СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МАОУ гимназии № 99 (протокол от 24 мая 2024 г. № 10) УТВЕРЖДЕНО приказом МАОУ гимназии № 99 от 24 мая 2024 г. № 62-од 1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основе нормативных документов: Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статей: 2 (п.9, п.14, п.15, п.22), 12 (п.1ч.4; ч.5), 13 (ч.1,2), 28 (п.6 ч.3), 33 (ч.2), 55 (п.2 ч.1), 58 (ч.1), 75 (ч.1, ч.4); Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательным программам»; СанПин 2.4.4.3172-14, утверждённый Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41; Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р); Концепция развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.05.2015г. №996-р) Направленность общеразвивающей программы: социальногуманитарная. Актуальность Программа «Школа будущего гимназиста» предназначена для обучающиеся, планирующих получение основного общего образования по гимназической программе. Актуальность программы обусловлена ее направленностью на развитие мотивации и познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий. Дополнение и расширение объема знаний, полученных обучающимися в общеобразовательных учреждениях, будет способствовать дальнейшему успешному освоению ими гимназических программ. Организация занятий с применением разнообразных форм деятельности способствует социализации и адаптации учащихся к жизни в обществе развитию их коммуникативных способностей и формированию активной жизненной позиции. Адресат программы Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Школы будущего гимназиста» рассчитана на обучающихся 1011 лет. Количество обучающихся в группе от 10 до 20 человек. Режим занятий Занятия проводятся 1 раза в неделю по 4 урока продолжительностью 40 минут. Объем общеразвивающей программы - 112 часов. Срок освоения общеобразовательной программы – 8 месяцев. Программа предполагает «базовый» уровень освоения материала, развитие и совершенствование знаний обучающихся по темам, содержащимся в тематическом планировании. 2 Перечень форм обучения: групповая. Перечень видов занятий: групповое занятие. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: входной, промежуточный и итоговый контроль в виде проверочных работ. Цель программы: Создать условия для развития интеллектуальных, творческих способностей и нравственного становления детей. Программа «Школа будущего гимназиста» реализуется через комплексный набор образовательных курсов: «Секреты русского языка»; «Развиваем устную и письменную речь»; «Математическая шкатулка»; «Мир вокруг нас». Задачи: образовательные: - формирование основы научного мышления ребенка на основе системных знаний о языке, отражающих сущность языка как системы и важнейшего средства человеческого общения; формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира; формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) форме. развивающие: развивать логическое мышление, творческие способности обучающихся, устанавливать причинно-следственные связи, навыки конструктивного решения практических задач, моделирование ситуаций реальных процессов, навыки проектной и практической деятельности с реальными объектами. воспитательные: - создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития и творческого труда обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном развитии; формирование общей культуры обучающихся. 2. Учебный (тематический) план " Секреты русского языка " 3 № п/п Название раздела, тема Количество часов Всего Теория Практика Волшебные слова В мире безмолвных и неведомых звуков Игра-занятие «Волшебные слова» В глубь веков на Машине времени К словам-родственникам Непонятные слова Пришли и прижились Игра-занятие «Непонятные слова» Пора определяться Все ли однородные одного рода Словесные забавы О значениях прекрасных и разных Строим слова Что нам стоит дом построить Основное об Основах 4 1 1 0,25 3 0,75 1 0,25 0,75 1 0,25 0,75 1 6 1 1 0,25 1,5 0,25 0,25 0,75 4,5 0,75 0,75 1 1 0,25 0,25 0,75 0,75 1 1 0,25 0,25 0,75 0,75 7 1 2 2,5 0,25 0,5 4,5 0,75 0,5 С русским языком можно творить чудеса! Как делают слова 1 0,25 0,75 1 0 1 1 1 0,25 0,25 0,75 0,75 11 1 3,5 0,25 7,5 0,75 4.2 Я не поэт, я только учусь Где живут слова и как они находят своё место У всего есть имя У всего есть имя. За помощью к словарям Ошибочка вышла! 