Тайны словесного мастерства 11 кл

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МАОУ гимназии № 99
(протокол от 24 мая 2024 г. № 10)

УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ гимназии № 99
от 24 мая 2024 г. № 62-од

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

«Тайны словесного мастерства»
Направленность: социально-педагогическая
Возраст обучающихся: 17 - 18 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель
Мазурина Наталья Евгеньевна,
педагог дополнительного
образования

Екатеринбург, 2024 г.

«Тайны словесного мастерства»
1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основе
нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», статей: 2 (п.9, п.14, п.15, п.22), 12 (п.1ч.4; ч.5), 13
(ч.1,2), 28 (п.6 ч.3), 33 (ч.2), 55 (п.2 ч.1), 58 (ч.1), 75 (ч.1, ч.4);
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительной общеобразовательным программам»;
СанПин
2.4.4.3172-14,
утверждённый
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41;
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014
года № 1726-р);
Концепция развития и воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.05.2015г. №996-р)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Тайны словесного мастерства» имеет
социльно-педагогическую
направленность
Актуальность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Тайны словесного мастерства» затрагивает лингвистические
и
литературоведческие проблемы, являющиеся наиболее сложными для
обучающихся и вызывающие у них повышенный интерес.
Актуальность программы определяется прежде всего тем, что
полученные знания формируют умение грамотно ёмко и точно выражать
мысли, создавать собственные высказывания с учетом задач общения,
увереннее подходить к осмыслению сложных текстов.
Концептуальным положением программы является формирование
навыков глубокого филологического анализа прозаических и поэтических
текстов на основе представлений о языковой системе и литературоведческой
теории.
Содержание курса позволит создать условия для повышения общего
культурного уровня выпускников, познакомить их с художественными
возможностями, заложенными в слове, развивать образное мышление и
творческие способности обучающихся.

Формирование у обучающегося собственной эстетической установки, в
соответствии с которой он, читая художественное произведение, сможет
адекватно интерпретировать его смыслы, сформировать личное видение и
обосновать его справедливость, предложить собственный текст с опорой на
полученные знания.
На теоретических занятиях обучающиеся смогут познакомиться с
основами филологического метаязыка, смогут изучить приемы и способы
выражения смыслов посредством языка. На практических занятиях
одиннадцатиклассники получат возможность научиться анализировать
эпические и лирические тесты с разных позиций; проявить свои творческие
способности, создавая собственные тексты.
Содержание
программы позволяет
развивать общую культуру,
восприятие образа и слова, предполагает знакомство с художественными
возможностями, заложенными в слове, речи, тексте.
Ценность программы заключается в том, что обучающиеся
получают возможность повысить уровень своей коммуникативной
компетенции, посмотреть на литературу как на неотъемлемую часть
национальной и индивидуальной культуры, справиться с читательской
неуверенностью (непониманием авторских посылов).
Значимость программы состоит в углублении лингвистических
знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства
речевого общения, формировании умений применять полученные знания на
практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков
активных речевых действий.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность,
добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы,
преемственность, результативность, партнерство, творчество и ситуация
успеха.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Тайны словесного мастерства»
предназначена
для
обучающихся 11 классов в возрасте 17 – 18 лет, интересующихся языком
как средством выражения мыслей и чувств.
Программа предполагает «базовый» уровень освоения программы.
Количество обучающихся в группе от 7 до 25-ти человек.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю 2 учебных часа..
Объем общеобразовательной программы – 48 учебных часов.
Срок освоения программы - 1 год.
Перечень форм обучения: лекционная, фронтальная,
индивидуальная, групповая.

