СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МАОУ гимназии № 99 (протокол от 29 августа 2024 г. № 1) УТВЕРЖДЕНО приказом МАОУ гимназии № 99 от 31 августа 2024 г. № 86-од Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальный кружок «Домисолька» Возраст обучающихся: 11-14 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Батищева Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования Екатеринбург 2024 г. • • • • • • • • 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на основе нормативных документов: Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р; Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021; Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области № 219-д от 04.03.2022 «О внесении в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 № 934-д; Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 9.05.2015 №996-р. Вокальное искусство занимает важное место в системе дополнительного образования и успешно развивается, вовлекая все больше детей, желающих заниматься творчеством. Вокальное пение – это богатые возможности, надѐжные пути к постижению вершин мира музыки, к эстетическому личностному совершенствованию, к устремлѐнному движению к высотам духовности, универсальным способом освоения духовно-нравственных идеалов. Дополнительная общеразвивающая программа «ДоМиСолька» имеет художественную направленность, которая даѐт полное представление о хранении, отборе и систематизации ценностей музыкальной культуры разных народов. Программа является модифицированной, так как базируясь на программе «Музыка» в общеобразовательной школе, в нее введен курс обучения вокальному искусству, основам актерского мастерства, сценической речи. Программа направлена на обучение детей основам вокального, вокальноансамблевого, музыкально-пластического искусства, развитие общефизических, артистических, исполнительских способностей, а также воспитание высоких эстетических критериев, необходимых для достижения гармоничного социального, интеллектуального и нравственного развития индивида. Направленность общеразвивающей программы: художественная. Данная программа предназначена для учащихся 5-8х классов, так как проблемы развития и воспитания детского голоса в вокальном искусстве стоит сегодня очень остро. 2 Потому как появилось большое количество вокальных студий, коллективов, всевозможных конкурсов, фестивалей и время предъявляет к детскому голосу очень высокие требования. Актуальность программы Актуальность заключается в оригинальном сочетании психологических, художественных, физических и социальных условий для развития творческой деятельности учащихся. Современные жизненные условия выдвигают свои требования: быть инициативными; нестандартно мыслящими; быть ориентированными на лучшие результаты. Новизна программы заключается в использовании инновационных педагогических технологий, форм и методов, введении синтеза искусств: вокала, ритмопластики, актерского мастерства, направленных на формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры. Отличительной особенностью данной образовательной программы от существующих заключается в том, что она ориентирована на формирование вокальнотехнических навыков, навыков сценического актѐрского мастерства, готовит детей к самореализации в процессе жизнедеятельности. В структуру программы входят образовательные блоки: теория, практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей. Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учѐт индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся. Репертуар подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, а также его вокальных данных. Вокальное искусство обучает основам вокального исполнительства, способствует формированию музыкальной культуры учащихся, воспитывает художественный вкус. Адресат программы: кружок «ДоМиСолька» является детским объединением дополнительного образования, объединяющим учеников школы в возрасте от 11 до 15 лет. Возрастные особенности учащихся Средний школьный возраст (11-13 лет) В этот предмутационный период – 12 (13) лет оформляется нервно-мышечная система голосового аппарата, происходит смена механизмов голосообразования, крепнет дыхательная система (углубляется дыхание), ЦНС и детская психика. Появляется тембровая окраска в голосе, полетность и звонкость. Голос становится более эластичным и подвижным. К 11 годам в голосе появляется признаки грудного звучания. Появляются признаки приближающейся мутации у некоторых учащихся. Педагогу важно бережно относиться к голосу подростка, не увлекаться крайними регистрами, а укреплять голос преимущественно на центре. Старший школьный возраст (14-15лет) Этот мутационный период совпадает с началом полового созревания у мальчиков и девочек. Появляются сип в голосе, звучание становится напряженным и менее ярким, уменьшается диапазон голоса, звучание верхних звуков – крикливое, голос может срываться. Но чаще всего дети вообще не могут петь верхние звуки. Работа ограничивается рабочим диапазоном. Поэтому нужно очень осторожно обращаться с голосом, но прерывать занятия пением не стоит. Особое внимание следует уделить подбору репертуара. Основным требованием является свободное пение без напряжения и без форсирования звука. На каждом занятии проводится музыкальная пауза. Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, исходя из педагогической целесообразности, педагог может проводить занятия всем составом учебной группы, по звеньям, индивидуально и индивидуальные занятия с детьми – инвалидами по месту жительства. 3 Программа предназначена для освоения учебного материала детьми разных возрастных групп. При комплектовании групп допускается совместная работа в одной группе учащихся без ограничения по возрастному признаку. Состав группы постоянный. Основной формой учебной работы является групповое занятие. Занятие по данной программе состоят из теоретической и практической частей. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа. Время и место проведения учебных занятий регулируются расписанием занятий детского объединения. В каникулярное время в расписание занятий могут вноситься изменения по времени проведения занятий. Объѐм рбщеразвивающей программы -74 академических часа. Срок освоения программы. 1 учебный год, Программа предполагает «продвинутый» уровень освоения материала. Перечень форм обучения: групповая, индивидуальная. Перечень видов занятий: мастер-классы, групповое занятие. При изучении отдельных тем предусмотрены мелкогрупповые занятия. Учебные группы формируются из детей как одного возраста, так и разновозрастные. Занятия проводятся в учебных группах, наполняемость которых составляет от 5 до 15 человек. В детское объединение дети зачисляются без предварительного отбора. Учебный процесс осуществляется в соответствии с учебным планом. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причѐм большее количество времени занимает практическая часть. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: концерты. Цель программы - развитие творческого потенциала личности учащихся посредством приобщения к вокальному искусству. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи. Образовательные: - познакомить с историей и развитием музыкального искусства; - обучить вокально-певческим умениям и навыкам, вокальной культуре исполнения(передача голосом внутреннего эмоционального состояния), навыкам сценического мастерства; - освоить знания по музыкальной грамоте, основам певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата и элементарным основам игры на фортепиано. Развивающие: - развить певческий голосовой аппарат и музыкальный вкус; - развить сценическую речь, образное мышление через пластику и ритмику, импровизацию, эмоциональное раскрепощение; - развить творческие способности Воспитательные: - воспитать художественно- эстетический вкус, интерес, любовь к отечественной культуре и музыкальным традициям; - формировать нравственные качества личности: толерантность, эмпатию; - повысить мотивацию к концертной деятельности; формировать профессиональное самоопределение, повысить самооценку учащихся. № п/п Тема занятия 2. Учебный план Количество часов Всего Теор Практ ия ика Формы аттестации/контрол я 4 2 1 1 Собеседование Вводное занятие «Волшебный мир 2 музыки» Цели и задачи на год. Режим и план работ объединения. 