Решение практико-ориентированных задач по физике

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МАОУ гимназии № 99
(протокол от 24 мая 2024 г. № 10)

УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ гимназии № 99
от 24 мая 2024 г. № 62-од

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

«Решение практико-ориентированных
задач по физике»
Направленность: естественно-научная
Возраст обучающихся: 15-16 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель
Фотеева Елена Анатольевна,
педагог дополнительного
образования

Екатеринбург, 2022
1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основе
нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», статей: 2 (п.9, п.14, п.15, п.22), 12 (п.1ч.4; ч.5), 13 (ч.1,2),
28 (п.6 ч.3), 33 (ч.2), 55 (п.2 ч.1), 58 (ч.1), 75 (ч.1, ч.4);
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительной общеобразовательным программам»; СанПин
2.4.4.3172-14, утверждённый Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41;
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р);
Концепция развития и воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.05.2015г. №996-р)
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Решение практико-ориентированных задач по физике» имеет естественнонаучную направленность
Актуальность.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Решение практико-ориентированных задач по физике» является интегративным
и предполагает знакомство с определенными аспектами базовой науки и
направлениями исследований, которые возникли на стыке биологии, физики и
экологии. Включение в программу вопросов, связанных с физикой человека,
позволит учащимся продвинуться по пути познания самих себя, лучше понять
природу человека и его возможностей.
Тематическая направленность программы способствует приучению детей к
самостоятельной творческой работе, развитию инициативы, вносят элементы
исследования в их учебу, содействуют выбору будущей профессии.
Решение личностно значимых для ученика прикладных задач способствует
расширению его кругозора, усилению интерес к физике, как к одной из
современно значимых наук.
Программа создает условия для развития различных способностей и
позволяет воспитывать дух сотрудничества в процессе совместного решения
задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности
высказанной позиции, а также позволяет использовать приобретенные знания и
умения для решения практических жизненных задач.
Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают
возможность в научно – популярной форме познакомиться с различными

направлениями применения физических знаний, роли физики в общечеловеческой
жизни и культуре. Это позволит им ориентироваться в мире современных
профессий, связанных с овладением и использованием физических умений и
навыков, предоставит возможность расширить свой кругозор в различных
областях применения физики, реализовать свой интерес к предмету.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что
решение выделенных в программе задач станет дополнительным фактором
формирования положительной мотивации в изучении физики, понимании
единства мира, осознании положения об универсальности физических знаний.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Решение практико-ориентированных задач по физике» предназначена для
обучающихся 9 классов в возрасте 15 – 16 лет, проявляющих интерес к физике,
стремящихся получить разносторонние и глубокие знания.
Программа предполагает «базовый» уровень освоения программы.
Количество обучающихся в группе от 7 до 25-ти человек.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю 1,5 учебных часа..
Объем общеобразовательной программы – 36 учебных часов.
Срок освоения программы - 1 год.
Перечень форм обучения: лекционная, фронтальная, индивидуальная,
групповая.
Перечень видов занятий: эвристическая беседа, мини – доклады, лекция,
практическое занятие, тренинг.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: проверочная работа, сообщение по теме, отчет
по практической работе
2.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель
общеразвивающей
программы:
развивать
у
обучающихся
представления о физике, как о комплексе знаний и умений, необходимых
человеку для применения в различных сферах жизни; создать условия для
формирования у школьников культуры мышления, умения разрешать проблемные
ситуации, пробуждать и развивать устойчивый интерес к физике.
Задачи общеразвивающей программы
образовательные:
познакомить учащихся с важнейшими направлениями применения
физических знаний на практике;
углубить имеющиеся у учащихся знания за счет решения задач,
комбинированных из нескольких тем или областей знаний;
развивающие:
развивать логическое мышление, творческие способности обучающихся,
устанавливать причинно-следственные связи, навыки конструктивного решения

практических задач, моделирование ситуаций реальных процессов, навыки
проектной и практической деятельности с реальными объектами.
прививать учащимся навыки употребления нестандартных методов
рассуждения при решении физических задач;
воспитательные:
развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогом
и сверстниками; формировать навыки позитивного коммуникативного общения;
формировать представление о физике, как о части общечеловеческой
культуры; способствовать пониманию её значимости для общественного
прогресса.
формировать осознанного отношения к выбору будущей профессии,
основанному на понимании современных
тенденций.
2.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный ( тематический ) план
№
Название
Количество часов
Всего
Теория Практика
п/п
раздела, темы
1
1.1
1.2
1.3

1.4
1.5

1.6

1.7

2

Практическое
значение 10,5
тепловых явлений.
Теплоэнергетика.
Энергия 1,5
топлива
Влияние
температурных 1,5
условий на жизнь человека.
Экспериментальная
работа: 1,5
«Изменение
температуры
вещества при переходе из
жидкого
в
газообразное
состояние.
Построение
графика
зависимости
температуры тела от времени»
Тепловое
загрязнение 1,5
атмосферы.
Виды транспорта. Применение 1,5
различных видов транспорта в
нашем регионе.
Влияние работы тепловых 1,5
двигателей на экологические
процессы.
Парниковый
эффект
и 1,5
глобальное
потепление
климата.
Практическое значение
9

