СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МАОУ гимназии № 99
(протокол от 25 января 2025 г. № 6)
УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ гимназии № 99
от 25 января 2025 г. № 30-од
Основная образовательная программа
профессионального обучения
программа профессиональной подготовки обучающихся
по профессии «Вожатый»
Екатеринбург, 2025
Оглавление
1.Целевой раздел образовательной программы профессионального обучения ...........................3
1.1.
Пояснительная записка .......................................................................................................3
1.2.Цель и задачи ................................................................................................................................4
1.3.Категории обучающихся. Сроки освоения Программы ...........................................................4
1.4.Форма аттестации. Документ об освоении Программы ...........................................................4
1.5.Планируемые результаты освоения программы профессионального обучения ...................5
2.Содержательный раздел образовательной программы профессионального обучения ............9
2.1. Содержание программы профессионального обучения ..........................................................9
2.2. Учебный план ............................................................................................................................11
2.3. Тематическое планирование.....................................................................................................11
3.Организационный раздел ..............................................................................................................15
3.1. Характеристика условий реализации программы .................................................................15
3.1.1. Требования к кадровому обеспечению ................................................................................15
3.1.2. Требования к материально-техническому обеспечению ....................................................15
3.1.3. Требования к информационно-методическому обеспечению ...........................................15
3.2. Контроль и оценка освоения программы ................................................................................17
3.2.2. Критерии оценивания квалификационного экзамена .........................................................18
2
1. Целевой раздел образовательной программы профессионального обучения
1.1. Пояснительная записка
Основная образовательная программа профессионального обучения (далее Программа) Муниципального автономного общеобразовательного учреждения гимназии № 99
(далее – МАОУ гимназия № 99) предназначено для обучения обучающихся в рамках
профессиональной подготовки по должности «Вожатый», и разработана в соответствии с
нормативно правовыми документами:
✓ Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
✓ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля
2013 года № 292 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным программам профессионального обучения»;
✓ Приказ Министерства просвещения РФ от 14 июля 2023 г. N 534 «Об утверждении
перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется
профессиональное обучение» (с изменениями и дополнениями от 29 февраля 2024 года);
✓ Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов
и служащих (редакция от 9 апреля 2018 года, в том числе с изменениями, вступившими в силу
1 июля 2018 года).
Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по
профессиям рабочих, должностям служащих направлено на приобретение знаний, умений,
навыков, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, получение
указанными лицами квалификационных разрядов, категорий по профессии рабочего или
должности служащего без изменения уровня образования. Организация профессионального
обучения регламентируется программой профессионального обучения, в том числе учебным
планом, календарно-тематическим планом, рабочими программами дисциплин и
профессиональных модулей, расписанием занятий и локальными нормативно правовыми
актами МАОУ гимназии № 99.
Основными формами профессионального обучения являются теоретические и
практические занятия. Особенностью реализации профессионального обучения является
структурирование содержание обучения в автономные организационно-методические блоки –
разделы.
Раздел – целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта
(компетенций), описанных в форме требований профессионального стандарта по профессии,
которым должен соответствовать обучающийся по завершении обучения раздела, и
представляющий составную часть более общей функции.
Разделы формируются как структурная единица учебного плана по профессии; как
организационно-методическая междисциплинарная структура, в виде набора разных
дисциплин, объединяемых по тематическому принципу базой; или как организационнометодическая структурная единица в рамках профессиональной программы. Обучение по
программе предполагает проведение аттестации – обучение по программе завершается
итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.
Программа теоретического обучения составлена с учетом знаний, полученных
обучающимися в общеобразовательной школе, и предусматривает приобретение
теоретических знаний, необходимых вожатому для практической работы.
