РП Подготовка к олимпиадам 9-11кл

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МАОУ гимназии № 99
(протокол от 29 августа 2024 г. № 1)

УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ гимназии № 99
от 31 августа 2024 г. № 86-од

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Подготовка одаренных детей к олимпиадам и конкурсам по
английскому языку»
Возраст обучающихся: 15-17 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Дергачѐва Ольга Андреевна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург
2023

1. Пояснительная записка

•
•

•

•
•

•

•

•

•

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана на основе нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р;
Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования
Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от
26.02.2021;
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области № 219-д от 04.03.2022 «О внесении в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ
в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» от 01.11.2021 № 934-д;
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р.
Направленность
общеразвивающей
программы:
социальногуманитарная.
Актуальность.
Введение курсов иностранного языка в пространство дополнительного
образования представляет сегодня особый интерес со стороны всех субъектов
образовательного процесса. Особенно если курс предполагает освоение
иностранного языка на уровне международно признанных стандартов.
Именно в интеграции урочной и внеурочной деятельности можно достичь
2


1)
2)

3)

1)
2)

образовательных результатов, отвечающих требованиям нового ФГОС: роста
мотивации личностного развития, формирования культуры личностного и
профессионального
самоопределения,
культуры
проектирования
личностного и профессионального развития. Эти аспекты являются
определяющими для будущего выпускника современной российской школы.
Данный курс предназначается для учащихся 10-11 классов, проявляющих
особый интерес к изучению английского языка и показывающих высокие
результаты в олимпиадах по английскому языку. В основе реализации
данной программы социально-гуманитарной направленности лежат
личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы, суть
которых в формировании «Я-концепции» учащихся, индивидуальном
развитии личности в интеллектуально-познавательной, эмоциональной,
мотивационно-потребностной сферах и в системе социальных отношений.
Адресат программы
Программа «Подготовка одаренных детей к олимпиадам и конкурсам
по английскому языку» рассчитана на обучающихся 15-17 лет.
Режим занятий: 1 раза в неделю по 2 часа.
Объем общеразвивающей программы - 74 часа.
Срок освоения программы – 1 год.
Программа предполагает «базовый»
уровень. Развитие и
совершенствование у учащихся основных общеучебных действий,
формирует мотивацию к изучению иностранного языка, воспитывает
самостоятельность и чувство ответственности за результат.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Перечень видов занятий: групповые занятия.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: тестирование, контрольные испытания.
Цель программы:
совершенствование умения и навыки аудирования, чтения, говорения
и письма; обеспечение подготовки учащихся к участию во Всероссийской
олимпиаде школьников по английскому языку, способствование развитию
личностных качеств, а также общих и специальных способностей.
Задачи программы:
образовательные:
познакомить учащихся с форматом тестов;
обучить учащихся лексическим единицам в соответствии с
отобранными темами, навыкам оперирования этими единицами в
коммуникативных целях.
расширить эрудицию учащихся и их лингвистический и общий
кругозор.
развивающие:
развивать языковые, интеллектуальные и познавательные возможности
учащихся;
совершенствовать умения учащихся в четырех видах речевой деятельности, а
3

3)


1)
2)