1 0,25 0,75 4.3 4.4 Что кроется в слове? Откуда ты, имя? 1 1 0,25 0,25 0,75 0,75 4.5 4.6 4.7 4.8 Про дела очень личные На своём чужом месте Про непростые числа Слово или не слово? 1 1 1 1 0,5 0,25 0,25 0,25 0,5 0,75 0,75 0,75 1 1.1 1.2 1.3 1.4 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 3 3.1 3.23 3. 4 3.5 3.6 3.7 4 4.1 4 Формы аттестации / контроля Тест Тест Самостоятельн ая работа Самостоятельн ая работа Конкурс знатоков Проверочная работа Самостоятельн ая работа Самостоятельн ая работа Тест Проверочная работа По речи узнают человека Обобщающий урок «Ассорти для любителей русского языка» 4.11 Викторина «Игры в слова и со словами» 4.9 4.10 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,25 0,75 "Развиваем устную и письменную речь" № п/п Название раздела, темы 1. 1.1. 1.2 1.3 1.4 Язык мой – друг мой. Волшебница речь Волшебница речь Язык мой – друг мой Чудесные превращения слов 1.5 1.6 Давайте договоримся То же слово, да не так бы молвить Сигнал принят, слушаю! Знакомые незнакомцы. 1.7 1.8 2. 2.1 2.2 2.32.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 Коротко о тексте. Говорим подробно, кратко. Выбери нужное Как исправить текст Кратко о книге Согласие или отказ. Отказывай не обижая Хочу вам рассказать… Сравни и скажи Знатоки вокруг нас Количество часов Формы Всего теория Практика аттестации / контроля 8 1 0,5 0,5 1 0,25 0,75 1 0,5 0,5 1 0,25 0,75 Игра « Кто больше?» 1 0,25 0,75 1 0,25 0,75 Конкурс риторов. 1 0,25 0,75 1 0,25 0,75 Проверка знаний. 11 1 0,25 0,75 1 0,25 0,75 2 0,5 1,5 Самостоятельная работа 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 1 1 0,25 0,25 0,25 0,75 0,75 0,75 2.10 Скажи мне почему 2.11 Служба новостей 1 1 0,25 0,25 0,75 0,75 3. Очень важные слова 3.1 Очень важные слова 3.2- Слова – друзья и слова - враги 3.3 3.4 Ключ к тексту 9 1 2 0,5 0,5 0,5 1,5 1 0,25 0,75 5 Конкурс знатоков Самостоятельная работа Конкурс ораторов. 3.5- Тексты разные нужны 3.6 3.7 Точные и неточные объяснения 3.8 Урок -КВН 3.9 Итоговое занятие 2 0,5 1,5 1 0,25 0,75 1 1 0,1 0,25 0,9 0,75 Самостоятельная работа Игра КВН "Математическая шкатулка" № п/п Название раздела, темы Количество часов всего теория практика 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 Занимательные задачи Числа-великаны. Интеллектуальная разминка. Мир занимательных задач. Кто что увидит? Цифры из Рима. Секреты задач. Числовые головоломки. Математический марафон. 8 1 1 1 1 1 1 1 1 2 0,25 0.25 0,25 0,25 0,5 0,25 0,25 0 6 0,75 0,75 0,75 0,75 0,5 0,75 0,75 1 2. Математические задачи и головоломки «Спичечный» конструктор. Выбери маршрут Интеллектуальная разминка Математические фокусы Занимательное моделирование Математическая копилка Какие слова спрятаны в таблице? «Математика – наш друг!». Решай, отгадывай, считай. В царстве смекалки Числовые головоломки Мир занимательных задач Математические фокусы Блиц- турнир по решению задач Математическая копилка Геометрические фигуры вокруг нас 20 4,5 15,5 1 1 1 1 1 1 1 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,75 0,75 0,75 0,75 0,75 0,75 0,75 1 1 1 1 1 1 1 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,75 0,75 0,75 0,75 0,75 0,75 0,75 1 1 0,25 0,25 0,75 0,75 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 2.13 2.14 2.15 2.16 6 Формы аттестации/ контроля Конкурс по решению задач «Проверь себя». 2.17 2.18 2.19 2.20 Задачи-шутки Математика в спорте Математический лабиринт Математический праздник 1 1 1 1 0,25 0 0 0,75 1 1 Конкурс по решению задач «Проверь себя» "Мир вокруг нас" № п/п Название раздела, темы Это – я! Знакомство, приветствие, прощание при разговоре по телефону, в гостях 1.3- Любимые вещи, 1.4 коллекционирование 1.5- Любимые занятия в школе и 1.6 дома 2. Моя школа. 2.1- Правила поведения в школе и 2.2 на природе 2.3- Здоровье и безопасность. 2.6 Зарядка. Здоровый образ жизни. 3. Мир вокруг меня. 3.1- Мой район/город/страна 3.3 (общие сведения). 3.4- Занятия в разные времена 3.7 года. 3.8- Природа весной и летом / 3.10 осенью и зимой. Правила поведения на природе. Экология. 