СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МАОУ гимназии № 99 (протокол от 24 мая 2024 г. № 10) УТВЕРЖДЕНО приказом МАОУ гимназии № 99 от 24 мая 2024 г. № 62-од Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Решение практико-ориентированных задач по физике» Направленность: естественно-научная Возраст обучающихся: 15-16 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель Фотеева Елена Анатольевна, педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2022 1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основе нормативных документов: Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статей: 2 (п.9, п.14, п.15, п.22), 12 (п.1ч.4; ч.5), 13 (ч.1,2), 28 (п.6 ч.3), 33 (ч.2), 55 (п.2 ч.1), 58 (ч.1), 75 (ч.1, ч.4); Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательным программам»; СанПин 2.4.4.3172-14, утверждённый Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41; Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р); Концепция развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.05.2015г. №996-р) Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Решение практико-ориентированных задач по физике» имеет естественнонаучную направленность Актуальность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Решение практико-ориентированных задач по физике» является интегративным и предполагает знакомство с определенными аспектами базовой науки и направлениями исследований, которые возникли на стыке биологии, физики и экологии. Включение в программу вопросов, связанных с физикой человека, позволит учащимся продвинуться по пути познания самих себя, лучше понять природу человека и его возможностей. Тематическая направленность программы способствует приучению детей к самостоятельной творческой работе, развитию инициативы, вносят элементы исследования в их учебу, содействуют выбору будущей профессии. Решение личностно значимых для ученика прикладных задач способствует расширению его кругозора, усилению интерес к физике, как к одной из современно значимых наук. Программа создает условия для развития различных способностей и позволяет воспитывать дух сотрудничества в процессе совместного решения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказанной позиции, а также позволяет использовать приобретенные знания и умения для решения практических жизненных задач. Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность в научно – популярной форме познакомиться с различными направлениями применения физических знаний, роли физики в общечеловеческой жизни и культуре. Это позволит им ориентироваться в мире современных профессий, связанных с овладением и использованием физических умений и навыков, предоставит возможность расширить свой кругозор в различных областях применения физики, реализовать свой интерес к предмету. Отличительная особенность данной программы заключается в том, что решение выделенных в программе задач станет дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении физики, понимании единства мира, осознании положения об универсальности физических знаний. Адресат программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Решение практико-ориентированных задач по физике» предназначена для обучающихся 9 классов в возрасте 15 – 16 лет, проявляющих интерес к физике, стремящихся получить разносторонние и глубокие знания. Программа предполагает «базовый» уровень освоения программы. Количество обучающихся в группе от 7 до 25-ти человек. Режим занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю 1,5 учебных часа.. Объем общеобразовательной программы – 36 учебных часов. Срок освоения программы - 1 год. Перечень форм обучения: лекционная, фронтальная, индивидуальная, групповая. Перечень видов занятий: эвристическая беседа, мини – доклады, лекция, практическое занятие, тренинг. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: проверочная работа, сообщение по теме, отчет по практической работе 2.2 Цель и задачи общеразвивающей программы Цель общеразвивающей программы: развивать у обучающихся представления о физике, как о комплексе знаний и умений, необходимых человеку для применения в различных сферах жизни; создать условия для формирования у школьников культуры мышления, умения разрешать проблемные ситуации, пробуждать и развивать устойчивый интерес к физике. Задачи общеразвивающей программы образовательные: познакомить учащихся с важнейшими направлениями применения физических знаний на практике; углубить имеющиеся у учащихся знания за счет решения задач, комбинированных из нескольких тем или областей знаний; развивающие: развивать логическое мышление, творческие способности обучающихся, устанавливать причинно-следственные связи, навыки конструктивного решения практических задач, моделирование ситуаций реальных процессов, навыки проектной и практической деятельности с реальными объектами. прививать учащимся навыки употребления нестандартных методов рассуждения при решении физических задач; воспитательные: развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогом и сверстниками; формировать навыки позитивного коммуникативного общения; формировать представление о физике, как о части общечеловеческой культуры; способствовать пониманию её значимости для общественного прогресса. формировать осознанного отношения к выбору будущей профессии, основанному на понимании современных тенденций. 