именно: в области говорения – обучать аргументированно выражать свое
мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения по данной ситуации; в
области письма – научить правильно оформлять и логически излагать свои
мысли в письменном виде в форме эссе или письма за ограниченное
количество времени; в области аудирования – совершенствовать умение
слушать аутентичные тексты с пониманием общей идеи, и с извлечением
информации и с детальным пониманием; в области чтения –
совершенствовать умение читать аутентичные тексты по различной тематике
с пониманием общей идеи, и с извлечением информации и с детальным
пониманием.
для развития компенсаторной компетенции развивать умения пользоваться
собственным иноязычным речевым ответом для восполнения пробелов во
владении иностранным языком, умения осуществлять перифраз,
пользоваться языковой и контекстуальной догадкой.
воспитательные:
повысить личную заинтересованность в достижении успехов в выбранной
деятельности;
развить чувство личной ответственности за результаты обучения.
2. Учебный план
№
Количество часов
Формы
Название раздела, темы
п/п
аттестации/к
онтроля
Всего Тео Прак
Тема занятия
рия тика
1
Ознакомитель
2
1
1
Вводное занятие. Знакомство с
ная
форматом
олимпиада
2. Аудирование
12
3
9
2.1. Дотекстовый этап аудирования.
2
1
1
2.2. Этап прослушивания текста.
2
1
1
2.3. Послетекстовый
этап
2
1
1
аудирования.
2.4. Выполнение
заданий
на
2
2
соответствие
2.5. Выполнение
заданий
с
2
2
альтернативным выбором.
2.6. Выполнение итогового теста
2
2
Решение
олимпиадных
заданий
прошлых лет
3. Чтение
12
4
8
3.1. Дотекстовый этап чтения.
1
1
3.2. Текстовый этап чтения.
1
1
3.3. Послетекстовый этап чтения.
1
1
3.4. Выполнение заданий
1
1
4

3.5.

множественного выбора
Выполнение заданий
альтернативного выбора
Выполнение заданий на
соответствие
Выполнение заданий на
упорядочение
Выполнение заданий в формате
клоуз-процедуры
Выполнение итогового теста

1

-

1

-

1

-

1

-

2

-

2

-

2

-

2

-

2

-

2

4. Лексико-грамматический тест
4.1. Выполнение заданий
множественного выбора
4.2. Выполнение заданий
перекрестного выбора
4.3. Выполнение заданий в формате
перифраз
4.4. Выполнение заданий на подбор
дефиниций
4.5. Выполнение заданий на
словообразование
4.6. Выполнение итогового теста

12
3

2
1

10
2

Решение
олимпиадных
заданий
прошлых лет
-

2

-

2

-

2

-

2

-

1

-

1

-

2

1

1

-

2

-

2

Решение
олимпиадных
заданий
прошлых лет

5. Письмо
5.1. Написание личного письма
5.2. Написание делового письма
5.3. Написание эссе
5.4. Написание рассказа
5.5. Выполнение итогового теста

12
2
2
3
2
3

2
1
1
-

10
1
1
3
2
3

6. Диалогическая речь
6.1. Диалог этикетного характера
6.2. Диалог-расспрос
6.3. Диалог-побуждение к действию
6.4. Диалог – обмен мнениями.
6.5. Выполнение итогового теста

12
2
2
3
2
3

2
1
1
-

10
1
1
3
2
3

3.6.
3.7.
3.8.
3.9.

Решение
олимпиадных
заданий
прошлых лет
Решение
олимпиадных
5

заданий
прошлых лет
7. Монологическая речь
7.1. Описание иллюстрации
7.2. Высказывание на заданную
тему
7.3. Краткое сообщение на
заданную тему
7.4. Передача содержания
прочитанного (услышанного)
текста
7.5. Характеристика героев
прочитанного (услышанного)
текста
7.6. Выражение своего мнения к
предмету речи
7.7. Выполнение итогового теста

