УТВЕРЖДЕНО приказом МАОУ гимназии № 99 от 24 мая 2024 г. № 62-од СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МАОУ гимназии № 99 (протокол от 24 мая 2024 г. № 10) Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Познавая мир по картам» Направленность: естественно-научная Возраст обучающихся: 15-16 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель Мосина Татьяна Анатольевна, педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 2 1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основе нормативных документов: Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статей: 2 (п.9, п.14, п.15, п.22), 12 (п.1ч.4; ч.5), 13 (ч.1,2), 28 (п.6 ч.3), 33 (ч.2), 55 (п.2 ч.1), 58 (ч.1), 75 (ч.1, ч.4); Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательным программам»; СанПин 2.4.4.3172-14, утверждённый Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41; Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р); Концепция развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.05.2015г. №996-р) Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Познавая мир по картам» имеет естественно-научную направленность Актуальность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Познавая мир по картам» является необходимым дополнением школьного курса географии, так как методы картографии, развиваясь в тесной связи с физической и экономической географией, находят самое широкое применение и во многих других естественных и общественных наук: геологии, истории, социологии, экономике. Актуальность программы заключается в формировании готовности и способности творчески мыслить, находить нестандартные решения картографических задач. А ее значимость состоит в углублении картографических знаний, овладении методами работы с картой, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала. При работе по данной программе обучающиеся получают возможность познакомиться с картографией, как наукой, рассмотреть ее связь с другими естественными и общественными науками. Повысить уровень своей коммуникативной компетенции. Содержание программы ориентирует ребенка на дальнейшее самоопределение в сфере профессионального образования. Адресат программы 3 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Познавая мир по картам» предназначена для обучающихся 9 классов в возрасте 15 – 16 лет, проявляющих интерес к географии, стремящихся получить разносторонние и глубокие знания. Программа предполагает «базовый» уровень освоения программы. Количество обучающихся в группе от 7 до 25-ти человек. Режим занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю 1,5 учебных часа.. Объем общеобразовательной программы – 36 учебных часов. Срок освоения программы - 1 год. Перечень форм обучения: лекционная, фронтальная, индивидуальная, групповая. Перечень видов занятий: эвристическая беседа, мини – доклады, лекция, практическое занятие, тренинг. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: проверочная работа. 2.2 Цель и задачи общеразвивающей программы Цель общеразвивающей программы: сформировать у школьников первоначальных знаний по основам картографии, создать условия для формирования и развития интереса к картографии, как важнейшей области географической науки, учить умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания по теории картографии, внедрить элементы картографии в содержание краеведческих исследований Задачи общеразвивающей программы образовательные - формировать знания о «картографии» и ее широком применении во многих естественных и общественных науках; - развивать топографические навыки, необходимые для чтения и составления географических карт; - вооружить некоторыми методами оперативного решения картографических задач; - способствовать умению принять необходимые меры в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; - проведение самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных. развивающие: - развить навыки работы с различными картами; адекватно и корректно выражать собственное мнение по отношению к фактам и явлением окружающей действительности; - развивать собственную творческую и исследовательскую деятельность обучающихся, совершенствуя навыки работы с 4 различными видами карт; - активизировать самостоятельную работу учащихся по наблюдению за использованием картографических средств, анализу карт, моделированию (созданию) карт. воспитательные: - развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогом и сверстниками; формировать навыки позитивного коммуникативного общения. 2.1 Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план № Название Количество часов п/п раздела, темы Всег Теори Практ о я ика 1 Введение. 1,5 0,5 1 1.1 Основные цели и задачи курса. 1,5 0,5 1 Значение карт в жизни человека. 2 Наука картография 6 3 3 2.1 Картография как наука, ее 1,5 1,5 формы История картографии 2.2 Значение и приемы 1,5 0,5 1 использования карт в различных видах деятельности современного человека. 2.3 Основные виды изображения 3 1 2 земной поверхности 3 Свойства топографических 6 4 2 карт 3.1 Основные свойства 1,5 1 0,5 топографических карт. Система топографических условных знаков 3.2 Многолистовые 1,5 1 0,5 топографические карты. Оформление топографической карты 3.3 Чтение рельефа. Бергштрих, 3 2 1 заложение склона. Построение профиля по топографической карте. 4 Практические работы по 6 1 5 топографическим картам 4.1 Решение географических задач, 3 0,5 2.5 определение по 5 Формы аттестации / контроля Проверочная работа 4.2 4.3 5 5.1 5.2 5.3 6 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 топографической карте координат различных объектов. Чтение содержания топографической карты в заданных квадратах Чтение профиля и определение рельефа по профилю Свойства географических карт, виды проекций Классификация и типы географических карт. Математический закон построения топографической карты Классификация географических атласов по назначению. Картографическая проекция, виды проекций. Азимут магнитный и истинный. Решение географических задач по картам. Ориентирование. Картометрические приемы Географические задачи на определение географических координат, расстояния по карте. Приемы использования условных знаков. Обобщенные приемы работы с картой Определение географического положения, прием наложения карт, географическая характеристика территории. Игра «Виртуальное путешествие по топографической карте» 1,5 0.5 1,5 1 1,5 7,5 5 2,5 3 2 1 1,5 1 0,5 3 2 1 9 1,5 7,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 3 3 1,5 1,5 Проверочная работа Проверочная работы Проверочная работа Проверочная работа 2.2. Содержание учебного (тематического) плана 1. Введение 1.1 Основные цели и задачи курса. Значение карт в жизни человека. Теория: Основные цели и задачи курса. Значение карт в жизни человека. Виды географических атласов Практика: работа с различными географическими атласами. 6 2. Наука картография 2.1 Картография как наука, ее формы. История картографии. Теория: Картография как наука, ее формы. История картографии. Практика: работа с электронными образовательными ресурсами «История картографии», составление таблицы. 