СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МАОУ гимназии № 99
(протокол от 24 мая 2024 г. № 10)
УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ гимназии № 99
от 24 мая 2024 г. № 62-од
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Баскетбол»
Направленность: физкультурно-спортивная
Возраст обучающихся: 11-14 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Дмитриев Константин Николаевич,
педагог дополнительного
образования
Екатеринбург, 2024 г.
1.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основе
нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», статей: 2 (п.9, п.14, п.15, п.22), 12 (п.1ч.4; ч.5), 13
(ч.1,2), 28 (п.6 ч.3), 33 (ч.2), 55 (п.2 ч.1), 58 (ч.1), 75 (ч.1, ч.4);
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительной общеобразовательным программам»;
СанПин
2.4.4.3172-14,
утверждённый
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41;
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года
№ 1726-р);
Концепция развития и воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.05.2015г. №996-р)
Федеральный проект «Спорт – норма жизни» (01.01.2019 – 31.12.2024).
Направленность
общеразвивающей
программы: физкультурноспортивная.
Актуальность
Вовлечение населения Свердловской области в систематические занятия
физической культурой и спортом является ключевым вопросом, от
успешности решения которого зависит эффективность реализации
государственной политики в сфере физической культуры и спорта и
достижение запланированных показателей социально-экономического
развития нашего региона на долгосрочную перспективу.
Огромное значение для здоровья имеют систематические занятия
физкультурой. Общеизвестно, что это - верный путь к активному долголетию,
здоровью, физическому совершенству, источник жизненной энергии,
творческой активности и высокой работоспособности.
Баскетбол — один из игровых видов спорта в программах физического
воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений. Он включён в
урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе
— это занятия в спортивной секции по баскетболу, физкультурно-массовые и
спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении,
на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять
двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и
скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия
баскетболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают
силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует
улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке
в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые
2
сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального
проявления физических возможностей, волевых усилий и умения
пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные
эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство
ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря
своей эмоциональности игра в баскетбол представляет собой средство не
только физического развития, но и активного отдыха.
В программе представлены доступные для обучающихся упражнения,
способствующие овладению элементами техники и тактики игры в баскетбол,
способствующих развитию физических способностей.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Баскетбол» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию
культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательнообразовательного процесса. Основная идея программы заключается в
мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании
потребности сохранения физического и психического здоровья как
необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Адресат программы
Программа «Баскетбол» рассчитана на обучающихся 11-14 лет.
Количество обучающихся в группе от 15 до 25 человек.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 мин.
Объем общеразвивающей программы - 48 часов.
Срок освоения программы - 1 год.
Программа предполагает ознакомительный «стартовый» уровень
освоения программы. Предполагает развитие и совершенствование у
занимающихся основных физических качеств, формирование различных
двигательных навыков, укрепление здоровья, обучение технике ведения игры.
Перечень форм обучения: индивидуальные и групповые.
Перечень видов занятий: мастер-класс, групповое занятие.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: соревнования.
Цель программы: физическое развитие и укрепление здоровья
воспитанников посредством приобщения к регулярным занятиям
баскетболом.
Задачи программы:
образовательные:
ознакомиться с основными правилами игры в баскетбол;
развивающие:
способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата,
развитию быстроты, гибкости, ловкости;
развивать координационные способности и силу воли; содействовать
правильному физическому развитию и разносторонней физической
подготовленности;
3
воспитательные:
воспитать чувство ответственности, коллективизма, уважения к
партнеру и сопернику;
воспитывать культуру поведения;
прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям
физкультурой и спортом;
пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к
проведению спортивных мероприятий.
№
п/п
2. Учебный (тематический ) план
Количество часов
Название раздела, темы
Тема занятия
1. Теоретическая подготовка
1.1. Правила техники безопасности
при проведении занятий.
1.2. История рождения и развития
баскетбола.
Правила
соревнований. Понятие о правах и
обязанностях
участников
спортивных игр и состязаний.