3.11- Насекомые. Птицы. Места 3.12 обитания. 1. 1.11.2 4. 4.14.2 4.34.4 Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Традиции, история России и стран изучаемого языка Достопримечательности России и стран изучаемого языка Количество часов всего теория практика 6 2 2 - 4 2 2 1 1 2 1 1 6 2 2 1 4 1 4 1 3 12 3 3 1 9 2 4 1 3 3 1 2 2 - 2 4 2 2 2 1 1 2 1 1 7 Формы аттестации / контроля Диалогическая речь Тест Монологическое высказывние по картинке Тест 3. Содержание учебного (тематического) плана " Секреты русского языка " 1.Волшебные слова. 1.1 В мире безмолвных и неведомых звуков. Теория. Понятия речевых и неречевых звуков. Происхождение человеческой речи. Практика. Дидактические игры: «Разыграй-ка»- немые сцены, объяснение друг с другом с помощью жестов и неречевых звуков. «Полслова за вами», «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам» -владение человеческой речью. 1.2 «Волшебные слова» Теория. Понятие «филологическая загадка». Практика. Игра-занятие Анаграммы, перевёртыши. 1.3 Вглубь веков на Машине времени Теория. О появлении письменности; какие виды письменности существуют на нашей планете. Появление письменности на Руси. Практика. Сравнение кириллицы и современного алфавита. Архаизмы, устаревшие слова, их аналоги в современном языке. 1.4 К словам-родственникам Теория. Понятия «однокоренные родственные слова», «формы слова», «синонимы». Практика. Упражнения в правильном выборе из ряда предложенных слов однокоренных родственных слов, форм слова, составление синонимических пар. Упражнения в самостоятельном составлении цепочек родственных слов, подборе форм слова, составлении синонимических пар. 2. Непонятные слова 2.1 Пришли и прижились Теория. Знакомство с одним из способов развития русского языка – заимствование иностранных слов. Две группы заимствованных слов: славянские и неславянские Практика. Работа со словарём иностранных слов русского языка, анализ словарных статей. Составление и запись предложений с заимствованными словами. 2.2 Непонятные слова Теория. Знакомство с различными словарями русского языка, с профессиями, связанными с языком Практика. Анализ словарных статей в орфографическом, этимологическом и прочих словарях. Объяснение значений незнакомых слов с помощью словаря, по контексту предложения. Составление и запись предложений. 2.3 Пора определяться. Теория. Понятия «грамматическая основа», «простое предложение», «словосочетание», «главное и зависимое слово». Практика. Дидактические игры: «Знаешь сам - расскажи нам», «Найди моё место». 8 2.4 Все ли однородные одного рода. Теория. Понятия «главные и второстепенные члены предложения», «однородные члены предложения». Употребление знаков разделения в предложениях с однородными членами. Практика. Письмо простых предложений с различными характеристиками, составление обобщённых схем и моделей предложений. 2.5 Словесные забавы Теория. Дальнейшее знакомство с филологическими загадками. Ребус. Практика. Разгадывание и составление ребусов. 2.6 О значениях прекрасных и разных Теория. Высказывание, речевая ситуация, прямое и переносное значение слова. Практика. Анализ речевой ситуации, составление высказываний в зависимости от речевой ситуации; составление, корректировка предложений с употреблением слов в прямом и переносном значении. 3. Строим слова 3.1 Что нам стоит дом построить Теория. Понятие «морфемы», алгоритм морфемного анализа Практика Объяснение значений частей слова, разбор слов по составу. Дидактические игры «Найди мне пару», «Есть ли у меня окончание?» 3.2 - 3.3 Основное об Основах Теория. Сопоставление понятий «основа слова», «основа предложения». Практика. Разбор слов по составу. Подбор слов к заданным схемам. 3.4 С русским языком можно творить чудеса! Теория. Способы образования новых слов с помощью различных морфем. Словообразующая и формообразующая роли морфем. Практика. Морфемный анализ данных слов, подбор своих слов к данным схемам. Дидактическая игра «Составь пару». 3.5 Как делают слова Практика. Конкурс знатоков. 3.6 Я не поэт, я только учусь Теория. Понятие «рифма». Виды рифм. Практика. Составление и запись рифмующихся цепочек. 