РП Патриот

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МАОУ гимназии № 99
(протокол от 29 августа 2024 г. № 1)

УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ гимназии № 99
от 31 августа 2024 г. № 86-од

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
патриотического клуба
«Патриот»
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Тверякова Ирина Юрьевна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург
2024

1.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана на основе нормативных документов:
•
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020
года);
•
Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
•
Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 года, Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р;
•
Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
•
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
•
Требования к дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования
Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от
26.02.2021;
•
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области № 219-д от 04.03.2022 «О внесении в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ
в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» от 01.11.2021 № 934-д;
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р.
Направленность общеразвивающей программы: социально –
гуманитарная.
Программа адресована детям от 11 до 17 лет. В этом возрасте начинают
развиваться гражданско-патриотическое сознание. Программа будет
интересна и мальчикам и девочкам. Предполагается активное вовлечение в
работу родителей.
Актуальность программы

В реализации данной программы нуждаются подростки 11-17 лет, так
как она предполагает необходимость формирования у подрастающего

поколения нравственных, морально-психологических и этических качеств,
среди которых большое значение имеют патриотизм, гражданственность,
ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации
определена не только государственная политика в области образования, но и
дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной
жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей
Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других
народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость.
Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления
экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности,
отлаженной
работы
всей
системы
патриотического
воспитания
подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины. Работа по
военно-патриотическому воспитанию проводится комплексно, что позволит
подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей,
укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.
Всѐ, что они узнают и чему научатся на занятиях, они могут применить
в быту.
Подбор материалов для занятий осуществляется на основе
компетентностно-ориентированных заданий, направленных на развитие двух
уровней обученности: прикладного и творческого.
Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы,
направленных на дополнение и углубление знаний, с опорой на
практическую деятельность и с учетом региональных особенностей.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
при ее реализации, у учащихся возникает интерес к истории страны, еѐ
культуре, военно-прикладным видам спорта, расширяется кругозор,
развиваются коммуникативные качества личности, и как результат – участие
в конкурсах разного уровня.
Отличительной особенностью данной образовательной программы
является то, что еѐ разработка связана с разработкой системы
специализированной подготовки (углубленного обучения) и направлено на
реализацию личностно - ориентированного процесса, при котором
максимально учитываются интересы, склонности, и способности учащихся.
Адресат программы

Программа адресована детям от 11 до 17 лет. Количество обучающихся в
группе до 15 человек.
Режим занятий

Занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность одного академического часа 40 минут.
Объем общеразвивающей программы -74 часа.
Срок освоения программы - 1 год обучения.
Программа предполагает ознакомительный «стартовый» уровень освоения.
Форма обучения

Программа реализуется в очной форме.

Перечень видов занятий: лекция, семинар, практикум, презентация, защита
проекта, обучающая игра.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: соревнования.
Цель программы: развитие гражданственности, патриотизма как важнейших
духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умения и
готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества,
верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и
военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности.
Задачи программы:
образовательные:

- изучать и развивать интерес к героическим страницам истории Отечества;
- получать знания в области военной службы и гражданской обороны;
развивающие:

- развивать творческие способности у детей, расширять их кругозор;
- повышать коммуникативные навыки учеников, способствовать умению
эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе
решения проблемы;
- формировать самостоятельную познавательную деятельность;
воспитательные:

- формировать внимание, целеустремленность и трудолюбие;
- формировать ценности в системе духовно - нравственного воспитания;
- формировать стремление к здоровому образу жизни.
2. Учебный план
№ Тем
п/п

сил 6

6

-

1.1 Виды вооруженных сил.

