СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МАОУ гимназии № 99 (протокол от 29 августа 2024 г. № 1) УТВЕРЖДЕНО приказом МАОУ гимназии № 99 от 31 августа 2024 г. № 86-од Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волонтерский отряд» Возраст обучающихся: 13-17 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Бочкарева Ксения Максимовна, социальный педагог Екатеринбург 2024 • • • • • • • • • 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на основе нормативных документов: Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р; Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021; Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области № 219-д от 04.03.2022 «О внесении в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 № 934-д; Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р. Направленность общеразвивающей программы: социальногуманитарная. Данная программа предназначена для учащихся 6х-10х классов, интересующихся добровольчеством, желающих помогать своей гимназии, городу и стране, организовывать акции, снимать социальные ролики и пропагандировать жизнестойкость и патриотизм. Актуальность. Обусловлена потребностью современного общества в социально активной личности, которая умеет самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, воспитанная на общечеловеческих ценностях, 2 гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, способной оказать безвозмездную помощь любому человеку независимо от его положения в обществе. В период глобализации и массовой информатизации жизненного пространства ребенок постоянно делает выбор, противостоит жизненным соблазнам, пытается сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретенном опыте. Особенности. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим интересом. Их деятельность связана, с безвозмездной помощью, благотворительностью и милосердием. Волонтерское (добровольческое) движение может стать одной из таких форм работы с детьми. Волонтеры (от англ. «volunteer» - доброволец) – это человек, который добровольно и безвозмездно занимается организованной общественно полезной деятельностью. В России сегодня действуют множество волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка, навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Новизна. Развитие добровольческого движения входит в число приоритетных направлений государственной молодежной политики. Добровольчество является одним из эффективных способов получения молодежью новых знаний, развитию навыков общественной деятельности, формированию нравственных ценностей, активной гражданской позиции. Старые формы организации досуга учащихся, изменившаяся социальноэкономическая обстановка в стране, требует появления новых форм активности подростков. Именно поэтому вовлечение детей в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию гражданской и социальной компетентности подрастающего поколения. Новизна программы заключается в том, что большое внимание уделяется созданию безопасного информационного контента добровольческой направленности в процессе освоения программы. Занятия обучающихся в волонтерских группах позволяют сохранять и укреплять человеческие ценности; способствует личностному росту и развитию социальных связей. Обучающиеся, активно занимающиеся добровольчеством, получают навыки и умения организации мероприятий и акций, общения с различными категориями населения, что в последствии делает их более конкурентоспособными на рынке труда. Отличительной особенностью данной программы является то, что для проведения занятий с обучающимися используются разнообразные формы досуговой деятельности, они представляют собой коллективные дела, которые направлены на проявление творческих способностей, умение 3 работать в команде, активное участие каждого. Важной особенностью данной программы является то, что, к мероприятиям, акциям привлекаются родители, тем самым развивается семейное добровольчество, укрепляющее семейные ценности и формирующее здоровую среду для развития полноценной, самодостаточной личности ребенка. Очень важной отличительной особенностью программы является привязанность содержания программы к дням профилактики и памятным для истории России датам, поэтому темы из различных блоков пересекаются и чередуются, что позволяет постоянно пополнять и закреплять знания и практические навыки учащихся. Адресат программы Программа «Волонтерский отряд» рассчитана на обучающихся 13-17 лет. Количество учащихся в группе 15 человек. Режим занятий: занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу. Объем общеразвивающей программы: 37 часов. Срок освоения программы: 1 год. Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная. Перечень видов занятий: лекции, беседы, акции, концерты, кинолектории, мастер-классы, выходы из ОО, коллективно-творческое дело. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: По результатам участия в городском интернет-проекте «Волонтер Екатеринбурга»; Фото и видео отчеты о проведенных акциях Разработанные плакаты и листовки. Цель программы: формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, активной жизненной и гражданской позиции, способствующей самоопределению и самореализации личности обучающегося через участие его в волонтерском движении. Задачи программы: образовательные: обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя; обучение методикам проведения некоторых досуговых форм; знакомство с технологией социальной акции и проведения социальных дел; обучение основам работы с различными видами информации; знакомство с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями; обучение методике социального проектирования; развивающие: формирование первичных организаторских умений и навыков, дальнейшее развитие лидерских качеств; развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде; 4 развитие уверенности в себе; расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий; развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности; развитие активной деятельности; воспитательные: формирование и укрепление семейных ценностей; воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни; воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости; формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья; содействие осознанию личной ответственности за происходящее в семье, гимназии, городе, стране; воспитание активной гражданской позиции; воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни; создание комфортной обстановки на занятиях, а также атмосферы доброжелательности и сотрудничества; формирование общественной активности и самореализации в социуме. 