3.7 Где живут слова и как они находят своё место Теория. Общее понятие «части речи». Практика. Выделение существенных признаков частей речи, графическое обозначение в предложении. 4. У всего есть имя 4.1 У всего есть имя. За помощью к словарям Теория. Понятие «части речи». Связь понятий «член предложения» и «часть речи». Словарь грамматических трудностей русского языка. Практика . Дидактическая игра «Составь пару». Запись предложений под диктовку, анализ, проверка по образцу. 4.2 Ошибочка вышла! Теория. Способы объяснения значения слова. 9 Практика. Работа с толковым и этимологическим словарями. Объяснение значения слова через контекст предложения. 4.3 Что кроется в слове? Теория. Понятия «лексическое значение», «грамматическое значение». Практика. Дидактическая игра «О слове без утайки». 4.4 Откуда ты, имя? Теория. Понятия «имя существительное», «имя прилагательное». Постоянные и непостоянные признаки существительного и прилагательного. Практика. Составление словосочетаний сущ.+прил. Главное и зависимое слово в словосочетании. Морфологический разбор существительного и прилагательного. 4.5 Про дела очень личные Теория. Понятия «местоимение», «личное местоимение». Практика. Определение личных местоимений с опорой на таблицу. 4.6 На своём чужом месте Теория. Понятия «глагол», постоянные и непостоянные признаки глагола. Практика. Морфологический разбор глагола. 4.7 Про непростые числа Теория. Понятие «имя числительное». Количественные и порядковые числительные. Практика. Дидактические игры «Измени слово», «Подпиши картинку». 4.8 Слово или не слово? Теория. Понятия «самостоятельные части речи», «служебные части речи». Алгоритм синтаксического разбора предложения. Практика. Дидактическая игра «Составь пару». Синтаксический разбор предложения. 4.9 По речи узнают человека. Теория. Орфографические и орфоэпические нормы русского языка. Практика. Составление высказываний в зависимости от речевой ситуации. Слово и его транскрипция. Фонетический анализ. 4.10 Обобщающий урок «Ассорти для любителей русского языка» Теория. Краткий обзор теоретических понятий курса. Практика. Загадки, кроссворды. 4.11 Викторина «Игры в слова и со словами» Теория. Краткий обзор филологических загадок. Практика. Шарады, анаграммы, ребусы, перевёртыши. "Развиваем устную и письменную речь" 1. Язык мой – друг мой. 1.1 – 1.2 Волшебница речь Теория. Беседа о сокровищах русской речи. Советы «хорошей речи» Практика. Творческая работа «Ах, этот случай» Дидактическая игра «Доскажи словечко». Конкурс «Крылатые выражения». 1.3 Язык мой – друг мой. Теория. Понятие «Родной язык. Возникновение языков». 10 Практика. Дидактическая игра «Волшебный клубок». 1.4 Чудесные превращения слов. Теория. Понятие об образовании слов. Практика. Путешествие в «Сказочное царство слов.». Игра « Кто больше». 1.5 Давайте договоримся. Теория. Речь – средство познания, договориться, согласовать. Практика. Лингвистическая игра. 1.6 То же слово, да не так бы молвить. Теория. Устная речь, живая речь, произносимая: голос высокий, низкий, тёплый, мягкий, грубый, мрачный, робкий и уверенный; темп, скорость речи; сила голоса; жесты, мимика. Практика. Практикум «Какие разные слова». Конкурс риторов. 1.7 Сигнал принят, слушаю! Теория. Понятие о хорошем слушателе. Практика. Анализ речевых ситуаций. Игра «Будь внимателен». 1.8 Знакомые незнакомцы Теория. Понятие устаревших и заимствованных слов. Практика. Дидактическая игра «Переводчик», «Скажи наоборот». 2. Коротко о тексте. 2.1 Говорим подробно, кратко. Теория. Текст – что это такое? Практика. Дидактическая игра «Узнай текст». 2.2 Выбери нужное Теория. Понятие «Ключевых слов» Практика. Проведение исследования «Выбор ключевых слов». 2.3 - 2.4 Как исправить текст Теория. Яркие признаки текста Практика. Практикум по редактированию текста 2.5 Кратко о книге Теория. История создания книги. Практика. Дидактическая игра «Узнай книгу». «Моя любимая книжка». 2.6 Согласие или отказ. Отказывай не обижая. Теория. Понятие речевого этикета. Практика. Дидактическая игра « Будь вежлив». 2.7 Хочу вам рассказать… Теория. Умение строить речевое высказывание. Практика. Практикум Построение речевых высказываний. 2.8 Сравни и скажи Теория. Умение анализировать речевые ситуации. Практика. Практикум по анализу речевых ситуаций. 