2.3 Содержание общеразвивающей программы Учебный ( тематический ) план № Название Количество часов Всего Теория Практика п/п раздела, темы 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 2 Практическое значение 10,5 тепловых явлений. Теплоэнергетика. Энергия 1,5 топлива Влияние температурных 1,5 условий на жизнь человека. Экспериментальная работа: 1,5 «Изменение температуры вещества при переходе из жидкого в газообразное состояние. Построение графика зависимости температуры тела от времени» Тепловое загрязнение 1,5 атмосферы. Виды транспорта. Применение 1,5 различных видов транспорта в нашем регионе. Влияние работы тепловых 1,5 двигателей на экологические процессы. Парниковый эффект и 1,5 глобальное потепление климата. Практическое значение 9 7 Формы аттестации / контроля 3,5 1,5 1 0,5 1,5 1 0,5 1,5 1 0,5 1 0,5 7 2 Проверочная работа. Сообщения Проверочная работа электричества и магнетизма 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 Электрические заряды и 1,5 живые организмы Влияние электричества на 1,5 живые организмы Природные и искусственные 1,5 электрические токи История энергетики. Энергия 1,5 электрического тока и ее использование. Магнитное поле Земли. 3 Влияние магнитного поля Земли на человека. Практическое значение 16,5 оптических явлений Фотометрия и световой поток. 1,5 Законы освещенности. 1,5 Искусственное освещение Практическая работа : 1,5 «Изготовление камерыобскура» Зеркальное и рассеянное 1,5 (диффузное) отражение света. Экспериментальная работа «Изучить, как происходит отражение света от плоского зеркала» Экспериментальная работа: 1,5 «Многократное изображение предмета в плоских зеркалах» Экспериментальная работа : 1,5 «Исследовать, как меняется угол преломления в зависимости от угла падения» Изучение полного отражения 1,5 света. Световые явления в природе (Радуга, миражи, гало) Зрительные иллюзии. 1,5 Биологическая оптика. (Живые 1,5 зеркала, глаз-термометр, растения – световоды). Живой свет. (Свечение моря, 1.5 светящиеся организмы, хемилюменсценция, Сообщения 1,5 1 0,5 1 0,5 1,5 2 1 9,5 7 1,5 1 0,5 Проверочная работа Сообщения Сообщения 1,5 0,5 1 Отчет по работе 0,5 1 Отчет по работе 1,5 Отчет по работе Сообщения 1,5 1 1,5 0,5 1 0,5 3.11 биолюминесценция). Экологические проблемы и обеспечение устойчивости биосферы, связанные с рассеянием и поглощением света 1.5 1 0,5 Проверочная работа Содержание учебного (тематического) плана 1. Практическое значение тепловых явлений. 1.1 Теплоэнергетика. Энергия топлива. Теория: Теплоэнергетика. Энергия топлива. 1.2 Влияние температурных условий на жизнь человека. Теория: Влияние температурных условий на жизнь человека. Практика: решение задач 1.3 Экспериментальная работа: «Изменение температуры вещества при переходе из жидкого в газообразное состояние. Построение графика зависимости температуры тела от времени» Практика: Экспериментальная работа: «Изменение температуры вещества при переходе из жидкого в газообразное состояние. Построение графика зависимости температуры тела от времени» 1.4 Тепловое загрязнение атмосферы. Теория: Виды тепловых загрязнений атмосферы. Причины возникновения тепловых загрязнений и способы их предотвращений. Практика: Проверочная работа. Решение задач. 1.5 Виды транспорта. Применение различных видов транспорта в нашем регионе. Теория: Виды транспорта. Применение различных видов транспорта в нашем регионе. Практика: решение задач 1.6 Влияние работы тепловых двигателей на экологические процессы. Теория: Влияние электричества на живые организмы: 1.7 Парниковый эффект и глобальное потепление климата. Теория: Определение парникового эффекта. Причины возникновения и возможности локализации ( уменьшения) парникового эффекта. Взаимосвязь парникового эффекта и глобального потепления климата. Практика: Решение задач. Проверочная работа. 2. Практическое значение электричества и магнетизма 2.1 Электрические заряды и живые организмы Теория: Электрические заряды и живые организмы. 2.2 Влияние электричества на живые организмы Теория: Влияние электричества на живые организмы Практика: Решение задач 2.3 Природные и искусственные электрические токи Теория: Природные и искусственные электрические токи. Практика: Проверочная работа. Решение задач. 2.4 История энергетики. Энергия электрического тока и ее использование. Теория: История энергетики. Энергия электрического тока и ее использование. 2.5 Магнитное поле Земли. Влияние магнитного поля Земли на человека. Теория: Магнитное поле Земли. Влияние магнитного поля Земли на человека. Практика: Решение задач 3. Практическое значение оптических явлений 3.1 Фотометрия и световой поток. Теория: Фотометрия и световой поток. 