7

Формы
аттестации /
контроля

3,5

1,5
1

0,5
1,5

1

0,5

1,5

1

0,5

1

0,5

7

2

Проверочная
работа.
Сообщения

Проверочная
работа

электричества и магнетизма
2.1
2.2
2.3
2.4

2.5

3
3.1
3.2
3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8
3.9

3.10

Электрические заряды и
1,5
живые организмы
Влияние электричества на
1,5
живые организмы
Природные и искусственные
1,5
электрические токи
История энергетики. Энергия
1,5
электрического тока и ее
использование.
Магнитное поле Земли.
3
Влияние магнитного поля
Земли на человека.
Практическое значение
16,5
оптических явлений
Фотометрия и световой поток.
1,5
Законы освещенности.
1,5
Искусственное освещение
Практическая работа :
1,5
«Изготовление камерыобскура»
Зеркальное и рассеянное
1,5
(диффузное) отражение света.
Экспериментальная работа
«Изучить, как происходит
отражение света от плоского
зеркала»
Экспериментальная работа:
1,5
«Многократное изображение
предмета в плоских зеркалах»
Экспериментальная работа :
1,5
«Исследовать, как меняется
угол преломления в
зависимости от угла падения»
Изучение полного отражения
1,5
света. Световые явления в
природе (Радуга, миражи,
гало)
Зрительные иллюзии.
1,5
Биологическая оптика. (Живые 1,5
зеркала, глаз-термометр,
растения – световоды).
Живой свет. (Свечение моря,
1.5
светящиеся организмы,
хемилюменсценция,

Сообщения

1,5
1

0,5

1

0,5

1,5

2

1

9,5

7

1,5
1

0,5

Проверочная
работа
Сообщения

Сообщения

1,5

0,5

1

Отчет по работе

0,5

1

Отчет по работе

1,5

Отчет по работе

Сообщения

1,5

1
1,5

0,5

1

0,5

3.11

биолюминесценция).
Экологические проблемы и
обеспечение устойчивости
биосферы, связанные с
рассеянием и поглощением
света

1.5

1

0,5

Проверочная
работа

Содержание учебного (тематического) плана
1. Практическое значение тепловых явлений.
1.1 Теплоэнергетика. Энергия топлива.
Теория: Теплоэнергетика. Энергия топлива.
1.2 Влияние температурных условий на жизнь человека.
Теория: Влияние температурных условий на жизнь человека.
Практика: решение задач
1.3 Экспериментальная работа: «Изменение температуры вещества при
переходе из жидкого в газообразное состояние. Построение графика
зависимости температуры тела от времени»
Практика: Экспериментальная работа: «Изменение температуры
вещества при переходе из жидкого в газообразное состояние.
Построение графика зависимости температуры тела от времени»
1.4 Тепловое загрязнение атмосферы.
Теория:
Виды тепловых загрязнений атмосферы. Причины
возникновения тепловых загрязнений и способы их предотвращений.
Практика: Проверочная работа. Решение задач.
1.5 Виды транспорта. Применение различных видов транспорта в нашем
регионе.
Теория: Виды транспорта. Применение различных видов транспорта в
нашем регионе.
Практика: решение задач
1.6 Влияние работы тепловых двигателей на экологические процессы.
Теория: Влияние электричества на живые организмы:
1.7 Парниковый эффект и глобальное потепление климата.
Теория: Определение парникового эффекта. Причины возникновения и
возможности локализации ( уменьшения) парникового эффекта.
Взаимосвязь парникового эффекта и глобального потепления климата.
Практика: Решение задач. Проверочная работа.
2. Практическое значение электричества и магнетизма
2.1 Электрические заряды и живые организмы
Теория: Электрические заряды и живые организмы.
2.2 Влияние электричества на живые организмы
Теория: Влияние электричества на живые организмы
Практика: Решение задач
2.3 Природные и искусственные электрические токи
Теория: Природные и искусственные электрические токи.
Практика: Проверочная работа. Решение задач.