2.9 Знатоки вокруг нас Теория. Понятие о знатоках, о способах получения информации. Практика. Конкурс Знатоков. 2.10 Скажи мне почему 11 Теория. Понятие о научном стиле речи Практика. Составление научных текстов. 2.11 Служба новостей Теория. Понятие о публицистическом стиле речи. Практика. Самостоятельная работа « Расскажи мне». 3. Очень важные слова. 3.1 Очень важные слова Теория. Вежливые слова, волшебные слова, речевой этикет. Практика. Письма близким людям, друзьям. 3.2 – 3.3 Слова – друзья и слова - враги Теория. Понятие вежливых слов. Словесные и несловесные средства общения – мимика, улыбка. Практика. Конкурс ораторов по теме «Доброе слово дороже богатства.» Инсценировка: первая группа разыгрывает приветствие, вторая – обращение с просьбой, третья - умение благодарить, четвертая – прощание. 3.4 Ключ к тексту Теория. Правила работы с текстом. Практика. Дидактическая игра «О чем тут говорится?» 3.5 – 3.6 Тексты разные нужны Теория. Понятие о разных видах текстов. Практика. Дидактическая игра «Что это за текст?» 3.7 Точные и неточные объяснения Теория. Понятие точности речи. Практика. Лингвистический практикум 3.8 Урок – КВН « Поговорим о том, о сём» Теория. Правила игры. Практика. Игра КВН. 3.9 Итоговое занятие «Наша речь» Теория. Что узнали? Чему научились? Практика. Дидактическая игра: « Наша речь». " Математическая шкатулка " 1. Занимательные задачи 1.1 Числа-великаны. Теория. Что такое числа-великаны? Из истории чисел-великанов. Названия чисел-великанов. Практика. Практикум по употреблении в речи чисел-великанов. 1.2 Интеллектуальная разминка. Теория. Интересные факты о числах- великанах. Практика. Запись чисел-великанов. Решение задач с использованием чисел-великанов. 1.3 Мир занимательных задач. Теория. Знакомство с классификацией занимательных задач по способу решения. Практика. Практикум по решению задач на поиск числовой закономерности, задач со многими возможными решениями. 12 1.4 Кто что увидит? Теория. Знакомство с объемными геометрическими фигурами (конус, цилиндр, пирамида). Практика. Практикум по решению задач на развитие пространственных представлений. 1.5 Цифры из Рима. Теория. Когда появились римские цифры? Название и запись римских цифр. Практика. Решение задач с римскими цифрами. 1.6 Числовые головоломки. Теория. Что такое ребус. Виды ребусов. Практика. Решение ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. 1.7 Секреты задач. Теория. Виды занимательных задач по способу решения. Практика. Решение занимательных задач в стихах. «Начнем с хвоста», «Сколько лет?» (Н. Разговоров) 1.8 Математический марафон. Практика. Решение задач международного конкурса «Кенгуру». Контроль. Конкурс по решению задач «Проверь себя». 2.Математические задачи и головоломки 2.1 «Спичечный» конструктор Теория. Иероглифические системы счисления. Практика. Составление из спичек и чтение римских цифр. 2.2 Выбери маршрут. Теория. Топографическая карта. Масштаб. Практика. Решение задач на ориентацию в пространстве. 2.3 Интеллектуальная разминка. Теория. Древнегреческий математик Архимед. Практика. Решение дивергентных арифметических задач. 2.4 Математические фокусы. Теория. История возникновения математических фокусов. Практика. Разгадывание и овладение математическими фокусами «День рождения», «Угадай число». 2.5 Занимательное моделирование. Теория. Многогранники и многоугольники. Сходство и различие. Практика. Изготовление модели многогранника по готовой развертке. 2.6 Математическая копилка. Теория. Старинные меры длины. Практика. Задачи на разрезание, поиск взаимопроникающих фигур. 2.7 Какие слова спрятаны в таблице? Теория. Представление о таблице как удобной форме структурирования текстовой информации. Практика. Решение логических задач с помощью таблицы. 2.8 «Математика – наш друг». Теория. Как раньше люди определяли время? 13 Практика. Решение задач на определение временных отрезков. Комбинаторные задачи, решаемые перебором вариантов. 2.9 Решай, считай, отгадывай. Теория. Знакомство с занимательной математической литературой. Практика. Решение старинных логических задач. 2.10 В царстве смекалки. Теория. Тайна рождения кроссвордов. (Страницы истории). Практика. Разгадывание числовых кроссвордов. 