1 1 Составление матрицы учебного успеха ученика. 12 2 10 Дисскусия, игра 2 1 1 Тестирование 2 1 1 «Введение в курс программы» 1. Раздел 1 «Волшебный мир музыки» 2. 3 . 4 5 6 История развития вокального искусства. «Музыкальная фантазия». Начальная диагностика. Влияние искусства на окружающий мир. Музыкальное воспитание и развитие личности ребѐнка. Основные певческие навыки. Гигиена и охрана голоса. 2 2 2 2 2 2 2 2 Раздел 2 «Вокально-техническая 6 работа (разучивание произведений) 1 5 Смотр знаний, умений Распевки, попевки. Песни 2 современных композиторов. Основы певческой установки. 2 Постановка певческого дыхания. 2 1 1 Смотр знаний, умений Раздел 3.Слушание музыки «Музыка 6 – язык чувств» 6 5 История развития танцевальной 2 музыки. Жанры танцевальной музыки 2 « Песня, танец, марш ». Вокально-инструментальная 2 музыка: 1 1 7 8 9 10 11 12 Раздел 4 работа» Дисскуссия, викторина 2 2 6 Дисскуссия, занятие контро ля знаний 2 2 Решение задач 2 2 2 2 2 2 «Вокально-техническая 6 Песни современных авторов. Звукообразование, звукоизвлечение. 14 Основные способы звуковедения. 15 Музыкальный слух. Типы слуха. Раздел 5 «Слушание музыки» 13 2 2 0 Карточкизадания 5 2 2 Тестирование Раздел 6 «Актѐрское мастерство» 4 4 Концерт 17 Постановка вокального номера 18 Творческое воображение Раздел 7 «Вокально-техническая работа (разучивание произведений)» 19 Песни современных авторов. Артикуляция звука. 20 Дикция и орфоэпия. 21 Элементы вокально-хоровой звучности. 22 Третий элемент вокально-хоровой звучности. 23 Лад - как средство развития музыки Раздел 8 «Слушание музыки» 24 Вокально-инструментальная музыка: «Как рассказывает музыка?» 2 2 10 2 2 10 Решение задач 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Викторина Решение задач Раздел 9. Вокально-техническая 4 работа (разучивание произведений) 4 Кроссворд, смотр-конкурс 2 Дисскуссия, занятие контро ля знаний 16 25 26 27 28 29 Вокально-инструментальная музыка: «О чем рассказывает музыка?» Народная песня. Русская народная песня. История 2 русского народного песенного творчества. Художественно-выразительное 2 исполнение в музыке. Раздел 10. Песни современных 6 авторов. Звукообразование, звукоизвлечение. Основные способы звуковедения. Музыкальный слух. Типы слуха. Раздел 11. Концерт 30 31 32 33 2 6 2 2 2 2 2 10 2 10 Постановка вокального номера 2 Творческое воображение Элементы вокально-хоровой 2 звучности. 2 Дискус., смотр знаний, умений и навыков Решение задач Дисскуссия, занятие контро ля знаний Дисскуссия, занятие контроля знаний 2 2 2 6 34 35 36 37 Третий элемент вокально-хоровой звучности. 2 Лад - как средство развития музыки 2 Раздел 12. « Актѐрское 6 мастерство» 2 2 6 Пение и движение 2 «Азбука пения». Диагностика 2 знаний, умений и навыков за год обучения. Отчѐтный концерт. Итого 74 Игра, отчѐтный концерт 2 2 5 69 3. Содержание учебного плана Вводное занятие. Беседа. «Волшебный мир музыки». Цель и задачи программы. Режим работы, инструктаж по технике безопасности. – 1 час. I. «Волшебный мир музыки» - 3 часов Теория – 1 часов - История развития вокального искусства. - Влияние искусства на окружающий мир, развитие и становление личности. - Музыкальное воспитание и развитие личности ребѐнка. - Основные певческие умения и навыки. Знакомство с основными терминами (певческая установка, вокальные навыки - ансамбль, строй, звукообразование, дикция ). - Гигиена и охрана певческого голоса. Основные правила по охране голоса. Строение детского голосового