2. Общая физическая подготовка
2.1. Развитие силы. Круговая
тренировка. Подвижные игры.
2.2. Развитие быстроты. Круговая
тренировка. Подвижные игры.
2.3. Развитие выносливости.
Круговая тренировка.
Подвижные игры.
2.4. Развитие ловкости. Круговая
тренировка. Подвижные игры.
2.5. Развитие гибкости. Круговая
тренировка. Подвижные игры.
3. Техническая подготовка
3.1. Стойки баскетболиста.
3.2. Перемещения по площадке.
3.3. Ведение мяча.
3.4. Передачи мяча.
3.5. Броски мяча.
3.6. Учебно-тренировочная игра по
упрощенным правилам.
Всего Тео Прак
рия тика
3
2
1
1
1
2
1
1
15
3
15
3
3
3
3
3
3
3
3
3
30
3
3
3
3
3
3
4
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
26
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
Формы
аттестации
/контроля
Зачет
Тестирование
Тестирование
Тестирование
Тестирование
Тестирование
Зачет
Зачет
Зачет
Зачет
Зачет
Командный
зачет
4
Групповые действия в
нападении. Перехват.
Накрывание.
3.8. Командные действия в
нападении.
3.9. Групповые действия в защите.
Индивидуальные, групповые и
командные действия в защите.
3.10. Организация и проведение
соревнований. Разбор
проведённых игр. Устранение
ошибок.
3.7.
3
3
Командный
зачет
Командный
зачет
Командный
зачет
3
0,5
2,5
3
0,5
2,5
3
3
Командный
зачет
3.Содержание учебного (тематического) плана
1 . «Теоретическая подготовка» (3 ч.)
1.1. Правила техники безопасности при проведении занятий.
Теория:
Инструктаж по технике безопасности. Правила посещения спортивного
зала. Техника безопасности на занятиях баскетболом.
1.2. История рождения и развития баскетбола. Правила соревнований.
Понятие о правах и обязанностях участников спортивных игр и состязаний.
Теория:
1891 год, город Спрингфилд, штат Массачусетс. Первые правила игры.
Женская версия игры. 1898 г. – Национальная баскетбольная лига. Первые
баскетбольные команды. Международная федерация баскетбола.
Баскетбол в России. Петербургское спортивное общество «Маяк». 1923
г. – первый баскетбольный турнир.
Практика:
Становление правил игры в баскетбол. Правило первое - игра. Правило
второе – площадка и оборудование. Правило третье – команды. Правило
четвертое – игровые положения. Правило пятое – игровые нарушения.
Правило шестое – фолы. Правило седьмое – общие положения. Правило
восьмое – судьи, судьи – секретари, комиссар: обязанности и права.
2. «Общая физическая подготовка» (15 ч.)
2.1. Развитие силы. Круговая тренировка. Подвижные игры.
Практика:
Разминка. ОФП (Упражнения для рук, кистей рук и плечевого пояса,
упражнения для ног, стоп ног и тазобедренного сустава, упражнения для шеи
и туловища, упражнения для всех групп мышц, упражнения для развития
силы.
Тестирование физической подготовки: бросок со штрафной линии 10
попыток, проход на кольцо 10 попыток, челночный бег 3х10 с ведением
баскетбольного мяча. Учебная игра в баскетбол.
2.2. Развитие быстроты. Круговая тренировка. Подвижные игры.
5
Практика:
Разминка. ОФП (Упражнения для рук, кистей рук и плечевого пояса,
упражнения для ног, стоп ног и тазобедренного сустава, упражнения для шеи
и туловища, упражнения для всех групп мышц, упражнения для развития
быстроты.
Тестирование физической подготовки: бросок со штрафной линии 10
попыток, проход на кольцо 10 попыток, челночный бег 3х10 с ведением
баскетбольного мяча. Учебная игра в баскетбол.
2.3. Развитие выносливости. Круговая тренировка. Подвижные игры.
Практика:
Разминка. ОФП (Упражнения для рук, кистей рук и плечевого пояса,
упражнения для ног, стоп ног и тазобедренного сустава, упражнения для шеи
и туловища, упражнения для всех групп мышц, упражнения для развития
выносливости.
