РП Интеллектуальные игры

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МАОУ гимназии № 99
(протокол от 29 августа 2024 г. № 1)

УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ гимназии № 99
от 31 августа 2024 г. № 86-од

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Интеллектуальные игры»
Возраст обучающихся: 12-18 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Налимова Наталья Сергеевна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург
2024

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана на основе нормативных документов:
•
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года);
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
•
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р;
•
Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
•
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
•
Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования
Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от
26.02.2021;
•
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области № 219-д от 04.03.2022 «О внесении в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ
в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» от 01.11.2021 № 934-д;
•
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р.
Направленность программы: естественнонаучная.
На протяжении многих лет существования институтов образования
складывалась практика работы с детьми, уровень интеллекта которых
выше, чем у сверстников. По мнению ряда, как отечественных, так и
зарубежных современных ученых, такие дети составляют пятую часть от
всех детей школьного возраста, и задача общеобразовательной
организации развивать их интеллект, если представляется возможным, на
определенном этапе обучения.
В современном мире становится необходимым научить учащихся
различным технологиям получения знаний. Для этого на занятиях будут
использоваться активные формы работы, которые позволят ребятам

включаться в учебно-познавательную деятельность и максимально
проявлять себя. Таким образом, при обучении акцент делается не только
на приобретении дополнительных знаний, но и на развитие способностей
обучающихся приобретать эти знания самостоятельно, их творческой
деятельности на основе изучаемого материала.
Содержание курса составляют разнообразные задачи, основанные на
знаниях во все сферах человеческой жизни. Для эффективного решения
задач требуется организовать командную работу и осуществлять
оперативный поиск необходимой информации. Это предполагает
определѐнный стиль мышления, вырабатываемый в процессе реализации
программы.
Данная программа дополнительного образования составлена для
обучения решению логических задач учащимися 5-10 классов,
проявляющими повышенный интерес к логике, и направлена не только на
предметную составляющую, но и на расширение у учащихся общих
представлений об окружающем мире, а также отдельных учебных
предметов, таких как география, история, мировая художественная
культура, иностранные языки. Вопросы, рассматриваемые в программе,
выходят за рамки школьной программы, но вместе с тем тесно примыкают
к ней. Образование вносит свой вклад в формирование общей культуры
человека. Изучение логики способствует эстетическому воспитанию
человека, пониманию красоты и изящества логических рассуждений.
Новизна программы в том, что в школьном курсе не
рассматриваются темы из данной программы, содержание которых может
способствовать интеллектуальному, творческому развитию школьников,
расширению кругозора.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в
том, что обучающиеся смогут освоить ряд предметных (составлять план
прочитанного, тезисы, конспекты, планировать свою деятельность,
контролировать выполненные действия) и общеучебных умений (вести
диалог с педагогом, с обучающимися, защищать свои взгляды,
совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по
определенному вопросу).
При реализации содержания программы учитываются возрастные и
индивидуальные возможности, осуществляется личностно-деятельный
подход.
Адресат программы
Программа «Интеллектуальные игры» рассчитана на учащихся 12-18
лет.
Количество учащихся в группе до 15 человек.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 6 часов.
Объем общеразвивающей программы – 222
часа в год.
Срок освоения программы – 1 год.
Программа предполагает «продвинутый» уровень освоения материала

различных учебных предметов; предусматривает достижение высоких
показателей образованности в таких предметных областях как
математика, русский язык, иностранные языки.
Перечень форм обучения:
- индивидуальная (самостоятельное задание с учетом возможностей
учащегося);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового
материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на мини-группы для выполнения
определеннойработы).
Занятия проводятся в интерактивном режиме на основе личностнодеятельностного подхода к обучению: проблемный диалог, дискуссия,
беседа,
анализ
текста,
информационная
переработка
текста,
исследовательская работа, консультации, проектирование, научнопрактическая конференция.
На занятиях используются следующие виды деятельности: лекция,
самостоятельная работа с текстом, отбор материала, упражнения по
разграничению понятий, анализ проблемных ситуаций, презентации,
доклады.
Акцент сделан на самостоятельную и групповую работу учащихся.
Перечень видов занятий: лекция, беседа, практикум по решению
задач, парная и групповая работа, турниры, настольные игры.
Перечень форм подведения итогов реализации
дополнительнойобщеразвивающей программы: турнир,
творческая работа.
Цель программы: создание условий для расширения и углубления
знаний учащихся по таким предметам как география, история, мировая
художественная культура, иностранные языки, развития логического
мышления, умения нестандартно мыслить.
Задачи программы:
образовательные:
- формирование комплекса УУД: принятие и постановка учебных целей и
задач, планирование деятельности, поиск необходимых средств и способов
реализации поставленных задач, контроль, оценка и коррекция
деятельности;
формирование навыков групповой и индивидуальной работы.
развивающие:
развитие алгоритмического, логического мышления и
памятиобучающегося;
развитие наблюдательности и познавательной
активностишкольников;
развитие устойчивого интереса к логике.
воспитательные:
воспитание целеустремленности и результативности в
процессерешения учебных задач;
формирование опыта участия в индивидуальных и