2.4 История энергетики. Энергия электрического тока и ее использование.
Теория: История энергетики. Энергия электрического тока и ее
использование.
2.5 Магнитное поле Земли. Влияние магнитного поля Земли на человека.
Теория: Магнитное поле Земли. Влияние магнитного поля Земли на
человека.
Практика: Решение задач
3. Практическое значение оптических явлений
3.1 Фотометрия и световой поток.
Теория: Фотометрия и световой поток.
3.2 Законы освещенности. Искусственное освещение
Теория: Законы освещенности. Искусственное освещение
Практика: Решение задач
3.3 Практическая работа: «Изготовление камеры-обскура»
Практика: Практическая работа : «Изготовление камеры-обскура»
3.4 Зеркальное
и
рассеянное
(диффузное)
отражение
света.
Экспериментальная работа «Изучить, как происходит отражение света от
плоского зеркала»
Теория: Зеркальное и рассеянное (диффузное) отражение света.
Практика: Экспериментальная работа «Изучить, как происходит
отражение света от плоского зеркала»
3.5 Экспериментальная работа: «Многократное изображение предмета в
плоских зеркалах»
Теория: Изображения в плоских зеркалах.
Практика: Экспериментальная работа: «Многократное изображение
предмета в плоских зеркалах»
3.6 Экспериментальная работа: «Исследовать, как меняется угол
преломления в зависимости от угла падения»
Практика: Экспериментальная работа: «Исследовать, как меняется угол
преломления в зависимости от угла падения»
3.7 Изучение полного отражения света. Световые явления в природе
(Радуга, миражи, гало)
Теория: Изучение полного отражения света. Световые явления в природе
(Радуга, миражи, гало)
3.8 Зрительные иллюзии.
Теория: Зрительные иллюзии.
Практика: Решение задач
3.9 Биологическая оптика. (Живые зеркала, глаз-термометр, растения –
световоды).
Теория: Биологическая оптика. (Живые зеркала, глаз-термометр,
растения – световоды).
3.10 Живой свет.
(Свечение
моря,
светящиеся организмы,
хемилюменсценция, биолюминесценция).
Теория: Живой свет. (Свечение моря,
светящиеся организмы,
хемилюменсценция, биолюминесценция).
Практика: решение задач

3.11 Экологические проблемы и обеспечение устойчивости биосферы,
связанные с рассеянием и поглощением света
Теория: Экологические
проблемы и обеспечение устойчивости
биосферы, связанные с рассеянием и поглощением света
Практика : Проверочная работа
2.4 Планируемые результаты.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Решение
практико-ориентированных задач по физике» позволяет добиться следующих
метапредметных, личностных и предметных результатов
- метапредметные результаты программы
Учащиеся получат возможность научиться:
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
- адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной
задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги,
журналы, интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
занятиях;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и
формулировать решение задачи с помощью моделей.
- личностные результаты –
У учащихся могут быть сформированы:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- умение высказывать своё мнение и аргументировать его;
- мотивация к учению и познанию;
- волевые качества, настойчивость, готовность преодолевать интеллектуальные
и технические трудности;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания и рассуждения;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
физических и иных задач.
- предметные результаты –
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать содержание таких понятий как фотометрия, световой поток,
хемилюминесценция, биолюминесценция;
- уметь проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать
результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять
на этой основе эмпирические зависимости;
- применять полученные знания для объяснения разнообразных природных
явлений и процессов: явления полного внутреннего отражения, радуги, миражей,
гало, свечения моря; объяснения принципа действия тепловых двигателей,
искусственного освещения.

- использовать полученные знания для здоровье сбережения, рационального
природопользования и охраны окружающей среды.

3. Организационно-педагогические условия
3.1. Условия реализации программы
- материально-техническое обеспечение –
Учебные кабинеты и лаборатории, с возможностями использования компьютера
в том числе.
- кадровое обеспечение – Педагоги основного образования с высшим
педагогическим
образованием, отсутствием ограничений на занятие
педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской
Федерации.
- методические материалы –
Методическое обеспечение программы направленно на формирование
потребности в систематических занятиях физикой.
Программа основана на педагогических технологиях индивидуализации,
игрового и группового обучения. Индивидуализация обучения предполагает
дифференциацию учебного материала, разработку заданий различного уровня
трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса
обучения в конкретных группах, учитывающих индивидуальные особенности
каждого обучающегося. Образовательная технология проблемного обучения
направлена на обеспечение возможностей развития критического мышления.
3.2. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы
Формами контроля знаний, сформированных у обучающихся в процессе
реализации данной программы являются проверочные работы, проводимые по
окончанию изучения определенного раздела, индивидуальные и групповые
сообщения обучающихся и отчеты о проведенных практических работах.
4. Список литературы.
1.
Богданов Н.Ю. Физика в гостях у биологов. М., Наука. 2015г.
2.

Енохович А.С. Справочник по физике. М., Просвещение. 2010 г.

3.

Зверева С.В. В мире солнечного света. Л., Гидрометиоиздат, 1988 г.

4.

Кабардин О.Ф. Внеурочная работа по физика. М., Просвещение. 2013 г.

5.

Мизун Ю. Г., Мигун П. Г. Космос и здоровье. Изд. «Знание» М., 2004 г.

6.

Перельман Я. Занимательная физика. 1 часть. М., Наука 2014г.

7.

Рыженкова А.П.

Физика. Человек. Окружающая среда. 8-9 класс. М.,

Просвещение 2011г.
8.

Тарасов Л.В. Физика в природе. М., Просвещение. 2010г.

Электронные образовательные ресурсы:
1. www.drofa.ru
2. http://school-collection.edu.ru/
3. http://fcior.edu.ru
4. www.college.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».