12
2
1

2
1
-

10
1
1

-

3

1

2

-

2

-

2

-

1

-

1

-

1

-

1

-

2

-

2

Решение
олимпиадных
заданий
прошлых лет

Итого

74

16

58

6









3. Содержание учебного плана
Вводное занятие. Знакомство с форматом.
Аудирование. Дотекстовый этап аудирования. Этап прослушивания
текста. Послетекстовый этап аудирования. Выполнение заданий на
соответствие. Выполнение заданий с альтернативным выбором.Выполнение
итогового теста.
Чтение. Дотекстовый этап чтения. Текстовый этап чтения.
Послетекстовый этап чтения. Выполнение заданий множественного выбора.
Выполнение заданий альтернативного выбора. Выполнение заданий на
соответствие. Выполнение заданий на упорядочение. Выполнение заданий в
формате клоуз-процедуры. Выполнение итогового теста.
Лексико-грамматический тест. Выполнение заданий множественного
выбора. Выполнение заданий перекрестного выбора. Выполнение заданий в
формате перифраз. Выполнение заданий на подбор дефиниций. Выполнение
заданий на словообразование. Выполнение итогового теста
Письмо. Написание личного письма. Написание делового письма.
Написание эссе. Написание рассказа. Выполнение итогового теста
Диалогическая речь. Диалог этикетного характера. Диалог-расспрос.
Диалог-побуждение к действию. Диалог – обмен мнениями. Выполнение
итогового теста
Монологическая речь. Описание иллюстрации. Высказывание на
заданную тему. Краткое сообщение на заданную тему. Передача содержания
прочитанного (услышанного) текста. Характеристика героев прочитанного
(услышанного) текста. Выражение своего мнения к предмету речи.
Выполнение итогового теста.
4. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
общее представление о мире как многоязычном и поликультурном
сообществе;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей; осознание иностранного языка как средства международного
межкультурного общения, сближающего людей, обеспечивающего
дружеские контакты и деловое взаимодействие, расширяющего
познавательные возможности, востребованность и мобильность человека в
современном мире;
готовность и способность учащихся к саморазвитию;
готовность давать оценку своим действиям.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД основаны на формировании учебно7

познавательной
компетенции,
которая
предполагает
развитие
универсальных учебных действий; ознакомление с доступными учащимся
способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том
числе с использованием новых информационных технологий.
Регулятивные УУД основаны на развитии оценочной компетенции,
которая предполагает управление своей деятельностью, формирование
активности и самостоятельности учащихся, оценивание высказываний
других людей с точки зрения правильности и содержания языковой формы.
Коммуникативные УУД включают в себя:
- развитие умения выбирать подходящие языковые и речевые средства
для успешного решения коммуникативной задачи;
-ведение беседы или диалога проблемного характера;
-готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;
-адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих
Предметные результаты:
Говорение
Иметь навыки ведения диалога: диалог-побуждение, обмен
информацией, диалог-расспрос и монолога: сообщение, описание,
повествование, резюме, доказательство на знакомую и незнакомую темы с
предварительной подготовкой и спонтанно.
Для этого учащийся должен уметь:
1)
запрашивать и сообщать информацию в соответствии с
коммуникативной задачей;
2)
логично и последовательно высказываться в соответствии с
ситуацией общения;
3)
аргументировать свою точку зрения;
4)
уточнять и дополнять сказанное;
5)
приводить подходящие примеры;
6)
выражать
различные
коммуникативные
намерения
интонационно грамотно;
7)
строить развернутое высказывание;
8)
переводить разговор на другую тему;
9)
варьировать языковые средства, использовать эмоциональноэкспрессивные средства, синонимы; использовать невербальные способы
общения в поддержку
Аудирование
Уметь:
1)
воспринимать на слух, различные по стилю тексты;
2)
понимать основные факты и наиболее важные детали и
отношения из контекста, включающего незнакомую лексику, познавательных
и страноведческих монологических и диалогических текстов (речи
учителя/диктора/носителя языка при условии, что последний говорит на
литературном языке в небыстром темпе, коротких телепередач, отрывков
8