Тестирование физической подготовки: бросок со штрафной линии 10
попыток, проход на кольцо 10 попыток, челночный бег 3х10 с ведением
баскетбольного мяча. Учебная игра в баскетбол.
2.4. Развитие ловкости. Круговая тренировка. Подвижные игры.
Практика:
Разминка. ОФП (Упражнения для рук, кистей рук и плечевого пояса,
упражнения для ног, стоп ног и тазобедренного сустава, упражнения для шеи
и туловища, упражнения для всех групп мышц, упражнения для развития
ловкости.
Тестирование физической подготовки: бросок со штрафной линии 10
попыток, проход на кольцо 10 попыток, челночный бег 3х10 с ведением
баскетбольного мяча. Учебная игра в баскетбол.
2.5. Развитие гибкости. Круговая тренировка. Подвижные игры.
Практика:
Разминка. ОФП (Упражнения для рук, кистей рук и плечевого пояса,
упражнения для ног, стоп ног и тазобедренного сустава, упражнения для шеи
и туловища, упражнения для всех групп мышц, упражнения для развития
гибкости.
Тестирование физической подготовки: бросок со штрафной линии 10
попыток, проход на кольцо 10 попыток, челночный бег 3х10 с ведением
баскетбольного мяча. Учебная игра в баскетбол.
3. «Техническая подготовка» (30ч.)
3.1. Стойки баскетболиста.
Теория:
Стойка без мяча. Стойка с мячом.
Практика:
Стойка защитника. Стойки нападающего. Ведение мяча. Основная
стойка при ведении мяча.
3.2. Перемещения по площадке.
Теория:
6
Основные виды перемещения по площадке.
Практика:
Перемещение шагом, бегом, приставными шагами, с изменением
скорости и направления. Остановка «прыжком».
3.3. Ведение мяча.
Теория:
Основные виды ведения мяча. Ведение мяча с изменением направления.
Ведение мяча с изменением направления и скорости.
Практика:
Ведение без зрительного контроля 1, 2 мячей на месте и в движении.
Ведение с переводом за спиной, перед собой, между ног на месте и в
движении. В движении: ведение с поворотами, с изменением направления, с
противодействием защитников.
3.4. Передачи мяча.
Теория:
Виды передачи мяча.
Практика:
Передачи мяча. Ловля мяча после различных видов передач. На месте: в
парах, в тройках. В прыжке: в парах, в тройках. В движении: в парах, в
тройках, во встречных колоннах со сменой мест.
3.5. Броски мяча.
Теория:
Основные виды бросков мяча.
Практика:
Бросок мяча одной рукой с места. Броски мяча в корзину в движении;
бросок в корзину одной рукой после ведения; броски мяча в корзину в
движении после двух шагов. Сочетание пройденных элементов. Бросок по
кольцу после ведения и остановки. Штрафной бросок.
3.6. Учебно-тренировочная игра по упрощенным правилам.
Теория:
Повторение правил.
Практика:
Учебно-тренировочная игра по упрощенным правилам. Командный
зачет.
3.7. Групповые действия в нападении. Перехват. Накрывание.
Практика:
Перехват мяча при передаче. Перехват мяча при ведении. Накрывание.
3.8. Командные действия в нападении.
Теория:
Концентрированная защита. Система личной защиты. Система зонной
защиты. Система смешанной защиты.
Практика:
Концентрированная защита. Система личной защиты. Система зонной
защиты. Система смешанной защиты.
7
3.9. Групповые действия в защите. Индивидуальные, групповые и
командные действия в защите.
Теория:
Групповые действия в нападении. Индивидуальные действия.
Командные действия в защите.
Практика:
Перехват. Накрывание. Игра в защите. Прессинг, зонный прессинг.
Зонная защита. Уход от заслонов и наведений. Игра в нападении.
Комбинационная игра. Индивидуальные действия.
3.10. Организация и проведение соревнований. Разбор проведённых игр.