1

1

-

1.2 Символы
воинской
чести.
Государственная символика.
1.3 Полководцы и герои.
1.4 Военные профессии.
1.5 Военные учебные заведения.
2 Строевая подготовка

1

1

-

2
1
1
8

2
1
1
1

7

викторина
опрос
опрос

2.1 Строй и его элементы
2.2 Строевая стойка и выполнение
команд
2.3 Повороты на месте и в движении
2.4 Строевые приѐмы. Воинское

1
2

1
0

0
2

опрос
зачѐт

1
2

0
0

1
2

зачѐт
зачѐт

1

История
России

Формы
Количество часов:
всего теория Прак аттестации
контроля
тика

вооруженных

вводное
тестирование
опрос

приветствие
2.5 Выполнение
строевых
упражнений
3 Основы медицинских знаний
3.1 Принципы
оказания
первой
медицинской
помощи
в
чрезвычайных ситуациях
3.2 Виды повязок, наложение шин.
3.3 Ранения и кровотечения
3.4 Травмы
опорно-двигательного
аппарата
3.5 Сердечно-лѐгочная реанимация
4 Виды вооружений
4.1 История оружия.
4.2 Виды вооружения. Холодное,
огнестрельное, метательное.
4.3 Автомат Калашникова. АКМ-74:
устройство, назначение, тактикотехнические
характеристики.
Сборка, разборка.
4.4 История создания лазерного
оружия.
5 Огневая подготовка
5.1 Приемы и правила стрельбы из
лазерного оружия.
5.1 Приемы и правила стрельбы из
лазерного пистолета.
5.2 Приемы и правила стрельбы из
лазерного автомата.
5.3 Приемы и правила стрельбы из
лазерной винтовки.
5.2 Приѐмы и правила метания
ручных гранат
6 Основы рукопашного боя
6.1 История развития рукопашного
боя в России.
6.2 Элементы страховки.
6.3 Ударная техника.
6.4 Техника захватов.
6.5 Бросковая техника.
6.6 Боевые приемы.
7 Основы выживания в сложных

2

0

2

зачѐт

11
1

2
1

9
0

опрос

3

1

2

зачѐт

2
2

0
0

2
2

зачѐт
зачѐт

3
8
1
2

0
4
1
1

3
4
0
1

зачѐт

4

1

3

зачѐт

1

1

0

9
2

1
1

8
1

2

0

2

соревнование

2

0

2

соревнование

2

0

2

соревнование

1

0

1

зачѐт

6
1

6
1

-

опрос

1
1
1
1
1
12

1
1
1
1
1
2

0
0
10

опрос
опрос

зачѐт
зачѐт
зачѐт
зачѐт
зачѐт

7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7

8
8.1
9
9.1
9.2
9.3
9.4
9.5
9.6
9.7

условиях
Основы
ориентирования
на
местности
Организация
привалов
и
ночлегов
Организация питания в полевых
условиях
Костровое хозяйство. Меры
безопасности.
Виды узлов. Способы переправы
через овраги, водоѐмы
Ориентирование на местности.
Техника преодоления различных
элементов личной и командной
полосы препятствий
Тактическая подготовка
Передвижение на поле боя
Традиции
Семейные традиции.
История народов Урала.
Традиции народов Урала.
Традиции народов, учащихся в
школе.
Национальные игры.
Кухня народов Урала.
Кухня народов, учащихся в
школе.
Итого:

2

1

1

зачѐт

1

0

1

зачѐт

1

0

1

зачѐт

1

0

1

зачѐт

3

1

2

зачѐт

2
2

0
0

2
2

зачѐт
зачѐт

1
1
13
3
1
1
2

1
1
5
0
1
0
1

0
0
8
3
0
1
1

2
2
2

1
1
1

1
1
1

зачѐт

74

3. Содержание учебного (тематического) плана

Вводное занятие. Знакомство с основными разделами программы. Правила
безопасного поведения на занятиях.
Раздел 1. История вооруженных сил России
Тема 1.1. Виды вооруженных сил.
Воинская слава России. Армия и флот России XX века.
Армия России на современном этапе. Виды и рода войск ВС РФ.
Вооружение Российской армии на современном этапе. Ракетные войска.
Сухопутные войска. Военно-космические силы. Военно-морской флот.
Пограничные войска. Внутренние войска.
Тема 1.2. Символы воинской чести.
Сила воинских традиций. Роль и место традиций и ритуалов в
жизнедеятельности воинских коллективов. Система воинских традиций и
ритуалов.