Характеристика профессии:
Вожатый – это специалист, который способствует развитию и деятельности детского
коллектива (группы, подразделения, объединения) в различных учреждениях (организациях),
осуществляющих работу с детьми разного возраста, в том числе в оздоровительных
образовательных учреждениях, организуемых в каникулярный период или действующих на
постоянной основе (далее - учреждениях). Оказывает помощь воспитателю в
программировании деятельности воспитанников, детей на принципах добровольности,
3
самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом их инициативы, интересов и
потребностей. В соответствии с возрастными интересами и требованиями жизни
воспитанников, детей способствует обновлению содержания и форм деятельности детского
коллектива, организует коллективную творческую деятельность. Совместно с воспитателем и
другими работниками учреждения заботится о здоровье и безопасности воспитанников, детей,
создает благоприятные условия, позволяющие им проявлять гражданскую и нравственную
позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития
проводить свободное время, используя передовой опыт работы с детьми и подростками.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников, детей во время образовательного
процесса. Осуществляет взаимодействие со старшим вожатым, органами самоуправления,
педагогическими коллективами образовательных учреждений и общественными
организациями. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Назначение профессии:
Содействие организации и сопровождению деятельности детского коллектива (группы,
подразделений, объединения) в организациях отдыха детей и их оздоровления
(образовательных организациях).
1.2. Цель и задачи
Цель программы: профессиональная подготовка обучающихся МАОУ гимназии №
99 по профессии «Вожатый», формирование и развитие гибких навыков, необходимых в
работе с детским коллективом (в качестве вожатого, помощника вожатого) в сфере
организации детского отдыха и оздоровления, досуга, организации массовых
мероприятий, коллективно-творческих дел.
Основными задачами программы являются:
1) развитие у обучающихся мотивируемой потребности в получении востребованной
профессии, в организации самозанятости на рынке труда;
2) оказание обучающимся практико-ориентированной помощи в профессиональном
самоопределении, в выборе пути продолжения профессионального образования;
3) профориентация старшеклассников;
4) повышение мотивации к педагогической деятельности;
5) развитие ответственного и творческого отношения к педагогической деятельности;
6) развитие коммуникативных умений и навыков будущего специалиста;
7) создание условий для идентификации себя как педагога.
1.3. Категории обучающихся. Сроки освоения Программы
Категория обучающихся. Программа профессионального обучения по профессии
«Вожатый» адресовано лицам, имеющим основное общее образование, включая лиц с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Форма обучения, применяемая в рамках обучения по Программе – очная, очнозаочная. Каждая из форм обучения может быть частично реализована с применением
дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Срок освоения программы, режим занятий: срок освоения Программы
профессионального обучения по процессии «Вожатый» составляет один год.
Общее количество часов по программе: 144 часа.
Режим занятий. Режим занятий определяется структурой учебного (тематического)
плана и расписанием занятий.
Занятие: 2 академических часа с перерывом 15 минут.
Продолжительность одного академического часа составляет 40 минут.
Периодичность: два раза в неделю.
1.4. Форма аттестации. Документ об освоении Программы
Форма итоговой аттестации – квалификационный экзамен.
Квалификация, присеваемая выпускникам образовательной программы:
специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектив (вожатый).
4
Выдаваемый документ – свидетельство установленного образца.
Соответствие описания квалификации в профессиональном стандарте с требованиями
к результатам подготовки по программе профессионального обучения.
Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции
код
наименование
уровень
наименование
код
уровень
квалификации
(подуровень)
квалификации
A Содействие организации
2
Сопровождение деятельности A/02.1
2
и сопровождению
временного детского
деятельности детского
коллектива (группы,
коллектива (группы,
подразделения, объединения)
подразделения,
в организациях отдыха детей и
объединения) в
их оздоровления под
организациях отдыха
руководством
детей и их оздоровления
педагогического работника
(образовательных
Оказание организационной
A/02.2
2
организациях)
поддержки обучающимся
образовательной организации
в создании, развитии и
деятельности детского
коллектива (группы,
подразделения, объединения)
под руководством
педагогического работника
1.5. Планируемые результаты освоения программы профессионального
обучения
Основная цель вида профессиональной деятельности: сопровождение деятельности
временного детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в организациях
отдыха детей и их оздоровления под руководством педагогического работника.