2.11 Числовые головоломки. Теория. Правила составления ребусов. Практика. Разгадывание числовых ребусов с записью в строку. 2.12 Мир занимательных задач. Теория. Открытие нуля. Практика. Решение дивергентных комбинаторных задач, решаемых с помощью графа и перебора вариантов. 2.13 Математические фокусы. Теория. Где впервые появились математические фокусы? Практика. Разгадывание и овладение математическими фокусами «Угадай число», «Опять и опять «5». 2.14 Блиц-турнир по решению задач. Теория. Комбинаторная задача, решаемая с помощью графа. Практика. Решение комбинаторных задач с помощью графов. 2.15 Математическая копилка Теория. Древнегреческий математик Пифагор. Знаменитые открытия Пифагора. Практика. Решение дивергентных комбинаторных задач. 2.16 Геометрические фигуры вокруг нас Теория. История возникновения геометрии. Практика. Решение дивергентных геометрических задач. 2.17 Задачи-шутки. Теория. Детство русской женщины-математика С. В. Ковалевской. Практика. Решение задач-шуток. 2.18 Математика в спорте. Теория. Применение математики для получения высоких результатов в спорте. Практика. Решение занимательных задач на спортивную тему. 2.19 Математический лабиринт. Практика. Игра-путешествие по математическим станциям. Решение занимательных задач разных видов. 2.20 Математический праздник. Практика. Решение логических задач разных видов. Конкурс по решению задач «Проверь себя». "Мир вокруг нас" 1. Это – я! 14 1.1 – 1.2 Знакомство при разговоре по телефону, в гостях; заполнение простой анкеты. Теория: Глагол to be в функции глагола-связки. Притяжательные местоимения. Притяжательный падеж. Практика: Отработка диалогов по телефону, в гостях, заполнение анкеты. 1.3 – 1.4 Любимые вещи, коллекционирование. Теория: Глагол have got. Present Simple – настоящее простое время (глагол like). Практика: Отработка диалогов на тему любимые вещи, коллекционирование. 1.5 – 1.7 Любимые занятия в школе и дома. Теория: Основные модальные глаголы (can). Практика: Отработка диалогов на тему любимое занятие. 2. Моя школа. 2.1 – 2.2 Правила поведения в школе и на природе. Теория: Основные модальные глаголы (must, have to). Практика: тренировка модальных глаголов в диалогической и монологической речи по теме правила поведения в школе. 2.3 – 2.6 Здоровье и безопасность. Зарядка. Здоровый образ жизни. Теория: Основные модальные глаголы (should). Повелительное наклонение. Практика: Тренировка повелительного наклонения при выполнении физических упражнений (зарядка). 3.Мир вокруг меня. 3.1-3.3 Мой район/город/страна (общие сведения). Теория: Present Continuous – настоящее продолженное время. Степени сравнения прилагательных. Практика: Тренировка использования Present Continuous и степеней сравнения прилагательных в диалогической и монологической речи по теме мой район/город/страна (общие сведения). 3.4-3.7 Занятия в разные времена года. Теория: Present Simple и Present Continuous Практика: Тренировка использования Present Continuous и Present Simple в диалогической и монологической речи при описании картинок по временам года. 3.8-3.10 Природа весной и летом / осенью и зимой. Правила поведения на природе. Экология. Теория: Past Simple (правильные глаголы) – прошедшее простое время. Практика: Тренировка использования Past Simple при рассказе об экологии. 3.11-1.12 Насекомые. Птицы. Места обитания. Практика: Закрепление Past Simple, Present Continuous и Present Simple при рассказе о жизни насекомых, птицах, местах их обитания. Составление сказок. 4. Страна/страны изучаемого языка и родная страна. 15 4.1 – 4.2 Традиции, история России и стран изучаемого языка. Теория: Past Simple (неправильные глаголы) – прошедшее простое время. Практика: Тренировка использования Past Simple при рассказе о традициях и истории. 4.3-4.4 Достопримечательности России и стран изучаемого языка Теория: Конструкция to be going to (собираться…) Практика: тренировка использования конструкции to be going to для работы по теме путешествия по достопримечательностям. 