3.2 Законы освещенности. Искусственное освещение Теория: Законы освещенности. Искусственное освещение Практика: Решение задач 3.3 Практическая работа: «Изготовление камеры-обскура» Практика: Практическая работа : «Изготовление камеры-обскура» 3.4 Зеркальное и рассеянное (диффузное) отражение света. Экспериментальная работа «Изучить, как происходит отражение света от плоского зеркала» Теория: Зеркальное и рассеянное (диффузное) отражение света. Практика: Экспериментальная работа «Изучить, как происходит отражение света от плоского зеркала» 3.5 Экспериментальная работа: «Многократное изображение предмета в плоских зеркалах» Теория: Изображения в плоских зеркалах. Практика: Экспериментальная работа: «Многократное изображение предмета в плоских зеркалах» 3.6 Экспериментальная работа: «Исследовать, как меняется угол преломления в зависимости от угла падения» Практика: Экспериментальная работа: «Исследовать, как меняется угол преломления в зависимости от угла падения» 3.7 Изучение полного отражения света. Световые явления в природе (Радуга, миражи, гало) Теория: Изучение полного отражения света. Световые явления в природе (Радуга, миражи, гало) 3.8 Зрительные иллюзии. Теория: Зрительные иллюзии. Практика: Решение задач 3.9 Биологическая оптика. (Живые зеркала, глаз-термометр, растения – световоды). Теория: Биологическая оптика. (Живые зеркала, глаз-термометр, растения – световоды). 3.10 Живой свет. (Свечение моря, светящиеся организмы, хемилюменсценция, биолюминесценция). Теория: Живой свет. (Свечение моря, светящиеся организмы, хемилюменсценция, биолюминесценция). Практика: решение задач 3.11 Экологические проблемы и обеспечение устойчивости биосферы, связанные с рассеянием и поглощением света Теория: Экологические проблемы и обеспечение устойчивости биосферы, связанные с рассеянием и поглощением света Практика : Проверочная работа 2.4 Планируемые результаты. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Решение практико-ориентированных задач по физике» позволяет добиться следующих метапредметных, личностных и предметных результатов - метапредметные результаты программы Учащиеся получат возможность научиться: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, журналы, интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях; - преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать решение задачи с помощью моделей. - личностные результаты – У учащихся могут быть сформированы: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию; - умение высказывать своё мнение и аргументировать его; - мотивация к учению и познанию; - волевые качества, настойчивость, готовность преодолевать интеллектуальные и технические трудности; - критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания и рассуждения; - креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении физических и иных задач. - предметные результаты – Учащиеся получат возможность научиться: - понимать содержание таких понятий как фотометрия, световой поток, хемилюминесценция, биолюминесценция; - уметь проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; - применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов: явления полного внутреннего отражения, радуги, миражей, гало, свечения моря; объяснения принципа действия тепловых двигателей, искусственного освещения. - использовать полученные знания для здоровье сбережения, рационального природопользования и охраны окружающей среды. 3. Организационно-педагогические условия 3.1. Условия реализации программы - материально-техническое обеспечение – Учебные кабинеты и лаборатории, с возможностями использования компьютера в том числе. - кадровое обеспечение – Педагоги основного образования с высшим педагогическим образованием, отсутствием ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. - методические материалы – Методическое обеспечение программы направленно на формирование потребности в систематических занятиях физикой. Программа основана на педагогических технологиях индивидуализации, игрового и группового обучения. Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных группах, учитывающих индивидуальные особенности каждого обучающегося. Образовательная технология проблемного обучения направлена на обеспечение возможностей развития критического мышления. 3.2. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы Формами контроля знаний, сформированных у обучающихся в процессе реализации данной программы являются проверочные работы, проводимые по окончанию изучения определенного раздела, индивидуальные и групповые сообщения обучающихся и отчеты о проведенных практических работах. 4. Список литературы. 1. Богданов Н.Ю. Физика в гостях у биологов. М., Наука. 2015г. 2. Енохович А.С. Справочник по физике. М., Просвещение. 2010 г. 3. Зверева С.В. В мире солнечного света. Л., Гидрометиоиздат, 1988 г. 4. Кабардин О.Ф. Внеурочная работа по физика. М., Просвещение. 2013 г. 5. Мизун Ю. Г., Мигун П. Г. Космос и здоровье. Изд. «Знание» М., 2004 г. 6. Перельман Я. Занимательная физика. 1 часть. М., Наука 2014г. 7. Рыженкова А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. 8-9 класс. М., Просвещение 2011г. 8. Тарасов Л.В. Физика в природе. М., Просвещение. 2010г. Электронные образовательные ресурсы: 1. www.drofa.ru 2. http://school-collection.edu.ru/ 3. http://fcior.edu.ru 4. www.college.ru