Устранение ошибок.
Практика:
Организация и проведение соревнований. Разбор проведённых игр.
Устранение ошибок. Упражнения на отработку навыков игры в баскетбол.
4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
устойчивый интерес, мотивация к занятиям физической культурой и к
здоровому образу жизни;
морально-этические и волевые качества;
дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении
поставленных целей;
умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их
исправлять;
умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять
утреннюю зарядку;
умение вести наблюдение за показателями своего физического развития.
Предметные результаты:
уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с
группой товарищей;
организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во
дворе, в оздоровительном лагере.
5. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Спортивный зал
Мячи баскетбольные 10 шт.
Насос с иглой для надувания мячей
Щиты баскетбольные с кольцами и с сетками
Стойки для обводки
8
Презентации по спортивным играм (баскетбол)
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования с высшим педагогическим
образованием, отсутствием ограничений на занятие педагогической
деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.
Методические материалы
Методическое обеспечение программы направленно на формирование
потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом,
гарантирующих охрану и укрепление здоровья. Схемы и плакаты освоения
техники баскетболиста. Правила баскетбола.
Программа основана на педагогических технологиях индивидуализации,
игрового и группового обучения. Индивидуализация обучения предполагает
дифференциацию учебного материала, разработку заданий различного уровня
трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации
процесса обучения в конкретных группах, учитывающих индивидуальные
особенности каждого обучающегося.
Образовательная
технология
разноуровнего обучения направлена на обеспечение равных возможностей
получения качественного образования всем обучающимся с учётом разного
уровня физической подготовки и физического развития.
Оценочные
материалы включают
различные
диагностические
материалы (карты, тесты, индивидуальные и групповые задания и т.д.),
разработанные критерии оценки.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Способы определения результативности
образовательной программы
Контрольные и товарищеские игры. Первенства гимназии, города,
области. Прием контрольных нормативов (промежуточная и итоговая
аттестация обучающихся) проводится два раза в год: в начале учебного года
(октябрь) и в конце учебного года (май).
Нормативы
общей физической и специальной физической подготовки на этапе
ознакомительного уровня освоения программы
Развиваемое
физическое качество
Быстрота
Скоростно-силовые
качества
Контрольные упражнения (тесты)
юноши
девушки
Бег на 20 м (не более 4,5 с)
Бег на 20 м (не более 4,7 с)
Скоростное ведение мяча 20 м Скоростное ведение мяча 20 м
(не более 11,0 с)
(не более 11,4 с)
Прыжок в длину с места
Прыжок в длину с места
(не менее 130 см)
(не менее 115 см)
Прыжок вверх с места со
Прыжок вверх с места со
взмахом руками
взмахом руками
(не менее 24 см)
(не менее 20 см)
9
6. Список литературы
1.
Баскетбол: примерная программа спортивной подготовки для
детско-юношеских спортивных школ, специализированных детскоюношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный,
начальной подготовки, учебно-тренировочный). М.: Советский спорт, 2005.
112 с.
2.
Голомазов В.А., Ковалев В.Д., Мельников А.Г. Баскетбол в школе.
Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 1976. 111 с.
3.
Киселев П.А., Кисилева С.Б. Справочник учителя физической
культуры. Волгоград: Учитель, 2011. 251 с.
4.
Колодиницкий Г.А., Кузнецов В.С. Внеурочная деятельность.
Баскетбол: пособие для учителей и методистов. М.: «Просвещение», 2013. 112
с.
5.
Распоряжение Правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.
«Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020года».
Доступ из информационно-правового портала «Гарант.ру».
6.
Спорт – норма жизни [Электронный ресурс] URL:
https://norma.sport/ (дата обращения: 28.06.2021).
7. Баррел Пэйе, Патрик Пайе Баскетбол для юниоров. 110 упражнений
от простых до сложных. М.: ТВТ Дивизион, 2017. 352 с.
8. Казаков С.В. Спортивные игры. Энциклопедический справочник. Рна-Д. 2004. 4
10