2.4 Планируемые результаты Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа будущего гимназиста» позволяет добиться следующих метапредметных, личностных и предметных результатов - метапредметные результаты программы Учащиеся получат возможность научиться: - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления. - включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения. - использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. - личностные результаты – У учащихся могут быть сформированы: - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; - доброжелательность, понимание и сопереживание чувствам других людей; - понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. - предметные результаты Учащиеся получат возможность научиться: в курсе «Секреты русского языка» - понимать слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова; - владению первоначальными представлениями о нормах русского языка; - позитивно относиться к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; - учебным действиям с языковыми единицами; - использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач в курсе «Развиваем устную и письменную речь» - определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь; - называть основные признаки текста, приводить их примеры; 16 - продуцировать простые информационные жанры в соответствии с задачами коммуникации в курсе «Математическая шкатулка» - использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; - приобретут начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; - некоторым приемам самостоятельного управления процессом решения творческих математических задач. в курсе «Мир вокруг нас» - общению с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей, освоенных правил речевого и неречевого поведения; - начальным лингвистическим представлениям, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на английском языке, расширения лингвистического кругозора; - дружелюбному отношению и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. 3. Организационно-педагогические условия 3.1 Условия реализации программы - материально-техническое обеспечение – Учебные кабинеты, с возможностями использования демонстрационного комплекса, включающий в себя: интерактивную доску (или экран), мультимедиапроектор, персональный компьютер или ноутбук с установленным программным обеспечением; доступ к сети Интернет. - кадровое обеспечение – Педагоги основного образования с высшим педагогическим образованием, отсутствием ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. - методические материалы – Методическое обеспечение программы направленно на формирование потребности в систематических занятиях математики. Программа основана на педагогических технологиях индивидуализации, игрового и группового обучения. Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных группах, учитывающих индивидуальные особенности каждого обучающегося. Образовательная технология проблемного обучения направлена на обеспечение возможностей развития критического мышления. 3.2. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы 17 Формами контроля знаний, сформированных у обучающихся в процессе реализации данной программы являются проверочные работы, проводимые по окончанию изучения определенного раздела, индивидуальные и групповые сообщения обучающихся. 4. Список литературы. 1. Афанасьева О.В., Михеева И.В., Языкова Н.В., Колесникова Е.А. Книга для учителя. Английский язык. Москва. Дрофа. 2014г. 2. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. «Английский с удовольствием / EnjoyEnglish: книга для учителя. – Обнинск: Титул, 2018 3. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие. М., 2021. 4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.,2009. 5. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя – М. : Просвещение, 2003 6. Канакина В.П. Работа с трудными словами. 1-4 классы – М.: Просвещение, 2022 7. Панфилова М.А. Игротерапия общения. - М.,2016. 8. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М.,2008. 9. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков / Под ред. А.Д. Андреевой. - М.,2017. 10. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 2500 задач по математике 1-4 классы – М.: АСТ, 2020 11. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс] URL: http://school-collection.edu.ru/collection/ 18