Боевое знамя воинской части. История военной присяги и порядок ее
принятия. Флаг. Герб. Гимн. Геральдика. Знаки отличия.
Тема 1.3. Полководцы и герои.
Полководцы XX века: Брусилов, Жуков, Рокоссовский, Антонов,
Конев. Создание новых видов и родов вооруженных сил. Герои Советского
Союза. Военачальники. Героизм женщин.
Тема 1.4. Воинские профессии.
Профессия военного: описание и содержание деятельности. Необходимые
умения. Область применения. Военные профессии для девушек.
Раздел 2. Строевая подготовка
Тема 2.1. Строй и его элементы.
Элементы. Виды. Управление строем. Обязанности перед
построением и в строю.
Тема 2.2. Строевая стойка и выполнение команд.
Команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»,
«Заправиться!»
Тема 2.3. Повороты на месте и в движении.
Повороты «Налево!», «Направо!», «Кругом!». Строевой шаг. Походный
шаг. Построение в шеренгу, колонну. Перестроения. Движение в колонне в
обход, по кругу. Движение в колонну по одному, по два, по три.
Тема 2.4. Воинская честь. Строевые приемы.
Строевая стойка. Выход из строя и возвращение в строй, ответ на
приветствие. Отдание воинской чести в движении.
Раздел 3. Основы медицинских знаний
Тема 3.1. Принципы оказания первой медицинской помощи в
неотложных ситуациях.
Осмотр места происшествия. Осмотр пострадавшего. Признаки жизни
и смерти. Выполнение реанимационных мероприятий.
Тема 3.2. Ранения и кровотечения
Виды ранений. Обработка ран. Виды и правила наложения повязок на раны.
Виды кровотечений. Способы остановки кровотечений. Правила наложения
жгута.
Тема 3.3. Травмы опорно-двигательного аппарата
Вывихи, растяжения, разрывы связок. Переломы конечностей.
Оказание первой помощи. Правила наложения шин. Способы
транспортировки пострадавших.
Раздел 4. Виды вооружений
Тема 4.1. История оружия от древних времен до современности.
Примитивное оружие. Средневековое оружие. Оружие современности.
Тема 4.2. Виды вооружения Российской армии.
Холодное, огнестрельное, метательное. Оружие массового поражения.
Тема 5.3. Автомат Калашникова. АКМ-74.
Устройство, назначение, тактико-технические характеристики.
Раздел 5 Огневая подготовка
Тема 5.1 Приѐмы и правила стрельбы из пневматической винтовки

Техника безопасности при стрельбе. Правила заряжания и разряжения.
Изготовка для стрельбы. Прицеливание и производство выстрела.
Корректирование при ошибках. Выполнение учебных стрельб. Сдача
нормативов.
Тема 5.2 Приѐмы и правила метания ручных гранат.
Техника безопасности при выполнении броска гранаты. Положения для
метания. Последовательность осуществления броска. Выполнение метания.
Сдача нормативов.
Раздел 6. Основы рукопашного боя.
Тема 6.1. История развития рукопашного боя в России.
История развития. Виды рукопашного боя.
Тема 6.2 Элементы страховки.
Страховка при падении на бок. Страховка при падении на спину.
Страховка при выполнении бросков и приемов.
Тема 6.3. Ударная техника.
Техника ударов руками. Техника ударов ногами.
Тема 6.4. Техника захватов.
Захваты за одежду. Освобождение от захватов.
Тема 6.5. Бросковая техника.
Бросок «через бедро». Бросок «передняя подножка». Бросок «задняя
подножка». Бросок «подсечка». Бросок «отхватом».
Тема 6.6. Боевые приемы.
Защита от удара ножом снизу, сверху, сбоку. Защита от угрозы
холодным оружием. Материальная часть автомата Калашникова.
Раздел 7. Основы выживания в сложных условиях
Тема 7.1. Основы ориентирования на местности.
Карты и схемы. Правила работы с картой. Сопоставление карты с
местностью. Ориентирование с использованием крупных форм рельефа.
Ориентирование с помощью компаса и карты. Ориентирование с картой без
компаса. Погрешности в ориентировании. Определение азимута и отработка
навыков по азимуту. Сопоставление способов ориентирования.
Тема 7.2. Привалы и ночлеги.
Назначение привалов, их периодичность и продолжительность. Личное
и групповое снаряжение. Ночлег в полевых условиях: выбор места,
распределение обязанностей при устройстве бивака. Меры безопасности при
ночлегах в полевых условиях. Охрана природы в месте ночлегов.
Тема 7.3. Организация питания в полевых условиях.
Питание войск в полевых условиях. Составление и гигиеническая оценка
раскладки продуктов.
Тема 7.4 Костровое хозяйство. Меры безопасности.
Типы костров. Место для костра. Разжигание костра. Безопасность.
Тема 7.5. Виды узлов. Способы переправы.
Виды узлов. Узлы для связывания верѐвок одинакового и разного
диаметров. Узлы для закрепления концов верѐвок. Специальные узлы.
Тема 7.6. Ориентирование на местности