групповыхсоревнованиях, турнирах на различных уровнях.
2. Учебный план
№
Количество часов
Формы
Название раздела, темы
п/п
аттестации/к
онтроля
Всего Тео Прак
Тема занятия
рия тика
1
Вводное занятие. Постановка
2
1
1
Ознакомитель
задач курса.
ный турнир
2. Формирование команды
36
11
25
2.1. Типы игроков
2
1
1
2.2. Распределение по функциям
2
1
1
2.3. Выбор капитана
4
1
3
2.4. Взаимодействие в команде
16
4
12
2.5. Решение вопросов
12
4
8
Групповая
работа
3. Тренинг
32
8
24
3.1. Простые вопросы
8
2
6
3.2. Направление обсуждения
10
2
8
3.3. Разбор ошибок
14
4
10
Групповое
обсуждение
4. Методы решения вопросов
26
10
16
4.1. Расширение контекста,
12
2
10
использование опыта
4.2. Мобилизация знаний,
8
4
4
выработка гипотез решения
4.3. Структурирование задачи
6
4
2
Турнир
5. Классификация “плохих”
вопросов
5.1. Фактическая ошибка
5.2. Вопросы типа “кнопка”, “гроб”
5.3. “Коломна”
5.4. Чистое знание
5.5. Дуаль
5.6. “Свечка”
7. Разработка вариантов решения
7.1. Прямая и личная аналогия
7.2. Перебор вариантов, наводящие
вопросы

40

12

28

8
8
8
4
4
8
34
4
20

2
2
2
2
2
2
9
1
4

6
6
6
2
2
6
25
3
16

7.3. Выход из плоскости
7.4. Инверсия, бисоциация
8. Решение вопросов из базы ЧГК
9. Итоговое занятие
Итого
3.

6
4
44
8
222

2
2
8
-

4
2
36
8

Индивидуальн
ая творческая
работа
Турнир

3. Содержание учебного плана
Формирование команды:
типы игроков, распределение функций в команде,
оптимальноеколичество игроков в команде, функции
капитана.
Классификация “плохих” вопросов:
фактическая ошибка, кнопка, дуаль, коломна, свечка, гроб, вопросы
начистое знание.
Подготовка к турнирам:
формирование пакета вопросов, методика проведения
тренировок,типовые регламенты турниров.
Определение проблемы:
выявление и фиксация проблемы, верификация постановки задачи,
интерпретация проблемы, экспресс-анализ данных, постановка задачи.
Сбор информации:
расширение контекста задачи, мобилизация знаний,
проверкаинформации, использование опыта,
выработка гипотез решения.
Структурирование задачи:
обработка информации, выявление зависимостей и тенденций,
выборсценария решения.
Разработка вариантов решения:
прямая аналогия, личная аналогия, бисоциация, перебор вариантов,
наводящие вопросы, выход из плоскости, инверсия, простые решения.
Выбор решения:
сравнение вариантов, проверка на соответствие
критериям,вероятностный подход, экспериментальная
проверка решения.
Тренинг:
решение вопросов с контролем времени, разбор ошибок
послеобсуждения вопросов игроками.
Итоговое занятие:
соревнование между командами в форме турнира по игре “Что?
Где?
Когда?”
4. Планируемые
результатыосвоенияпрограммы
Личностные результаты:
1)
готовность и способность учащихся к саморазвитию и
самообразованию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений;
2)
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
3)
развитие
логического
мышления,
пространственного

воображения, критичности мышления на уровне, необходимом для
будущей профессиональной деятельности;
4)
сформированность коммуникативной компетентности в
общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми и младшими в
образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности.
Метапредметные результаты
познавательные:
1)
овладение
навыками
познавательной,
учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения
проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
2)
самостоятельное
создание
алгоритмов
познавательной деятельности для решения задач творческого и
поискового характера;
3)
творческое решение учебных и практических задач: умение
мотивированно отказаться от образца, искать оригинальное решение.
Коммуникативные:
4)
умение
развѐрнуто
обосновывать суждения,
давать
определения, приводить доказательства;
5)
адекватное восприятие языка средств массовой информации;
6)
владение основными видами публичных выступлений
(высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим
нормам и правилам ведения диалога (диспута);
7)
умение
организовывать
учебное
сотрудничество
и
совместную деятельность с педагогом и сверстниками: определять цели,
распределять роли и функции участников, общие способы работы;
8)
использование мультимедийных ресурсов и компьютерных
технологий для обработки, передачи, систематизации информации,
создание базы данных, презентации результатов познавательной и
практической деятельности.
Регулятивные:
9)
умение самостоятельно планировать альтернативные пути
достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
10) понимание ценности образования как средства развития
культуры личности;
11) объективное оценивание своих учебных достижений,
поведения, черт своей личности;
12) умение соотносить приложенные усилия с полученными
результатами своей деятельности;
13) конструктивное восприятие иных мнений и идей,
учѐтиндивидуальности партнѐров по деятельности;
14) умение
ориентироваться
в
социально-политических
иэкономи
15) осуществление осознанного выбора путей
продолжения образования или будущей профессиональной