аппарата. Практика –2 час - «Музыкальная фантазия». Начальная диагностика вокальных способностей детей. II. Вокально-техническая работа (разучивание произведений) –12 часов - Постановка певческого дыхания. Основные типы и правила певческого дыхания. - Интонационное зерно в музыке. Практика- 12 часов - Основы певческой установки. - Вокально-хоровые упражнения на постановку певческого дыхания - Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой - Вокальная работа над певческим дыханием в песне в размерах 2/4, 3/4 - Вокальная работа над певческим дыханием в песне в размере 4/4 - Вокальная работа над чистотой интонации в музыкальных произведениях в размере 2/4. - Вокально-хоровые упражнения на формирование чистого интонирования. Основные приѐмы на выработку чистой интонации. Упражнение «Повтори ритм». - Вокальная работа над чистотой интонации в музыкальных произведениях в размере 3/4. - Вокальная работа над чистотой интонации в музыкальных произведениях в размере 4/4. Музыкально-дидактические игры: «Музыкальное эхо», «Как тебя зовут?» III. Слушание музыки «Музыка – язык чувств» – 12 часа Теория-2 час Практика – 10 час - История развития танцевальной музыки. - Жанры танцевальной музыки. Знакомство с жанрами танцевальной музыки: «Песня, танец, марш» 7 - Вокально-инструментальная музыка «Музыка-язык чувств». Беседа о прослушанных музыкальных произведениях (элементы танцевальности, гамма чувств, выраженных в произведениях, образное содержание пьесы, характер, темп) IV. Вокально-техническая работа (разучивание произведений) - 12 часов Песни современных авторов Практика–1 2час - Знакомство с техническими приѐмами – звукообразованием, звукоизвлечением (начало пения с правильным формированием гласных, чѐтким и коротким произношением согласных). - Беседа. Основные способы звуковедения: legato,staccato, non legato, markato. Знакомство с терминами. - Беседа. Музыкальный слух. Знакомство с понятием «музыкальный слух». Типы слуха : абсолютный, относительный. Практика – 6 часов - Вокально-хоровые упражнения на формирование звукообразования. Игра со звуком - Вокально-хоровые упражнения на формирование звукоизвлечения - Вокальная работа над техническими приѐмами - звукообразованием, звукоизвлечением в песнях современных авторов (звонким, лѐгким, напевным) - Вокально-хоровые упражнения на штрихи: legato,nonlegato, staccato, nonlegato, markato - Вокально-хоровая работа над основными способами звуковедения в песнях - Развитие гармонического слуха. Определение на слух окраску созвучий, определять количество звуков, движение мелодии. Упражнение «Мажорное » - Вокально-хоровые упражнения на развитие мелодического слуха (интонирование мелодических построений, аккордов, опевание главных ступеней I,III,V,гаммы, скачки). Определение на слух двух музыкальных звуков разной высоты, движение мелодии ↑ и ↓ V. Слушание музыки- 4 час Теория – 4 час - Вокально-инструментальная музыка «О чѐм рассказывает музыка?» Слушание пьес в фортепианном исполнении. Анализ произведений (музыкальный образ и его развитие, сопоставление музыкальных об разов с жизненным явлением): «Пограничник» муз. И.Арсеньева, сл. Л.Дымовой; «Трубы звонкие трубят»; «Весенние листочки»; «Слон и Моська». VI. Актѐрское мастерство –8 часа Практика – 8 час - Постановка вокального номера. Подбор костюма, аксессуара, оформление сценических декораций - Хореографическая композиция к номеру - Творческое воображение. Работа над элементами актѐрского мастерства (воображение, жесты, мимика) VII. Вокально-техническая работа (разучивание произведений) Песни современных авторов - 20 часов Теория – 4 час - Беседа. Артикуляция звука в песне. Понятие об артикуляции звука (правильное формирование гласных) - Беседа. Дикция и орфоэпия. Знакомство с терминами – дикция, орфоэпия. - Беседа. Элементы вокально-хоровой звучности (строй, ансамбль, нюансы). Знакомство с терминами. Правила интонирования аккордов. Ансамбль и его виды. - Беседа. Третий элемент хоровой звучности - нюансы. Знакомство с понятием нюанс динамический оттенок, подчѐркивающий характер звучания музыки ( þ, ƒ, mþ,mƒ,ƒ,ƒƒ).