Перечень видов занятий: эвристическая беседа, мини – доклады, лекция,
практическое занятие, тренинг.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: проверочная работа.
2.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель общеразвивающей программы: создание у ученика собственной
эстетической установки, в соответствии с которой он, читая художественное
произведение, постигает художественный текст, создаёт собственное
видение, собственную интерпретацию; формирование умений осмысления
авторского текста, опыта лингвистического анализа текста и создания
собственного текста с опорой на образец (развернутого и сжатого).
Задачи общеразвивающей программы
образовательные:
познакомить обучающихся с современным филологическим метаязыком;
сформировать умение анализировать художественный текст, точно и
грамотно используя метаязык;
сформировать внимательное отношение к художественному слову,
художественному образу, идиостилю художника;
развивающие:
- развивать читательские компетенции выпускников;
развивать навыки адекватного и корректного рецензирования
художественных текстов, стараясь преодолеть излишний субъективизм в
восприятии и истолковании текстов;
активизировать самостоятельную работу по наблюдению за
использованием языковых средств, по написанию собственных прозаических
и стихотворных текстов.
воспитательные:
- формировать ценностное отношение к языку как хранителю культуры
нации;
- развивать
навыки организации и осуществления сотрудничества с
педагогом и сверстниками;
- формировать навыки позитивного коммуникативного общения.
2.1. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический ) план
№№

Название раздела, темы

Количество часов

Формы
аттестации/
контроля

№
п/п
1

Введение

Всего
2

Теория
1

Практика
1

1.1

2.

2.1

2.2

2.3

2.4
3
3.1

3.2

3.3

3.4

Основные цели и задачи
курса. Филология –
наука о любви к слову.
Связь языка и культуры
Художественная форма
и
художественное
содержание
Единство
формы
и
содержания.
Художественный стиль
речи
Анализ
особенностей
формы и содержания
художественных
текстов.
Г. Аполлинер «Золотая
горлинка и фонтан» и
другие
графические
стихи
поэта.
В.В.
Маяковский «Из улицы в
улицу»
Идиостиль. Работа с
индивидуальными
стилями разных авторов
по
выбору
обучающихся.
Стилизация.
Средства
стилизации.
Искусство
рассказывания
Автор – текст - читатель.
Чтение
как
форма
общения.
Кто рассказал историю?
Что такое субъектная
организация
текста?
Виды рассказчиков.
Анализ отрывков из
произведений
на
предмет
определения
средств моделирования
образа читателя.
Анализ рассказов из
«маленькой трилогии»

2

1

1

8

4

4

2

2

0

2

0

2

2

1

1

Доклад.

2

1

1

Творческая
работа

8

3

5

2

1

1

2

2

0

2

0

2

2

0

2

Творческая
работа

4
4.1

4.2

4.3

4.4

5
5.1

5.2

5.3
5.4

5.5
5.6

А.П. Чехова на предмет
смены точек зрения.
Художественная речь
Эстетическая функция
языка художественной
литературы.
Между
прозой
и
поэзией
(вольный стих, белый
стих,
верлибр,
ритмическая
проза,
стихотворение в прозе,
лирическая проза)
Основные
тропы
и
фигуры художественной
речи.
Основы
филологического
анализа
художественного текста
на разных уровнях языка
Анализ
поэтического
или
прозаического
текста (фрагмента) по
выбору обучающегося
Художественные
образы
Создание
образа
персонажа и системы
персонажей.
Портрет в литературном
произведении. Средства
создания портрета в
художественном
произведении.
Создание
словесного
портрета человека
Речевая характеристика
персонажа.
Функции
речевой характеристики.
Приемы.
Создание
диалога,
зарисовки.
Образ
предмета.
Предметный
мир

12
2

5
1

7
1

4

2

2

4

2

2

2

0

2

14

5

9

2

1

1

4

2

2

2

0

2

2

1

1

2

0

2

2

1

1

Проверочная
работа

Творческая
работа

произведения.
6
Заключение
6.1 Комплексный
анализ
текста
6.2 Заключительное занятие.
Рефлексия.
Создание
коллажа достижений
Итого