Определение азимута. Определение ориентиров. Движение по ориентирам.
Движение по азимуту.
Тема 7.7. Техника преодоления различных элементов личной и
командной полосы препятствий
Техника прохождения различных препятствий: переправа по бревну,
переправа по параллельным верѐвкам, навесная переправа, «маятник»,
«бабочка».
Раздел 8. Тактическая подготовка
Тема 8.1 Передвижение на поле боя
Способы передвижения на поле боя. Действия при обороне и в
наступлении. Действия в различных составах подразделения.
Раздел 9. Традиции
Традиции семьи, семейные ценности, традиции, обычаи и кухня
народов страны. Народные игры.
4. Планируемые результаты
Личностные

- сформирована самостоятельная познавательная деятельность;
-сформировано внимание, целеустремленность и трудолюбие;
Метапредметные

- развиты творческие способности у детей, расширен их кругозор;
- повышены коммуникативные навыки у школьников, умеют эффективно
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения
проблемы;
Предметные

- сформированы, у подрастающего поколения чувства гордости за свою
Родину, ее народ, историю и ратную славу, изучение и развитие интереса к
героическим страницам истории Отечества.
- получены знания в области военной службы и гражданской обороны.
- привиты главные ценности в системе духовно-нравственного воспитания.
- сформированы стремления к здоровому образу жизни.
5. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы «Патриот» имеется учебный кабинет.
Спортивный зал. Площадка для строевой подготовки. Стадион. Прилегающая
территория.
Оборудование: рабочие столы, стулья; шкафы для хранения оборудования;
ММГ АКМ – 74; пневматические винтовки; компас; маты; аптечка;
спортивный инвентарь, компьютер и выход в Интернет, музыкальная
аппаратура;
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, среднеспециальное педагогическое образование, первая квалификационная
категория, курсы повышения квалификации 2023г.
Методические материалы

Схемы и плакаты по оказанию первой помощи; электронные ресурсы
интернета. Таблицы, комплекты тестов и заданий; информационные материалы
для родителей (буклеты); комплект плакатов; видеоматериалы.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для осуществления индивидуального учета результатов освоения
учащимися программы используются: конкурсы, соревнования, викторины,
анкетирование, опрос, зачѐты, тестирование, практические работы.

Предметные результаты курса педагог оценивает на основании
вопросов по теоретическим и практическим разделам программы. Таким
образом, определяется индивидуальный уровень освоения образовательной
программы.
6. Список литературы
1.
Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М.,
Айрис-пресс, 2012 - С. 224
2.
Бачевский, В.И. Система военно-патриотического воспитания
несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу
"Основы военной службы". - М.: ООО "Редакция журнала "Военные знания",
2010. - 186 С.
3.
Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа
с подростками в молодежных организациях России // Проблемы воспитания
патриотизма. - Вологда.: ВИРО, 2014.
4.
Вороненко А.Г. Из истории патриотического воспитания в России.
Методические рекомендации для учителей и педагогов дополнительного
образования. М.: ИОО МО РФ. - 2014.
5.
Касимова,
Т.А.
Патриотическое
воспитание
школьников:
Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс,
2013. - 64 С.
6.
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.,
2010 - С - 346.
7.
Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис-пресс, 2012 - С - 224.
8.
Симоненко В.Д., Фомин Н.В. Современные педагогические
технологии. Учебное пособие. Брянск 2014г.
9.
Смирнов А.Т. Основы военной службы: Учеб. пособие для студ. сред.
проф. образования. - М.: Изд. центр "Академия", 2004. - 240 С.
Литература для учащихся
1.
Гаврилов Ф.К., Кожин Г.А. Военно-спортивные игры. - М.: Изд-во
ДОСААФ, 2006 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».