Постоянные нюансы þ,ƒ,mƒ, подвижные нюансы (cres , dim<> ). 8 - Беседа. Лад - как средство развития музыки (мажор, минор). Понятие о ладе. Тоника. Устойчивые и неустойчивые звуки лада. Практика – 16 часов - Вокально-хоровые упражнения на артикуляцию звука. - Артикуляционная гимнастика. - Вокальная работа над артикуляцией звука в песнях Вокально-хоровые упражнения на развитие чѐткой дикции. Игра «Переклички». - Вокальная работа над дикцией в песнях современных авторов. - Вокальная работа над орфоэпией (фонетическое и грамматическое произношение в тексте) - Вокально-хоровые упражнения над строем - Вокальная работа над строем в песнях - Вокально-хоровая работа над ансамблем в музыкальном произведении. Интонационный, метроритмический, дикционный - Вокальная работа над темповым, динамическим ансамблями - Вокально-хоровые упражнения над нюансами - Вокальная работа над нюансировкой в песне VIII. Слушание музыки- 4 час Теория – 4 час - Вокально-инструментальная музыка «Как рассказывает музыка?» Знакомство со средствами музыкальной выразительности в музыкальных произведениях: «Птенчики» муз. Е.Тиличеевой, сл. Л.Дымовой, «Часы», «Гармошка», «Считалочка». IX. Вокально-техническая работа(разучивание произведений) – 8 час Народная песня Практика– 8 час - Русская народная песня. История русского народного творчества. Жанры народной музыки :трудовые, свадебные, обрядовые песни, частушки, небылицы, считалочки. Знакомство с народными песнями «Сарафанчик», «Волга». - Художественно-выразительное исполнение в музыке. Основные моменты художественно-выразительного исполнения: техническое овладение музыкальнопоэтическим языком произведений, художественное воплощение, музыкальновыразительные средства в произведении. - Вокально-хоровые упражнения на динамические оттенки, штрихи. Вокальная работа над раскрытием идейно-художественного содержания песни (динамика, фразировка, штрихи) X. Песни современных авторов. Практика - 10 часов. Звукообразование, звукоизвлечение. Основные способы звуковедения. Музыкальный слух. Типы слуха. XI. Концерт Практика - 20 часов. Постановка вокального номера Творческое воображение Элементы вокально-хоровой звучности. Третий элемент вокально-хоровой звучности. Лад - как средство развития музыки XII. Актѐрское мастерство- 12 час Практика – 12 час - Сюжетно-образные движения. Составление элементов движений в песне. Передача ритмического рисунка в характере песни. - Инсценировка песни. Творческое задание – импровизация движений к народной песне. - «Азбука пения». Диагностика знаний, умений и навыков, приобретѐнных за год обучения. Творческое задание: исполнение песен разной тематики. 9 Творческое задание: на предложенный текст придумать ритмический рисунок в размере 2/4 . Определение на слух три сферы в музыке: Песня, танец, марш» и дать самостоятельно анализ музыкальному произведению. - «Лето звонкое, здравствуй!» Отчѐтный концерт. Современные авторы: «Скворушка прощается» муз. Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен, «Осень» муз. Т. Попатенко, сл. И. Черницкой, «Семь дорожек» муз. В. Шаинского, сл. М. Танича, «Песня о школе» муз. Н. Дремлюги, сл. Т. Масенка, «Колыбельная медведицы» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева, «Песенка- небылица» муз. П. Чисталева, сл. О. Высотской, «Новогодняя» муз. А. Филлипенко, сл. Г. Бойко, «Елка» муз. Е. Тиличеевой, сл. В. Викторова, «С Новым годом» сл. и муз. В. Фадина, «Сказка не кончается» муз.Г.Левкодимова, сл. В. Степанова, «Бравые солдаты» муз. А. Филлипенко, сл. Т. Волгиной, «Маме в день 8 марта» муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсон, «Мамина песенка» муз. М. Парцхаладзе, сл. М. Пляцковского, «Наташка- первоклашка» муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибраева, «Мы о радости поем» муз. Г. Левкодимова, сл. М. Садовского, «Песня о весне» муз. Г. Фрид, сл.