Определение результатов освоения программ профессионального обучения на
основе профессионального стандарта
Профессиональный
Программа профессионального обучения
стандарт
Вид профессиональной Содействие организации по сопровождению деятельности
деятельности
детского коллектива (группы, подразделения, объединения)
Обобщенная
трудовая Содействие организации и сопровождению деятельности детского
функция
коллектива (группы, подразделения, объединения) в организациях
отдыха детей и их оздоровления (образовательных организациях)
Трудовая функция
Сопровождение деятельности временного детского коллектива
(группы, подразделения, объединения) в организациях отдыха
детей и их оздоровления под руководством педагогического
работника
Оказание
организационной
поддержки
обучающимся
образовательной организации в создании, развитии и
деятельности детского коллектива (группы, подразделения,
объединения) под руководством педагогического работника
Сопровождение деятельности временного детского коллектива
(группы, подразделения, объединения) в организациях отдыха
детей и их оздоровления под руководством педагогического
работника
5
Трудовые действия
Необходимые умения
Необходимые знания
Планирование деятельности временного детского коллектива
(группы, подразделения, объединения) под руководством
педагогического работника в соответствии с планом работы
организации отдыха детей и их оздоровления
Сопровождение временного детского коллектива (группы,
подразделения,
объединения)
под
руководством
педагогического работника в соответствии с ежедневным
планом работы организации отдыха детей и их оздоровления
Проведение под руководством педагогического работника игр,
сборов и иных мероприятий во временном детском коллективе
(группе, подразделении, объединении), направленных на
формирование коллектива, его развитие, поддержание
комфортного эмоционального состояния
Включение участников временного детского коллектива
(группы,
подразделения,
объединения)
в
систему
мотивационных мероприятий организации отдыха детей и их
оздоровления
Составлять ежедневный план работы для временного детского
коллектива
(группы, подразделения, объединения)
в
соответствии с планом работы организации отдыха детей и их
оздоровления, возрастными особенностями детей
Подбирать материалы для проведения игр, сборов и иных
мероприятий во временном детском коллективе (группе,
подразделении, объединении), направленных на формирование
коллектива, его развитие, поддержание комфортного
эмоционального состояния
Анализировать внешние факторы проведения мероприятия
(время суток, соответствие общему плану работы организации
отдыха детей и их оздоровления, погодные условия, условия
безопасности)
Информировать участников временного детского коллектива
(группы,
подразделения,
объединения)
о
системе
мотивационных мероприятий организации отдыха детей и их
оздоровления
Законодательные и иные нормативные правовые акты в
области защиты прав ребенка, в том числе международные, в
сфере организации отдыха детей и их оздоровления, в сфере
деятельности
детских
и
молодежных
общественных
организаций, а также в сфере информационной безопасности,
включая защиту персональных данных
Локальные акты организации отдыха детей и их оздоровления
Основы планирования деятельности временного детского
коллектива
(группы, подразделения, объединения) в соответствии с планом
работы
организации отдыха детей и их оздоровления
Технологии проведения игр, сборов и иных мероприятий во
временном
детском коллективе (группе, подразделении, объединении),
направленных на формирование коллектива, его развитие,
поддержание
6
комфортного эмоционального состояния.
