СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МАОУ гимназии № 99 (протокол от 29 августа 2024 г. № 1) УТВЕРЖДЕНО приказом МАОУ гимназии № 99 от 31 августа 2024 г. № 86-од Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Олимпиадная история» Возраст обучающихся: 11-13 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Авдеева Юлия Сергеевна, учитель истории и обществознания Екатеринбург 2024 Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основе нормативных документов: Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статей: 2 (п.9, п.14, п.15, п.22), 12 (п.1ч.4; ч.5), 13 (ч.1,2), 28 (п.6 ч.3), 33 (ч.2), 55 (п.2 ч.1), 58 (ч.1), 75 (ч.1, ч.4); Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательным программам»; СанПин 2.4.4.3172-14, утверждѐнный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41; Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р); Концепция развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.05.2015г. №996-р) Направленность общеразвивающей программы: социально- гуманитарная. Актуальность Конкурсы и олимпиады, в частности по истории, остаются основным инструментом выявления одарѐнных школьников в России. Фактически, система олимпиад превратилась в альтернативную по отношению к ЕГЭ образовательную траекторию, давая ощутимые льготы при поступлении в вузы. Как следствие, уровень конкуренции в олимпиадах по истории год от года растѐт, и без специальной подготовки достичь заветных вершин становится невозможным. Настоящая программа призвана школьникам в выстраивании собственной олимпиадной траектории Адресат программы 2 помочь Программа «Олимпиадная история» предназначена для учащихся 11-13 лет, заинтересованных в углубленном изучении истории и подготовке к олимпиадам различного уровня. Количество обучающихся в группе от 10 до 20 человек. Режим занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Объем общеразвивающей программы – 37 часов. Срок освоения программы – 1 год. Перечень форм обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая. Перечень видов занятий: лекция; визуализация (рисунок, лепка из пластилина, изготовление макетов и моделей, виртуальные экскурсии) помогает воплотить образы, полученные с помощью чтения и аудирования, в рисунок, модель, макет. Ученик получает навыки трансформации одного вида информации в другой. Кроме того, формируется художественный вкус, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал; театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей; интеллектуальная игра помогает применить полученные теоретические знания по истории на практике. Развивает логическое и образное мышление, память, умение находить нестандартные решения. Игра 3 помогает школьнику ориентироваться в стрессовых ситуациях, учит взаимопомощи и развивает командный дух; анализ источников по теме дает основы для научного исследования, такие знания и умения пригодятся для школьника при решении олимпиадных заданий; решение проблемных заданий позволяет формировать умение находить нестандартные решения, активизировать познавательную деятельность; проектная и исследовательская деятельность позволяет активизировать личный опыт, внимание, мышление, речь, наблюдательность учащихся; сочетать активизацию мыслительных процессов и практическую деятельность; помогает школьнику овладеть новыми способами получения знаний, расширить содержательную сторону предмета; повысить уровень познавательного интереса, познавательной самостоятельности, потребность познавательной творческой деятельности. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: участие в школьном, муниципальном туре Всероссийской олимпиады, других официальных и неофициальных олимпиадах, конкурсах, викторинах по истории. Цель программы: подготовка учащихся к выполнению олимпиадных заданий и успешное участие в предметных олимпиадах по истории. Задачи программы: образовательные: формировать представления о типовых олимпиадных заданиях; сориентировать учащихся в темах и типах предлагаемых заданий, познакомить с алгоритмами их решения; осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие всемирной античной и средневековой истории; охарактеризовать выдающихся деятелей, их роль в истории и культуре; 4 показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина; сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия). развивающие: развитие интереса к предмету, культуры учебной и интеллектуальной деятельности. расширение информационного пространства в области знаний по истории; развитие осознанной гражданской позиции, основанной на принципах патриотизма, гуманизма и толерантности. воспитательные: формирование уважительного отношения к духовным ценностям, научному опыту и этике в науке и образовании; воспитание общей культуры личности ребенка, способностей адаптироваться в современном обществе; воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, ответственности, осознанности собственного «Я» в коллективе путем приобщения к совместным формам занятий. 5 1. Учебный (тематический) план 5 класс № п/п Количество часов Название раздела, темы Формы аттестации Тема занятия 1. 1. Введение 1.1.2. Техника безопасности. Всего Тео Прак рия тика 5 3 2 2 1 1 Диагностика базовых знаний /контроля Тестирование учащихся. 