Н. Френкель, «Мы знаем песенку» муз. Р. Рустамова, сл. Л. Мироновой, «Ябеда-корябеда» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина, «Песенка львенка и черепахи», «Родная песенка» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского, «Летний дождь» муз. Г. Левкодимова, сл. И. Черницкой. Рекомендуемый репертуар по слушанию музыки: Раздел: «Музыка – язык чувств» «Солнышко» музыка Е.Тиличеевой, слова Л.Дымовой, «Дождик» музыка Е.Тиличеевой, слова Л.Дымовой, «Гроза» музыка Е.Тиличеевой, слова Л.Дымовой, «Мама поет» музыка Е.Тиличеевой, слова Л.Дымовой, «Мы шагаем на парад» музыка Е.Тиличеевой, «В кино» музыка Е.Тиличеевой, «Зимний лес» музыка Е.Тиличеевой, «Зарядка» музыка Е.Тиличеевой, «Обойдутся без меня» музыкаЕ.Тиличеевой, «О чем плачет дождик» музыка Е.Тиличеевой, «Осень бродит по лесам» музыка Е.Тиличеевой, «Что у осени в корзине» музыка Е.Тиличеевой, «Грустная песенка» музыка Е.Тиличеевой, «Жарко» музыка Е.Тиличеевой, «Дождик, лей!» музыка Е.Тиличеевой. 2. Раздел: «О чем рассказывает музыка?» «Пограничник» музыка И.Арсеньева, слова Л.Дымовой, «Трубы звонкие трубят» музыка И.Арсеньева, слова Л.Дымовой, «Весенние листочки» музыка И.Арсеньева, слова Л.Дымовой, «Слон и Моська» музыка И.Арсеньева, слова Л.Дымовой, «Красная Шапочка и Серый Волк» музыка И.Арсеньева, «Три медведя» музыка И.Арсеньева, «Машин день» музыка И.Арсеньева. 3. Раздел: «Как рассказывает музыка?» «Птенчики» музыка Е.Тиличеевой, слова Л.Дымовой, «Качели» музыка Е.Тиличеевой, «Эхо» музыка Е.Тиличеевой, «Часы» музыка Е.Тиличеевой, «Труба» музыка Е.Тиличеевой, «Колыбельная» музыка Е.Тиличеевой, «Гармошка» музыка Е.Тиличеевой, «Считалочка» музыка Е.Тиличеевой, «Бубенчики» музыка Е.Тиличеевой, «Наш дом» музыка Е.Тиличеевой. Рекомендуемый репертуар по вокалу для индивидуальной работы: «Если добрый ты» муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского, «Динозаврики» муз. И. Резника, сл. Э. Финберга, «Осень» муз. Т. Попатенко, сл. И. Черницкой, муз. В. Шаинского, «Снеженика» сл. М. Пляцковского, муз. Ю. Чичкова, «Маме в день 8 марта» муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен, «Гномы» муз. А. Басиля, сл. А. Эппеля, «Собака – бяка» муз. Л. Вихарева, сл. Т. Шапиро. 4. Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты: У учащегося будут сформированы: наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству; реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; 10 позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. коммуникативное развитие. Учащийся получит возможность для формирования: готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; умения постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Метапредметные результаты освоения элективного курса Регулятивные УУД Учащийся научится: составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления. Учащийся получит возможность научиться: оценивать произведения разных видов искусств; ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; сотрудничать со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности. Познавательные УУД Учащийся научится: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи. Учащийся получит возможность научиться: находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития. Коммуникативные УУД Учащийся научится: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.). Учащийся получит возможность научиться: координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; 11 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты освоения элективного курса Учащийся научится: проявлять интерес к различным видам (или какому-либо одному виду) музыкальнотворческой деятельности; иметь общее представление о музыкальной картине мира; элементарные умения и навыки в различных видах учебно- творческой деятельности. Учащийся получит возможность научится: различать общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира; владеть элементарными умениями и навыками в различных видах учебно- творческой деятельности. 5. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы 1. Наличие кабинета. 2. Компьютер, колонки, проектор. 3. Подборка репертуара. 4. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».5. Шумовые инструменты. 6. Записи аудио, видео, формат CD, MP3. 7. Записи выступлений, концертов. 8. Тексты песен 9.Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство». 10.Примерная программа основного общего образования по музыке. 11. Программа кружка «Домисолька». 12.MULTIMEDIA – поддержка - Российский общеобразовательный портал http://music.edu.ru/.- Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/. Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования с высшим педагогическим образованием, отсутствием ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. Методические материалы В процессе работы по настоящей Программе используются информационно-методические материалы: - методика музыкального воспитания детей; - русская музыкальная литература; - зарубежная музыкальная литература; - творчество великих композиторов; - развитие и воспитание голоса детей; - методические разработки по темам программы, - методические разработки по темам программы; - методика проведения итоговой аттестации учащихся; - игровые конкурсные программы; - информационная и справочная литература; - сценарии массовых мероприятий, разработанные для организации досуга учащихся ; 12 - наглядные пособия по темам (карточки со средствами музыкальной выразительности, портреты композиторов, карточки с изображением нот, пауз, ритмических рисунков, творческих заданий); - инструкция по технике безопасности и охране певческого голоса; - диагностические методики для определения уровня ЗУН и творческих способностей учащихся; - новые педагогические технологии в общеобразовательном процессе (сотрудничество педагога с учащимися, создание ситуации успешности, взаимопомощи в преодолении трудностей, активизация творческого самовыражения); - видео и фото материалы. Формы аттестации/контроля Способы определения результативности образовательной общеразвивающей программы. - входной контроль (начальная диагностика) – собеседование, анкетирование; - текущий контроль - беседа в форме «вопрос – ответ», беседы с элементами викторины, игра, конкурсные программы, контрольные задания, тестирование, тематический концерт, отчѐтный концерт. - итоговый контроль (итоговая и промежуточная аттестация) – зачетная работа по теме, игра, участие в тематических, отчѐтных концертах, муниципальных, областных, всероссийских, международных конкурсах, фестивалях, творческих проектах; - тематический; - предварительный; - устный; - письменный; - фронтальный; - индивидуальный. Оценка достижения планируемых результатов В творческом объединении «ДоМиСолька» в начале года проводится начальная диагностика уровня знаний, умений и навыков учащихся. По результатам реализации программы проводится промежуточная и итоговая аттестация по разработанным и апробированным методикам (в игровой форме, викторина, отчѐтный концерт, презентация, творческий проект), которые позволяют определить уровень теоретической и практической подготовки учащихся и соотнести их с прогнозируемым результатам образовательной программы. - Начальная диагностика проводится с детьми в начале учебного года, чтобы выявить уровень ЗУН, которые имеют дети. - Промежуточная аттестация проводится в конце первого полугодия учебного года (декабрь). - Итоговая аттестация проводиться в конце учебного года. Теоретическую часть итоговой аттестации можно провести в форме викторины, игры, кроссворда, практическую часть в виде концерта, конкурса. Диагностические методики, позволяющие определить достижения учащихся: - выявление творческого потенциала; - развитие самостоятельной деятельности; - активизация аналитической деятельности; - развитие познавательной деятельности учащихся; - методика выявления уровня самооценки учащихся; - личностное достижение учащихся; - тесты о духовно – нравственной личности; - методика отслеживания творческих достижений учащихся. 