видеофильмов, рассказов, объявлений информационного и рекламного
характера);
3)
предвосхищать возможное развитие или завершение событий;
4)
понимать уточняющую, подтверждающую, иллюстрирующую,
аргументирующую информацию;
5)
обобщать изложенные в тексте факты;
Чтение
Иметь навыки работы с познавательными и страноведческими
текстами монологического и диалогического характера (публикации в
газетах и журналах, рассказы, отрывки из новелл и романов).
Для этого учащийся должен уметь
1)
выявлять главные факты, второстепенную информацию;
2)
устанавливать логическую взаимосвязь, хронологическую
последовательность и причинно-следственную связь событий;
3)
предвосхищать возможное развитие или завершение событий;
4)
обобщать изложенные в тексте факты;
5)
выявлять информацию, относящуюся к определенному вопросу;
6)
выделять главную мысль текста/замысел автора ;
7)
делать выводы из прочитанного;
8)
полно и точно понимать содержание текста;
9)
сравнивать/сопоставлять информацию;
10)
определять тип текста и его основную мысль в связи с
коммуникативной задачей;
11) оценивать
содержание
текста,
определять
значимость/актуальность информации;
12) определять структурно-логическое развертывание информации
(аргументацию), выявлять смысловые вехи;
13) озаглавливать текст, делить его на смысловые части и
озаглавливать их;
14) выражать свое отношение к прочитанному.
Письмо
Иметь навыки работы с письменными текстами (личное подробное
письмо зарубежному другу/ в школьную газету, анкета с данными личного
характера, аннотацию, мини сочинение- эссе).
Для этого учащийся должен уметь:
1)
различать официальные/неофициальные стили письма;
2)
оформлять письма в соответствии с нормами изучаемого языка
(адрес, имя адресата, приветствие, завершение письма);
3)
писать
письма
этикетного
характера
(приглашения,
благодарности, поздравления);
4)
заполнить анкету личного характера;
5)
с помощью простых предложений написать короткий текстописание на основе пройденной темы с использованием знакомой лексики и
грамматических конструкций;
9






6)
использовать
основные
слова-связки
для
логического
построения письменного текста;
7)
писать короткие сочинения-эссе на заданную тему, адекватно
употребляя различные лексические и грамматические средства в
соответствии с нормами изучаемого языка;
8)
аргументировать свою точку зрения; писать короткие
вымышленные истории.
5.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Экранно-звуковая аппаратура
Проектор
Методические материалы
Дидактические материалы (презентации, рабочие листы)
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования с высшим педагогическим
образованием, отсутствием ограничений на занятие педагогической
деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.
Методические материалы
Информационный стенд, обучающие плакаты, демо-версии тестовых
заданий.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
проходит в форме зачетов и тестирования.
6.
Список литературы
Литература для педагога
1.
Гулов А.П. Olympway. Олимпиадные задания по английскому языку М.: МЦНМО, 2017. – 184 с.
2.
Гулов А.П. Олимпиады по английскому языку для 8-11 классов. Книги
1-3. Use of English. – Калуга: Титул, 2019. - 254 с.
3.
Курасовская Ю.Б. и др. Английский язык. Всероссийская олимпиада. М.: Просвещение, 2008-2012 гг. – 175 с.
4.
Курасовская Ю.Б. и др. Всероссийская олимпиада. Английский язык.
Задания регионального и заключительного этапов. С ответами и
комментариями. - М.: Университетская книга, 2013-2016 гг. – 212 с.
5.
Курасовская Ю.Б., Симонян Т. А., Титова О. А Key to success. Сборник
упражнений для подготовки к всероссийской олимпиаде. - М.: МЦНМО,
2019. – 105 с.
6.
Махмурян К. С., Мельчина О. П. Олимпиады по английскому языку
для 9 – 11 классов. – Обнинск: Титул, 2016. – 288 с.
7.
Мельчина О. П Be the best! Будь лучшим! Готовимся к олимпиадам по
английскому языку. - М.: МНЦМО, 2017. – 160 с.
Литература для учащихся
1.
Материалы Всероссийской олимпиады школьников по английскому
языку
2021-2022
[Электронный
ресурс]:
10

http://vos.olimpiada.ru/archive/table/shedule/years/2021_2022 (дата обращения:
31.08.2022)
2.
Материалы Всероссийской олимпиады школьников по английскому
языку
2021-2022
[Электронный
ресурс]:
https://vos.olimpiada.ru/archive/table/tasks/years/2021/#table (дата обращения:
31.08.2022)

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».