деятельности.
Предметные результаты:
1)
развитие представлений о логике как о методе познания
действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы
и явления;
2)
развитие умений работать с текстом (анализировать, извлекать
необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с
применением необходимой терминологии и символики, проводить
классификации, логические обоснования, доказательства утверждений;
3)
решение задач разных типов; применение способа поиска
решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к
требованию или от требования к условию; составление плана решения
задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация результатов в
задаче, исследование полученного решения задачи; решение логических
задач;
4)
расширение представлений о методах решения задач;
5)
развитие умений применять изученные понятия, результаты,
методы для решения задач практического характера и задач из смежных
дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов,
пользоваться оценкой и прикидкой в рассуждениях;
6)
сформированность понятийного аппарата; знание основных
терминов и умения их применять; умения находить нестандартные
способы решения задач;
7)
сформированность умений моделировать реальные ситуации,
исследовать построенные модели, интерпретировать полученный
результат.
5. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
программы
Оборудование:
комплект
учебно-методической
документации:
дополнительная
общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Интеллектуальные
игры», раздаточный материал, задания, презентации.
Технические средства обучения:
демонстрационный комплекс, включающий в себя: интерактивную доску
(или экран), мультимедиапроектор, персональный компьютер или ноутбук
с установленным программным обеспечением; доступ к сети Интернет.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования с высшим педагогическим
образованием, отсутствием ограничений на занятие педагогической
деятельностью,
установленных
законодательством
Российской
Федерации.
Методические материалы
Методическое
обеспечение
программы
направлено
на
формирование потребности в систематических занятиях логикой,
гарантирующих развитие критического мышления, кругозора и умения

доказательно отстаивать свою точку зрения. На занятиях в процессе
прохождения материала используются презентации, модели, игры, ЦОР.
Программа основана на педагогических технологиях игрового и
группового обучения, диалогового взаимодействия и развития
критического мышления, а также проблемного обучения. Технология
диалогового взаимодействия предполагает беседу двух и нескольких лиц
и является необходимым и достаточным условием для организации
деятельности, осуществляемой в индивидуальной, парной и групповой
формах. При осуществлении диалогового взаимодействия учащиеся
отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые
идеи, аргументированно доказывают свою точку зрения, тем самым
реализуя технологию критического мышления. Игровые технологии,
направленные на совершенствование познавательных способностей
обучающихся, являются хорошим средством для развития познавательных
интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения в
новых ситуациях. Технология проблемного обучения включает в себя
такую организацию учебных занятий, которая предполагает создание под
руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную
самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате
чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями
и развитие мыслительных способностей.
Оценочные материалы включают различные диагностические
материалы (турниры, игры, творческие работы и др.), разработанные
критерии оценки.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Способы определения результативности образовательной программы:
- практические парные и групповые работы;
- соревнования, игры, турниры.
Самооценка
и самоконтроль, определение учеником границ своего
«знания – незнания», своих потенциальных возможностей, а также
осознаниетех проблем, которые ещѐ предстоит решить
в
ходе
осуществления деятельности.
Турниры и командные игры на
различных
уровнях
(школьный,
муниципальный и т. д.)
6. Список литературы
1. Корин А. Феномен «Что? Где? Когда?» – М.: Эксмо, 2002. – 320 с.
2. Своя игра: [Кн. версия телевикторины / И. Тюрикова и др.]. – Том 5.
Пятая книга для умных. – М.: Изд. центр "Терра", 1997. – 317 с.
3. Хайчин Ю. Главная игра умных и весѐлых. – Донецк: Сталкер, 1998. – 416
с.
4. Павел Ершов, Максим Поташев. Путь решения – М.: Издательство АСТ. –
352 с.
5. Е. Алексеев, В. Белкин, Н. Курмашева, М. Поташев, И. Тюрикова
«Что? Где? Когда?» – М.: Рольф, 2000. – 285 с.

Литература для учащихся
1. База вопросов "Что? Где? Когда?" // Международная ассоциация
интеллектуальных игр – [Электронный ресурс]: https://db.chgk.info (дата
обращения: 13.09.2022)
2. Интеллектуальный квиз «60 секунд» в Екатеринбурге – [Электронный
ресурс]: https://club60sec.ru/city/ekaterinburg (дата обращения: 06.09.2022)
3. Командные онлайн-игры – [Электронный ресурс]: https://quizy.pro (дата
обращения: 09.09.2022)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».