2.2 Значение и приемы использования карт в различных видах деятельности современного человека Теория: Значение и приемы использования карт в различных видах деятельности современного человека Практика: решение задач на определение географических координат 2.3. Основные виды изображения земной поверхности Теория: Основные виды изображения земной поверхности: план, карта, аэрофотоснимок, космический снимок Практика: сравнение карт и составление таблицы «Сходства и различие карт» 3. Свойства топографической карты. 3.1 Основные свойства топографической карты, система топографических условных знаков. Теория: Основные свойства топографической карты, система топографических условных знаков. Практика: условные знаки и оформление топографической карты, с помощью условных знаков. 3.2 Многолистовые топографические карты. Теория: Работа с многолистовыми топографическими картами. Практика: Оформление топографической карты. 3.3 Чтение рельефа. Бергштрих, заложение склона. Теория: Чтение рельефа. Бергштрих, заложение склона. Практика: Построение профиля по топографической карте. 4. Практические работы по топографическим картам. 4.1 Решение географических задач, определение по топографической карте географических координат различных объектов. Теория: Решение географических задач, определение по топографической карте координат различных объектов. Практика: Определение по карте и нанесение объектов по прямоугольным координатам. 4.2 Чтение содержания топографической карты в заданных квадратах. Теория: чтение топографическое карты прямоугольной проекции. Способы изображения рельефа на карте. Практика: Наложение на топографической карте основных форм рельефа, изображенных с помощью горизонталей. Построения профиля 7 местности. 4.3 Чтение профиля и определение рельефа по профилю. Теория: построение профиля местности. Практика: Чтение профиля и определение рельефа по профилю. 5. Свойства географических карт, виды проекций 5.1 Классификация и типы географических карт. Математический закон построения топографической карты Теория: Классификация карт по охвату территории, по содержанию, по назначению. Типы карт: аналитические, комплексные, синтетические. Математический закон построения топографической карты Практика: составление таблицы «Классификация карт». 5.2 Классификация географических атласов по назначению. Теория: Классификация географических атласов по назначению: комплексно - справочные, популярные (краеведческие), туристические и дорожные. Практика: работа с туристическими и дорожными картами, приемы чтения карт. 5.3 Картографическая проекция, виды проекций. Азимут магнитный и истинный. Теория: Картографическая проекция, виды проекций. Азимут магнитный и истинный. Практика: Определение азимута по карте и на местности. Виды проекций по виду вспомогательной поверхности. 6. Решение географических задач по картам. 6.1 Ориентирование. Картометрические приемы. Теория: Ориентирование на местности и карте. Картометрические приемы чтения карты. 6.2 Географические задачи на определение географических координат, расстояния по карте. Практика: Решение географических задач на определение географических координат, расстояния по карте в градусах и километрах (метрах). 6.3 Приемы использования условных знаков. Обобщенные приемы работы с картой Практика: Приемы использования условных знаков, чтение карты. Определение сторон горизонта, объектов на местности. 6.4 Определение географического положения, прием наложения карт, географическая характеристика территории. Практика: Применение приема наложения карт для определения географического положения и географических характеристик территории. 8 6.5 Игра «Виртуальное путешествие по топографической карте» Практика: Игра «Виртуальное путешествие по топографической карте» 2.4 Планируемые результаты. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Познавая мира по картам» позволяет добиться следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: - личностные результаты – У учащихся могут быть сформированы: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию; - умение высказывать своё мнение и аргументировать его; - мотивация к учению и познанию; - коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, исследовательской и творческой деятельности; волевые качества, настойчивость, готовность преодолевать интеллектуальные и технические трудности; - критичность мышления, умение распознавать разные виды карт - креативность мышления, инициатива, находчивость. - метапредметные результаты программы Учащиеся получат возможность научиться: - использовать знания и умения в различных коммуникативных ситуациях; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, атласы, интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях; - адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения. - предметные результаты – Учащиеся получат возможность научиться: находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; - составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; - применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты 9 измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости. 3. Организационно-педагогические условия 3.1. Условия реализации программы - материально-техническое обеспечение – Учебные кабинеты, с возможностями использования компьютера в том числе. - кадровое обеспечение – Педагоги основного образования с высшим педагогическим образованием, отсутствием ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. - методические материалы – Методическое обеспечение программы направленно на формирование потребности в систематических занятиях географии. Программа основана на педагогических технологиях индивидуализации, игрового и группового обучения. Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных группах, учитывающих индивидуальные особенности каждого обучающегося. Образовательная технология проблемного обучения направлена на обеспечение возможностей развития критического мышления. 3.2. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы Основной формой контроля знаний, сформированных у обучающихся в процессе реализации данной программы являются проверочные работы, проводимые по окончанию изучения определенного раздела. 4. Список литературы. 1. Аксалакова Г.П.и др. Факультативные занятия по географии. – М.: Просвещение, 2009. 2. Андреев Н.В. Основы топографии и картографии: пособие для учителя по факультативному курсу. - М.: Просвещение, 1998. 3. Баринова И.И. Самостоятельные и практические работы по физической географии России - М.: Просвещение,1999. 4. География: справочные материалы: кн. для уч-ся сред. и старш. возраста под ред. В.П.Максаковского - М.: Просвещение, 2005. 5. Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения ( 6 – 10 кл.): пособие для учителя _ М.: АРКТИ, 1998. 10 Электронные образовательные ресурсы: 1. 2. 3. 4. www.drofa.ru http://school-collection.edu.ru/ http://fcior.edu.ru www.college.ru 11