4
2

0
0

4
2

2

0

2

48

18

30

Проверочная
работа

1.2 Содержание учебного (тематического) плана
1. Введение
1.1 Основные цели и задачи курса. Филология – наука о любви к слову.
Связь языка и культуры
Теория: разъяснение целей и задач курса «Тайны словесного
мастерства». Экскурс в историю филологии и предмет её изучения.
Вербальной культура славян: устное народное творчество, вера в магию
слов, религиозная культура и книгопечатанье, раннее литературное
творчество, развитие молодой русской литературы до современного
состояния. Литература как вид искусства.
Практика: выявление фоновых знаний о филологии как науке,
выявление ожиданий от курса.
2. Художественная форма и художественное содержание
2.1 Единство формы и содержания. Художественный стиль речи
Теория: художественный стиль как один из функциональных стилей
русского языка, его отличия от других стилей, понятие о художественной
форме (стиль, жанр, композиция, ритм) и ее связи с художественным
содержанием (идея, тематика, проблематика, пафос).
2.2 Анализ художественных текстов на предмет соотношения формы
и содержания.
Практика: разбор произведений Г. Аполлинера и В.В. Маяковского.
Задание подобрать примеры необычного соотношения формы и содержания
и привести доводы об их взаимосвязи.
2.3 Идиостиль. Работа с индивидуальными стилями разных авторов по
выбору обучающихся.
Теория: понятие об идиостиле, способы описания авторского стиля.
Практика: анализ идиостиля любого автора по выбору обучающихся с
опорой на план анализа
2.4 Стилизация. Средства стилизации.
Теория: понятие о стилизации, вариации, подражании, пародии,
средства стилизации, яркие примеры стилизации, цели стилизации.

Практика: создание собственного текста с использованием стилизации
3. Искусство рассказывать
3.1 Автор – текст - читатель. Чтение как форма общения.
Теория: Текст как форма общения автора и читателя. Свобода и
ограничения в интерпретации прочитанного. Художественный текст как
средство передачи опыта.
3.2 Кто рассказал историю? Что такое субъектная организация
текста? Виды рассказчиков.
Теория: понятие о субъектной организации текста, автор и
повествователь, типы повествования, образ повествователя, точка зрения в
художественном произведении, монологи и диалоги, дневники, образ
читателя.
3.3 Анализ отрывков из произведений на предмет определения средств
моделирования образа читателя
Практика: поиск способов создания образа читателя в произведениях:
«Что делать?» Н. Г. Чернышевского, «Испытание» А. А. БестужеваМарлинского, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова
3.4 Анализ рассказов из «маленькой трилогии» А.П. Чехова на предмет
смены точек зрения.
Практика: Поиск субъектов сознания в «маленькой трилогии» А.П.
Чехова.
4. Художественная речь
4.1 Эстетическая функция языка художественной литературы.
Между прозой и поэзией (вольный стих, белый стих, верлибр,
ритмическая проза, стихотворение в прозе, лирическая проза).
Теория: ресурсы языка как средство идейно-нравственного
воздействия на читателя, способность языка выражать множество смыслов;
сложные художественные образования на стыке поэзии и прозы, их виды,
примеры, способы создания.
4.2 Основные тропы и фигуры художественной речи.
Теория: понятие о тропах и фигурах речи, их функции, примеры
употребления.
Практика: упражнения на поиск тропа или фигуры речи, объяснение
их эффекта в художественном тексте.
4.3 Основы филологического анализа художественного текста на
разных уровнях языка.
Теория: Что такое филологический анализ текста, уровни, на которых
можно провести данный вид анализа ( фонетический, морфемный,
морфологический, лексический, синтаксический, стилистический).

Практика: проведение филологического анализа предложенных
текстов на возможных языковых уровнях. Разбор стихотворений В.
Хлебникова «Заклятье смехом», А.А. Блока «На железной дороге», А. Рембо́
«Гласные». Разбор отрывков из прозаических текстов И.А. Бунина
«Антоновские яблоки», «Легкое дыхание».
4.4 Анализ поэтического или прозаического текста (фрагмента) по
выбору обучающегося
Практика: анализ поэтического или прозаического текста в
соответствии с предложенным образцом
5. Художественные образы
5.1 Создание образа персонажа и системы персонажей.
Теория: способы создания персонажа (портрет, имя, поступки, речевая
характеристика, вещи, интерьеры, детали-символы), система персонажей
(главные, второстепенные, эпизодические, внесценические персонажи,
двойники и антиподы)
Практика: поиск средств создания системы персонажей и отдельных
характеров в повести Ф.М. Достоевского «Хозяйка». Анализ образов
персонажей из повести Ф. М. Достоевского «Хозяйка»
5.2 Портрет в литературном произведении. Средства создания
портрета в художественном произведении.
Теория: портрет как важное средство создания персонажа,
изобразительные и характерологические функции портрета, виды
информации, передаваемой с помощью портрета.
Практика: Анализ средств создания портрета в стихотворении Н.С.
Гумилёва «Портрет мужчины», анализ портрета Дориана Грэя из романа О.
Уайльда
5.3 Создание словесного портрета человека
Практика: творческая работа по созданию словесного портрета
реального или выдуманного лица.
5.4 Речевая
характеристика
персонажа.
Функции
речевой
характеристики. Приемы.
Теория: речь персонажа как способ его характеристики
5.5 Создание диалога, зарисовки.
Практика: творческая работа по созданию диалога или монолога,
предполагающего характеристику говорящего.
5.6 Образ предмета. Предметный мир произведения.
Теория: человек по отношению к миру в искусстве, духовное и
материальное в изображении человека, яркие предметные детали,
характеризующие персонажей.