1.2. Основные требования к 1 Устный 1 олимпиадам и основные виды опрос олимпиадных заданий. 1.3. Составление схемы «Главные вопросы 2 1 1 историка»; Тестирование даты, понятия, персоналии. Решение познавательных задач «Историческая хронология». 3. 2. Задания с рядами понятий, 6 1 1 1 5 4. имен, фактов 2.1. Общая характеристика Устный заданий данного типа. 2.2. опрос Задания на выбор верных 2 2 утверждений. 2.3. Тестирование Задания типа «Заполни 1 1 Викторина 1 1 Тестирова- пропуски». 2.4. Задания на выявление лишнего элемента. 2.5. ние Самостоятельное выполнение 1 6 1 Зачет заданий. 5. 3. Задания на соответствие 4 1 1 1 3 6. элементов 3.1. Общая характеристика Устный заданий данного типа. 3.2. опрос Выполнение заданий с 2 2 учителем. 3.3. Тестирование Самостоятельная работа с 1 1 Зачет тестами данного типа. 4. Историческая география 4.1. Общая характеристика 5 1 1 1 4 Устный заданий данного типа, основные опрос типы заданий с картами. 4.2. Практикум по работе с 3 3 исторической контурной картой, Интеллекту альная игра, практикум по выполнению тест заданий прошлых лет. 4.3. Самостоятельное выполнение 1 1 Зачет заданий. 5. Задания по работе с 5 2 1 1 3 изобразительным рядом 5.1. Общая характеристика Устный заданий. 5.2. опрос Практическое выполнение 4 1 3 заданий. Интеллекту альная игра, тест 6. Работа с историческими и 7 1 1 1 6 обществоведческими текстами 6.1. Общая характеристика заданий 7 Устный данного типа 6.2. опрос Работа с историческими 3 3 текстами. Театрализов анная игра, тест 6.3. Работа с обществоведческими 2 2 текстами. 6.4. Тестирование Индивидуальная работа с 1 1 Зачет текстом. 7. Решение познавательных задач 7.1. Общая характеристика заданий. 2 1 1 1 1 Устный опрос 7.2. Решение познавательных 1 1 исторических задач. Тестирование Итоговое занятие. Пробная 3 3 олимпиада. 7. Итого 37 Учебный (тематический) план 6 класс № п/п Количество часов Название раздела, темы аттестации Тема занятия 8. 1. Введение 1.1. Формы Техника безопасности. Всего Тео Прак рия тика 5 3 2 2 1 1 Диагностика базовых знаний /контроля Тестирование учащихся. 1.2. Основные требования к 1 Устный 1 олимпиадам и основные виды опрос олимпиадных заданий. 1.3. Составление схемы 2 8 1 1 Тестирова- «Главные вопросы историка»; ние даты, понятия, персоналии. Решение познавательных задач «Историческая хронология». 2.2. Задания с рядами понятий, 6 1 1 1 5 имен, фактов 2.1. Общая характеристика Устный заданий данного типа. 2.2. опрос Задания на выбор верных 2 2 утверждений. 2.3. Тестирование Задания типа «Заполни 1 1 Викторина 1 1 Тестирова- пропуски». 2.4. Задания на выявление лишнего элемента. 2.5. ние Самостоятельное выполнение 1 1 Зачет заданий. 3. Задания на соответствие 4 1 1 1 3 элементов 3.1. Общая характеристика Устный заданий данного типа. 3.2. опрос Выполнение заданий с 2 2 учителем. 3.3. Тестирование Самостоятельная работа с 1 1 Зачет тестами данного типа. 4. Историческая география 4.1. Общая характеристика 5 1 1 1 4 Устный заданий данного типа, основные опрос типы заданий с картами. 4.2. Практикум по работе с 3 9 3 Интеллекту исторической контурной картой, альная игра, практикум по выполнению тест заданий прошлых лет. 4.3. Самостоятельное выполнение 1 1 Зачет заданий. 5. Задания по работе с 5 2 1 1 3 изобразительным рядом 5.1. Общая характеристика Устный заданий. 5.2. опрос Практическое выполнение 4 1 3 заданий. Интеллекту альная игра, тест 6. Работа с историческими и 7 1 1 1 6 обществоведческими текстами 6.1. Общая характеристика заданий Устный данного типа 6.2. опрос Работа с историческими 3 3 текстами. Театрализов анная игра, тест 6.3. Работа с обществоведческими 2 2 текстами. 6.4. Тестирование Индивидуальная работа с 1 1 Зачет текстом. 7. Решение познавательных задач 7.1. Общая характеристика заданий. 2 1 1 1 1 Устный опрос 7.2. Решение познавательных 1 1 исторических задач. Тестирование Итоговое занятие. Пробная 3 10 3 олимпиада. Итого 37 2. Содержание учебного (тематического) плана 1 . Введение (5 ч.) Техника безопасности. Проведение диагностики базовых знаний учащихся. Рассмотрение основных требований к олимпиадам и основных видов олимпиадных заданий. Составление схемы «Главные вопросы историка»; даты, понятия, персоналии. Решение познавательных задач «Историческая хронология». 2. Задания с рядами понятий, имен, фактов (6 ч.) Решение заданий по принципу образования и продолжения рядов, на выбор верных утверждений. Задания типа «Заполни пропуски». Задания на выявление лишнего элемента. Самостоятельное выполнение заданий. 3. Задания на соответствие элементов (4 ч.) Решение олимпиадных заданий на соответствие элементов из двух перечней (даты – события, имена – идеи и т.д.) Выполнение заданий с учителем. Самостоятельная работа с тестами этого типа. 4. Историческая география (5 ч.) Основные типы заданий с картами: узнавание, сопоставление, анализ. Необходимые знания по исторической географии: исторические государства, границы, основные водные и сухопутные пути, исторические города, исторические области. Чтение карты. Подготовка к географическим вопросам и самостоятельная работа с атласом. Практикум по работе с исторической контурной картой, практикум по выполнению заданий прошлых лет. Самостоятельная работа: заучивание исторических локаций (по списку), их местоположения и связанных с ними событий 5. Задания по работе с изобразительным рядом (5 ч.) 11 Опознание элементов изобразительного ряда, их группировка, соотнесение с понятиями, теориями, явлениями. Самостоятельная работа: заучивание памятников культуры, их изображений и авторов (по списку). 