа

4.2

4.3
5
5.1

5.2
5.3

6
6.1
6.2

6.3

6.4

6.5

топографической карте
координат различных объектов.
Чтение
содержания
топографической
карты
в
заданных квадратах
Чтение профиля и определение
рельефа по профилю
Свойства
географических
карт, виды проекций
Классификация и типы
географических карт.
Математический закон
построения топографической
карты
Классификация географических
атласов по назначению.
Картографическая проекция,
виды проекций. Азимут
магнитный и истинный.
Решение
географических
задач по картам.
Ориентирование.
Картометрические приемы
Географические задачи на
определение географических
координат, расстояния по карте.
Приемы использования
условных знаков. Обобщенные
приемы работы с картой
Определение географического
положения, прием наложения
карт,
географическая
характеристика территории.
Игра «Виртуальное
путешествие по
топографической карте»

1,5

0.5

1,5

1

1,5

7,5

5

2,5

3

2

1

1,5

1

0,5

3

2

1

9

1,5

7,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

3

3

1,5

1,5

Проверочная
работа

Проверочная
работы

Проверочная
работа

Проверочная
работа

2.2. Содержание учебного (тематического) плана
1. Введение
1.1 Основные цели и задачи курса. Значение карт в жизни человека.
Теория: Основные цели и задачи курса. Значение карт в жизни
человека.
Виды географических атласов
Практика: работа с различными географическими атласами.
6

2. Наука картография
2.1 Картография как наука, ее формы. История картографии.
Теория: Картография как наука, ее формы. История картографии.
Практика: работа с электронными образовательными ресурсами
«История картографии», составление таблицы.
2.2 Значение и приемы использования карт в различных видах
деятельности современного человека
Теория: Значение и приемы использования карт в различных видах
деятельности современного человека
Практика: решение задач на определение географических координат
2.3. Основные виды изображения земной поверхности
Теория: Основные виды изображения земной поверхности: план, карта,
аэрофотоснимок, космический снимок
Практика: сравнение карт и составление таблицы «Сходства и
различие карт»
3. Свойства топографической карты.
3.1 Основные свойства топографической карты, система
топографических условных знаков.
Теория: Основные свойства топографической карты, система
топографических условных знаков.
Практика: условные знаки и оформление топографической карты, с
помощью условных знаков.
3.2 Многолистовые топографические карты.
Теория: Работа с многолистовыми топографическими картами.
Практика: Оформление топографической карты.
3.3 Чтение рельефа. Бергштрих, заложение склона.
Теория: Чтение рельефа. Бергштрих, заложение склона.
Практика: Построение профиля по топографической карте.
4. Практические работы по топографическим картам.
4.1 Решение географических задач, определение по топографической
карте географических координат различных объектов.
Теория:
Решение
географических
задач,
определение
по
топографической карте координат различных объектов.
Практика: Определение по карте и нанесение объектов по
прямоугольным координатам.
4.2 Чтение содержания топографической карты в заданных квадратах.
Теория: чтение топографическое карты прямоугольной проекции.
Способы изображения рельефа на карте.
Практика: Наложение на топографической карте основных форм
рельефа, изображенных с помощью горизонталей. Построения профиля
7