Возрастные особенности детей
Подходы к организации мотивационных
организации
отдыха детей и их оздоровления
мероприятий
Другие характеристики
Трудовые
действия
Необходимые
умения
Необходимые
знания
Оказание организационной поддержки обучающимся образовательной
организации в создании, развитии и деятельности детского коллектива
(группы,
подразделения,
объединения)
под
руководством
педагогического работника
Информирование обучающихся о возможности создания и участия в
деятельности
детского
коллектива
(группы,
подразделения,
объединения)
Планирование
деятельности
детского
коллектива
(группы,
подразделения, объединения) под руководством педагогического
работника с учетом мнения обучающихся
Проведение
под
руководством
педагогического
работника
организационных сборов, мероприятий и игр, направленных на
формирование и развитие детского коллектива (группы, подразделения,
объединения), анализ результатов его деятельности
Информирование обучающихся - членов детского коллектива (группы,
подразделения, объединения) о возможностях участия в конкурсах и
проектах, направленных на развитие личностных качеств отдельных
участников и всего детского коллектива в целом
Информировать обучающихся о возможности создания и участия в
деятельности
детского
коллектива
(группы,
подразделения,
объединения)
Планировать
деятельность
детского
коллектива
(группы,
подразделения, объединения) с учетом мнения обучающихся
Подбирать материалы для проведения организационных сборов,
мероприятий и игр, направленных на формирование и развитие
детского коллектива (группы, подразделения, объединения), анализ
результатов его деятельности
Анализировать внешние факторы проведения мероприятия (время
суток, соответствие общему плану работы организации, погодные
условия, условия безопасности)
Находить, отбирать и представлять информацию о возможностях
участия в конкурсах и проектах, направленных на развитие личностных
качеств отдельных участников и всего детского коллектива (группы,
подразделения, объединения) в целом
Международные акты о правах ребенка, законодательство Российской
Федерации, нормативные правовые акты, регламентирующие
деятельность детских общественных объединений
Локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность
организации, на базе которой действует детский коллектив (группа,
подразделение, объединение)
Возрастные особенности детей, возрастной подход в развитии детского
коллектива
Технологии проведения организационных сборов, мероприятий и игр,
направленных на формирование и развитие детского коллектива
7
(группы, подразделения, объединения), анализ результатов его
деятельности
Основные направления деятельности детских и молодежных
общественных организаций и объединений, осуществляющих
деятельность в сфере воспитания детей и молодежи
-
Другие
характеристики
Содержание программы профессионального обучения определяется на основе
требований профессиональных стандартов (при наличии) или установленных
квалификационных требований.
8
2. Содержательный раздел образовательной программы профессионального
обучения
2.1. Содержание программы профессионального обучения
Раздел 1. Вожатый, «Самопрезентация»
Тема 1.1. Вожатый: миссия, профессия, должность.
Знакомство с историей профессии «вожатого» Знакомство с качествами,
необходимыми вожатому для успешной работы. Ознакомление с должностными
обязанностями вожатого. Презентация «Вожатский самомаркетинг!» Самомаркетинг
работа над созданием необходимого имиджа. Самомаркетинг «один на один». Создание
презентации вожатый-педагог. Работа направлена на осознание необходимых качеств и
знаний для работы вожатым.
Тема 1.2. Ключевые качества вожатого.
Игра «Лидер». Игра направлена на сплочение и выявление лидерских качеств. Задача
каждого вожатого сделать из своего отряда коллектив. Лучше узнать друг друга и сплотить
помогут игры. Тренинг «Тимбилдинг». Создание неформальных связей и межличностных
симпатий; выбор комфортного положения в коллективе; формирование умения действовать
сообща; налаживание оптимального уровня психологической и эмоциональной совместимости
в команде. Проанализировать полученный опыт.
Тема 1. З. Хороший вожатый – отличный учитель.
Семинар «Чтобы первым был каждый». Направлен на обучение публичному
выступлению, обсуждение темы. Развитие культуры правильного общения и поисковой
способности студентов.
Раздел 2. «Марафон игр».
Тема 2.1. Классификация игр.
Обучение играм как регулятору психофизического и эмоционального состояния
коллектива. Составление записной книжки любимых игр в портфолио вожатого.
Тема 2.2. Игровое моделирование.
Обучение принципам успешного игрового взаимодействия: ситуативность,
вариативность, личностная адаптивность, педагогическая целесообразность.
Тема 2.3. Игровое взаимодействие.
Деловая игра, как метод обучения. Групповое обсуждение тем: психологопедагогический феномен игрового взаимодействия. Логика и игрового взаимодействия.
Собрать папку игр.
Раздел 3. «Мероприятия, праздники, события».
Тема 3.1. Виды/формы мероприятий.
Классификация массовых мероприятий. Обучение функциям культурно-массовой
работы.
Тема 3.2. Структурные элементы мероприятий.
Этапы и алгоритм подготовки и проведения различных массовых мероприятий: анализ
обстановки, работа над сценарием, репетиции программы, проведение мероприятия, анализ
мероприятия. Изучить мероприятия в Детском оздоровительном лагере.
Тема 3.3. Мероприятие глазами ребенка.