6. Работа с историческими и обществоведческими текстами (7 ч.) Заполнение пропущенных слов и словосочетаний. Выделение в тексте положений, характеризующих различные позиции задания к тексту по его анализу. Поиск примеров, характеризующих основные теоретические положения, содержащиеся в тексте. Поиск и исправление ошибок в тексте. Индивидуальная работа с текстом. 7. Решение познавательных задач (2 ч.) Рассмотрение исторического примера через призму обществоведческого анализа. Итоговое занятие. Пробная олимпиада. 3. Планируемые результаты Личностные результаты: ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; умение точно, грамотно и ясно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; умение распознавать логически некорректные высказывания; креативность мышления, находчивость, активность при решении задач; умение контролировать процесс и результат учебной деятельности; способность к эмоциональному восприятию объектов, задач, решений, рассуждений; 12 формирование доброжелательного толерантности отношения к как другому нормы осознанного человеку, его и мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; 13 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. 3. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности). Познавательные УУД: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: подбирать слова, соподчиненные определяющие его признаки и свойства; 14 ключевому слову, выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений; определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. Коммуникативные УУД: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе 15 согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. Предметные результаты: Учащиеся должны уметь: 16 локализовать во времени этапы становления и развития Восточных и европейских цивилизаций; соотносить хронологию частных явлений с общей хронологией античной и средневековой истории; использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах античного мира, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.; проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках; раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя Древнего мира и Средневековья; б) ценностей, господствовавших в античном и средневековом обществе, религиозных воззрений, представлений древнего и средневекового человека о мире; решать задания на соотнесение явлений с иллюстративным материалом. 4. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы Для успешного решения поставленных задач требуются: Кадровое обеспечение: педагог по предметному обучению. Информационно-методическое сопровождение программы: демонстрационный материал; аудио-, видео-, интернет источники. Материально-техническое обеспечение: исторические карты и атласы; методическая литература; проектор, компьютер, аудиосистема. 17 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Способы определения результативности образовательной программы тесты; устные опросы; зачеты; тематические кроссворды и ребусы (в т.ч., составленные учащимися); конкурсы; викторины; лексические и интеллектуальные игры; итоговый контроль осуществляется в виде решения пробной олимпиады. 5. Список литературы Литература для педагога 1. Вавилонская башня и другие библейские предания/ под ред. К. Чуковского. М., 1992. 2. Гаспаров М.Л. Капиталийская волчица. Рим до Цезарей. М., 2008. 3. Ворнкова Л.Ф. Герои древней Греции: след огненной жизни. Мессенские войны. Герой Саламина. М., 2006. 4. Дричак А. В. Олимпиады по истории средних веков. В., 2016. 5. Борзова Л.П. Игры на уроках истории. М.,2001г. 6. Д Эрвильи Э. Приключения доисторического мальчика. М., 2007. 7. Журавлева О. Н. История. Сборник олимпиадных заданий. 6–11 классы. Дидактические материалы для учителя. М., 2016. 8. Зубанова С.Г., Чеботарева Н.И. Занимательная история На уроках и внеклассных мероприятиях. Задания, олимпиады, викторины, тесты, игры, сценарии. М., 2009. 9. Лурье С.Я. Заговорившие таблички. М., 1960. 18 10. Матье М.Э. День египетского мальчика; Кари, ученик художника. М., 2002. 11. Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира. М., 1991. 12.Отечественная история в схемах и таблицах / В. В. Кириллов. М., 2015. 13.Рони-Старший Ж. Борьба за огонь. Пещерный лев. М., 2007. 14.Уткина Э. В. Подготовка к олимпиадам по истории.2-е изд. М., 2017. 15.Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы. М., 2010. Литература для учащихся 1. Библиотека античной литературы http://cyrill.newmail.ru 2. Всемирная история в Интернете htt://www.hrono.ru 3. Древний мир htt://www.ancient.ru/ 4. Древняя Греция http://ellada/spb.ru/ 5. Древний Рим http://ancientrome.ru/ 6. История стран и цивилизаций htt://www.istorya.ru 7. Олимпиадные задания https://vos.olimpiada.ru/ разного уровня, 8. Первобытное искусство http://vm/kemsu.ru 19 задания прошлых лет