местности.
4.3 Чтение профиля и определение рельефа по профилю.
Теория: построение профиля местности.
Практика: Чтение профиля и определение рельефа по профилю.
5. Свойства географических карт, виды проекций
5.1 Классификация и типы географических карт. Математический
закон построения топографической карты
Теория: Классификация карт по охвату территории, по содержанию, по
назначению. Типы карт: аналитические, комплексные, синтетические.
Математический закон построения топографической карты
Практика: составление таблицы «Классификация карт».
5.2 Классификация географических атласов по назначению.
Теория: Классификация географических атласов по назначению:
комплексно - справочные, популярные (краеведческие), туристические
и дорожные.
Практика: работа с туристическими и дорожными картами, приемы
чтения карт.
5.3 Картографическая проекция, виды проекций. Азимут магнитный и
истинный.
Теория: Картографическая проекция, виды проекций. Азимут
магнитный и истинный.
Практика: Определение азимута по карте и на местности. Виды
проекций по виду вспомогательной поверхности.
6. Решение географических задач по картам.
6.1 Ориентирование. Картометрические приемы.
Теория: Ориентирование на местности и карте. Картометрические
приемы чтения карты.
6.2 Географические задачи на определение географических координат,
расстояния по карте.
Практика: Решение географических задач на определение
географических координат, расстояния по карте в градусах и
километрах (метрах).
6.3 Приемы использования условных знаков. Обобщенные приемы
работы с картой
Практика: Приемы использования условных знаков, чтение карты.
Определение сторон горизонта, объектов на местности.
6.4 Определение географического положения, прием наложения карт,
географическая характеристика территории.
Практика: Применение приема наложения карт для определения
географического положения и географических характеристик
территории.
8

6.5 Игра «Виртуальное путешествие по топографической карте»
Практика: Игра «Виртуальное путешествие по топографической
карте»
2.4 Планируемые результаты.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Познавая мира по картам» позволяет добиться следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов:
- личностные результаты –
У учащихся могут быть сформированы:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию;
- умение высказывать своё мнение и аргументировать его;
- мотивация к учению и познанию;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками в образовательной, исследовательской и творческой
деятельности;
волевые
качества,
настойчивость,
готовность
преодолевать
интеллектуальные и технические трудности;
- критичность мышления, умение распознавать разные виды карт
- креативность мышления, инициатива, находчивость.
- метапредметные результаты программы
Учащиеся получат возможность научиться:
- использовать знания и умения в различных коммуникативных ситуациях;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги,
атласы, интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
занятиях;
- адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной
задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
- предметные результаты –
Учащиеся получат возможность научиться:
находить в разных источниках и анализировать информацию,
необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных
территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий
на основе разнообразных источников географической информации и форм ее
представления;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты
9

измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические
зависимости.
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Условия реализации программы
- материально-техническое обеспечение –
Учебные кабинеты, с возможностями использования компьютера в том
числе.
- кадровое обеспечение – Педагоги основного образования с высшим
педагогическим
образованием, отсутствием ограничений на занятие
педагогической
деятельностью,
установленных
законодательством
Российской Федерации.
- методические материалы –
Методическое обеспечение программы направленно на формирование
потребности в систематических занятиях географии.
Программа
основана
на
педагогических
технологиях
индивидуализации, игрового и группового обучения. Индивидуализация
обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку
заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы
мероприятий по организации процесса обучения в конкретных группах,
учитывающих индивидуальные особенности каждого обучающегося.
Образовательная технология проблемного обучения направлена на
обеспечение возможностей развития критического мышления.
3.2. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы
Основной формой контроля знаний, сформированных у обучающихся в
процессе реализации данной программы являются проверочные работы,
проводимые по окончанию изучения определенного раздела.
4. Список литературы.
1. Аксалакова Г.П.и др. Факультативные занятия по географии. – М.:
Просвещение, 2009.
2. Андреев Н.В. Основы топографии и картографии: пособие для учителя по
факультативному курсу. - М.: Просвещение, 1998.
3. Баринова И.И. Самостоятельные и практические работы по физической
географии России - М.: Просвещение,1999.
4. География: справочные материалы: кн. для уч-ся сред. и старш. возраста
под ред. В.П.Максаковского - М.: Просвещение, 2005.
5. Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их
выполнения ( 6 – 10 кл.): пособие для учителя _ М.: АРКТИ, 1998.

10

Электронные образовательные ресурсы:
1.
2.
3.
4.

www.drofa.ru
http://school-collection.edu.ru/
http://fcior.edu.ru
www.college.ru

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».