Практика: анализ предметных образов в стихотворении Д.И.
Хармса «Иван Иваныч Самовар». Подбор предметных деталей из известных
произведений русской и зарубежной литературы.
Заключение
6.1 Комплексный анализ текста
Практика:
отработка
навыка
выполнения
комплексного
филологического анализа прозаического и поэтического текста по
выработанному плану.
6.2 Заключительное занятие. Рефлексия. Создание коллажа
достижений
Практика: создание коллажа достижений
2.3. Планируемые результаты.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тайны
словесного мастерства» позволяет добиться следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
У учащихся могут быть сформированы:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию;
умение высказывать своё мнение и аргументировать его;
- мотивация к учению и познанию;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками в образовательной, исследовательской и творческой
деятельности;
волевые
качества,
настойчивость,
готовность
преодолевать
интеллектуальные и технические трудности;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания и рассуждения;
- креативность мышления, инициатива, находчивость.
- метапредметные результаты программы
Учащиеся получат возможность научиться:
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
- адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной
задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- уметь высказывать своё предположение (версию), работать по
предложенному плану (средством формирования этих действий служит
технология проблемного диалога);

- учиться совместно другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности группы на занятии.
- использовать языковые нормы в различных коммуникативных ситуациях;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги,
журналы, интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
занятиях;
- предметные результаты –
Учащиеся получат возможность научиться:
- различать функционально-смысловой тип текста (по смыслу и стилю);
- анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной
и письменной речи с точки зрения соблюдения норм и требований
выразительной речи;
- углубленно анализировать литературные произведения;
- определить ориентиры в создании собственных письменных работ;
работе с научной и справочной литературой филологической
направленности;
- приемам редактирования текста.
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Условия реализации программы
- материально-техническое обеспечение –
Учебные кабинеты, с возможностями использования компьютера в том
числе.
- кадровое обеспечение –
Педагоги основного образования с высшим педагогическим
образованием, отсутствием ограничений на занятие педагогической
деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.
- методические материалы –
Программа
основана
на
педагогических
технологиях
индивидуализации, игрового и группового обучения. Индивидуализация
обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку
заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы
мероприятий по организации процесса обучения в конкретных группах,
учитывающих индивидуальные особенности каждого обучающегося.
Образовательная технология проблемного обучения направлена на
обеспечение возможностей развития критического мышления.
3.2. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы

Основной формой контроля знаний, сформированных у обучающихся в
процессе реализации данной программы являются творческие и проверочные
работы, проводимые по окончании изучения определенного раздела.
4. Список литературы.
1. Антипова А. М. Внеклассная работа по литературе в современной школе.
— издательство МПГУ Москва, 2007. — 182
2. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь
терминов. М., 2012.
3. Винокур Г.О. Филологические исследования. Лингвистика и поэтика. М.
Наука. 1990 – 452.
4. Винокур О.Г. О языке художественной литературы. М. Высшая школа.
1991 - 448.
5. Квятковский А. Поэтический словарь. М. Советская энциклопедия. 1966 –
376 с.
6. Слово–образ–смысл: филологический анализ литературного произведения.
10–11 классы / В. Ф. Чертов, Е. М. Виноградова, Е. А. Яблоков,
А. М. Антипова. — Дрофа Москва, 2007. — 192 с.
7. Пустовойт П. Г. Тайны словесного мастерства. Элективный курс. 10-11
классы. М. «Айрис Пресс» 2007г.
8. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста: книга для
учителя. М. Просвещение, 2002 -224.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».