6. Список литературы Для педагога: 13 1. Л.Абидова «История джаза и современных музыкальных стилей», «Турон Икбол», 2017г. 2. И.А.Агапова, М.А.Давыдова «Мир музыкальных праздников» (методические разработки и сценарии : Москва, 2018г. 3. В.Бекетова «Композиторы – классики для детского хора» (выпуск 2): «Музыка», 2014г. 4. Е.А.Гальцова «Детско-юношеский театр мюзикла»: «Учитель»,2015г. 5. Л. Гительман « История зарубежного театра» , СПб.: Питер, 2015г. 6.Г.Гладков «Обыкновенное чудо» (музыкальный сборник), М:Дрофа,2014г. 7. Г.Гладков «Проснись и пой!» ,М: Дрофа, 2018г. 8. Н.Б.Гонтаренко «Сольное пение. Секреты вокального мастерства»: «Музыка», 2016г. 9. В.П.Кашалаба«Чудо из чудес» (нотный сборник): «Санкт-Петербург», 2017г. 10.Королькова «Крохе - музыканту» (часть1), Ростов- на-Дону: изд-во - «Феникс», 2017г 11. Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка 1-4» (методическое пособие ): Волгоград, 2018г. 12. С.В.Крупа-Шушарина, И.А.Яворовская «Сборник песен для детей и юношества»: Ростов-на-Дону «Феникс», 2015г. 13. А.Кудряшов «Песни для детей»: Ростов-на-Дону «Феникс», 2018г. 14.Е.Крылатов «Всѐ сбывается на свете», М:Дрофа, 2016г. 15. К.Линклэйтер «Освобождение голоса» ,М: « Музыка»,2014г 16. Т.С.Максимова «Музыка 3 класс» (поурочные планы по программе Д.Б.Кабалевского), Волгоград: «Учитель», 2014г. 17. Н.В.Панова «Конспекты по элементарной теории музыки»: Москва,2016г. 18.Р.Паульс «Птичка на ветке» (песни для детей): Композитор «Санкт-Петербург», 2014г. 19. И. Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран», М.: «Музыка», 2015г. 20. Е.Н.Птичкин «Мы живѐм в гостях у лета», М.: Дрофа, 2015г. 21.Л.В. Романова. «Школа эстрадного вокала», М.: « Музыка»,2015г. 22.У.Сарджент «Джаз»,М.: « Музыка»,2016г.. 23. А.Суязова «Мир вокального искусства» (программа, разработки занятий, методические рекомендации ), Волгоград: «Учитель», 2015г. 24. И.Трифонова «Фонопедический метод развития голоса» (методическая разработка): «Санкт-Петербург», 2015г. 25. В. Тур «Мюзиклы для детей»: из-во «Невская нота», 2016г. 26.Д.Тухманов, Ю.Энтин «Весѐлые нотки»: Челябинск,2014г. 27. О.Харламова, С.Самоленко «Живи, моя Россия!»: Тамбов, 2015г. Информационные ресурсы: 1. Сайт: Сеть творческих учителейwww.it-n.ru 2. Сайт: Открытый классopenclass.ru 3. Сайт: numi.ru методический центр Для детей: 1. А.С.Адлер , В.Л.Соловьѐва. «Нашим малышам», Москва:Просвещение 2015г. 2. Г.Н. Абрамян «Солнечный круг», Москва: Музыка,2014г . 3. Г.В. Ивашева «Твой друг музыка», Санкт-Петербург:Просвещение, 2017г . 4. Н.В.Кирьянова « История мировой литературы и искусства», М.: Наука, 2016. 5. И.В.Кошмина «Духовная музыка России и Запада», Т., 2015г. 6. Р.Ж.Кузьгов «Основы эстрадного вокала», сборник упражнений.- Павлодар, 2015г. 7. Э.Г.Кузнецова « Игры, викторины, праздники»,Москва: Просвещение,2013г. 8. Т.А. Москалѐва «Музыка вокруг», Москва: Музыка,2014г. 9. Л.Б. Семена « Рождественские сюрпризы», Владимир: Просвещение, 2016г. 10. Е.В. Сокольский «Мой парус.- Иваново»: Просвещение, 2014г. Электронные ресурсы 1. http://www.mp3sort.com/ 2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm 14 3. http://forums.minus-fanera.com/index.php 4. http://alekseev.numi.ru/ 5. http://talismanst.narod.ru/ 6. http://www.rodniki-studio.ru/ 7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm 8. http://www.lastbell.ru/pesni.html 9. http://www.fonogramm.net/songs/14818 10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm 11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/ 12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed 13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207 14. http://notes.tarakanov.net/ 15