2. Учебный план № Количество часов Формы п/п Тема занятия Всего Теор Прак аттестации/конт роля ия тика 1. Знакомство с группой, 1 1 Плакат с планом планирование деятельности работы на год 2. Беседа о важности 1 1 Конспект переработки бумаги 3. Информирование 1 1 Листовки, обучающихся о сборе плакаты макулатуры 4. Создание листа активности 1 1 Лист активности участников 5. Помощь администрации 1 1 Фотоотчет гимназии в сборе макулатуры 6. Обучающий семинар 1 1 Конспект «Реализация Интернетпроекта «Волонтер Екатеринбурга» 7. Подготовка к участию в 1 1 Составление 5 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. первом этапе проекта Обучающий видео-семинар «Объясняем по пунктам: что такое волонтерство» Создание видеоролика для первого этапа проекта «Доброта без границ» (поддержка добровольчества) Подготовка семейного мероприятия по профилактике интернетзависимости Единый день профилактики по пропаганде трезвого образа жизни Проведение семейного мероприятия «Игры нашей семьи», создание видео для участия во 2 этапе проекта Единый день профилактики употребления ПАВ среди несовершеннолетних Мастер-класс ко дню пожилого человека Акция ко Дню отца Организация акции «Добрые крышечки» Единый день профилактики экстремизма Профилактическая акция «От сердца к сердцу» Акция День комплиментов Организация сбора вещей для приюта с животными 1 1 1 1 Видеоролик 1 1 Сценарий мероприятия 1 1 Своя игра 1 1 Видеоролик 1 Фотоотчет 1 Открытки 2 1 1 1 2 1 1 1 Фотоотчет Видеоролик 2 1 1 Своя игра 1 1 Презентация 1 1 1 1 Фотоотчет Листовки фотоотчет 1 Флешмоб 21. Акция «Танец – это жизнь» 1 22. Единый день профилактики заболевания ВИЧинфекцией Акция «Тайный дед мороз» Проведение ЭТНО-квиза «Между нами», в рамках 1 23. 24. сценария ролика Конспект 1 1 Презентация 1 1 1 Фотоотчет Фотоколлаж 6 25. 26. 27. 28. проекта Акция «День объятий» Единый день профилактики суицидального поведения Создание видеоурока «Формула здоровья», в рамках проекта Проведение Дня Эндорфина 1 1 1 1 Листовки фотоотчет Своя игра 2 2 Видеоролик 1 1 Фотоотчет Единый день профилактики 1 1 Игра экранной зависимости 30. Акция ко дню космонавтики 1 1 Кинолекторий 31. Участие в финале проекта 1 1 Фотоотчет 32. Единый день антитабачной 1 1 Своя игра профилактики Зачет Итоговая аттестация. 1 1 Итого 37 10 27 3.Содержание учебного плана Единые дни профилактики – 7 часов. Обучающиеся знакомятся с темой того или иного дня профилактики. Изучается теоретическая часть, а затем создается урок, с которым можно пройти по классам. Формат урока может быть как игровой, так и в виде лекции. Акции – 8 часов. Акции создаются в привязке к какому-либо празднику, для поддержания его атмосферы, а также созданию условий, в которых каждый обучающийся может проявить себя и свои добровольческие качества. Участие в проекте «Волонтер Екатеринбурга» - 19 часов. Знакомство с проектом, прохождение теоретической акции. Ознакомление с этапами. Организация рекомендованных мероприятий с последующим созданием фотоотчетов или видеороликов. Посещение финала с вручением призов за активность. Экологические акции – 3 часов. Изучение теоретического вопроса о важности сохранения экологии Земли. Информирование обучающихся о сборе макулатуры, пластиковых крышек и батареек. Организация сборов. Помощь администрации гимназии в мероприятиях – 17 часов. 3. Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты: 29. формирование активной гражданской позиции; 7 положительного отношения молодежи к добровольческой деятельности; научиться проводить рефлексию; научиться принимать свои чувства и чувства окружающих людей; научиться говорить о своих эмоциях и проблемах; научиться давать себе позитивную самооценку; научиться отстаивать свое мнение; научиться ставить перед собой цель и достигать ее. Метапредметные результаты освоения элективного курса развитие способности к личностному самоопределению и творческой самореализации; развитие коммуникативных навыков, лидерских качеств, организаторских способностей; воспитание чувств коллективизма, готовности безвозмездно, бескорыстно служить обществу, толерантности, милосердия, доброты, отзывчивости; формирование осознанного выбора участия в волонтерской деятельности; формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья; формирование и укрепление семейных ценностей; формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению; формирование в ходе деятельности более ответственной, здоровой личности; формирование сплочѐнного деятельного коллектива волонтѐров; развитие и поддержка основных идей волонтѐрского движения; развитие творческих способностей, потребность в саморазвитии; развитие коммуникативных качеств, уверенности в себе, умения работать в команде; расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий; развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности. Предметные результаты освоения элективного курса умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме; умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов; умение и способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу; 8 знакомство с историей и существующей практикой реализации социально-значимых проектов субъектами волонтерской деятельности; обучение основным способам организации социально-значимой деятельности и технологии их осуществления (целеполагание, планирование, реализация, анализ и оценка достигнутых результатов); методикам проведения некоторых досуговых форм; специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения и т.д.). 5. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы Компьютер. Проектор. Канцелярия. Телефон. Фотоаппарат. Настенная доска. Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования с высшим педагогическим образованием, отсутствием ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. Методические материалы Фотографии, видеоролики, плакаты, распечатки заданий и т.д. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы В течении года ведение листа активности, где проставлены часы посещения проведенных мероприятий, для обучающихся, чье посещение составляет не менее 80% всех часов получает зачет. 9