Особенности подготовки и проведения мероприятий в школе, детском лагере, в
детском загородном лагере. Создать список мероприятий для Детского оздоровительного
лагеря.
Раздел 4. Программа развития лидерства «Школа лидерства — школа успеха!»
Тема 4.1. Феномен лидерства.
Рассмотрение феномена лидерства через вожатство. Обсуждение типов лидерства.
Профессиональные и личностные качества вожатого как руководителя и лидера детского
коллектива. Обсуждение лидерских качеств вожатого. Изучение типологии лидерства:
- по способу утверждения лидерства,
9
- по типу авторитета,
- стилю руководства.
Имидж и ролевое назначение. Тактика и достижение поставленных целей. Последствия
действий. Систематизация полученных знаний.
Тема 4.2. Типы лидерства.
Закрепление понятия лидерство, развитие умения дифференцировать различные виды
лидерства и применять их на практике. Изучение видов лидерства. Развитие умений
применять в управлении виды влияния, соответствующие обстоятельствам. Написать эссе о
своем типе лидерства: стиль руководства, вид влияния.
Раздел 5. Самоменеджмент
Тема 5.1. Планирование.
Рассмотрение принципов и методики планирования работы вожатого. Коллективное
обсуждение технологий тайм-менеджмента, или как вожатому успеть все. Постановка цели с
помощью техники SMART. Разработка планера для вожатого.
Тема 5.2. Управление временем.
Самоменеджмент условие личностного и профессионального роста будущих вожатых.
Обучение студентов технике правильного использование времени (постановка цели,
планирование, основные правила планирования, принятие решений. реализация и
организация, контроль). Разработать проект роста от вожатого к педагогу.
Раздел 6. Soft-skills.
Тема 6.1. Метод «Шесть шляп мышления».
Изученные методов работы Эдварда Де Боно, Уолта Диснея, Говарда Гандера.
Тренинг, направленный на изучение креативных способов мышления по теории «Шести
шляп» Эдварда Де Боно. Школьники должны научиться нарушать привычное состояние
мышления, уметь рассматривать вопросы с разных ракурсов.
Тема 6.2. Метод «Уолта Диснея».
Обучение оригинальному подходу решения креативных задач по методике Уолта
Диснея «Мечтатель», «Реалист», «Критик».
Тема 6.3. Великолепная пятерка (мыслительные стратегии ведущие к успеху).
Обучение эффективным мыслительным стратегиям согласно психологу Говарда.
Гандера «Мыслительные стратегии ведущие к спех. Проанализировать любое дело через
изученные методы работы Эдварда Де Боно, Уолта Диснея, Говарда Гандера.
Раздел 7. «Лестница успеха».
Тема 7.1. Вожатство не случайно.
Организация встречи со звездными вожатыми. Знакомство и взаимодействие с
кураторами практик на факультетах. Роль наставничества в вожатстве. Метод сверстник —
сверстнику.
Тема 7.2. Корпоративная библиотека — позволь знаниям циркулировать
Формирование корпоративной библиотеки вожатого, «рекомендую другим, почитаю
сам». Составить список книг корпоративной библиотеки вожатого.
Раздел 8. Путевка в профессию «Вожатый-педагог».
Тема 8.1. Имидж педагога.
Процесс формирования профессиональных качеств будущих педагогов. Системный
подход в конструировании имиджа педагога. Систематизация полученных знаний.
Тема 8.2. Имидж вожатого.
Процесс формирования профессиональных качеств будущих вожатых. Системный
подход в конструировании имиджа вожатого.
10
№
1.
2.
2.2. Учебный план
Наименование разделов
Раздел 1. Вожатый,
«Самопрезентация»
Раздел 2. «Марафон игр»
Всего Аудиторные занятия
часов лекции практика самост.
работа
16
5
5
6
Форма контроля
20
6
8
6
20
6
6
8
20
8
6
6
Контрольное
задание
Разработка
мероприятий
Эссе
20
6
8
6
Проект
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Презентация
6.
Раздел 3. «Мероприятия,
праздники, события»
Раздел 4. Программа
развития лидерства «Школа
лидерства - школа успеха!»
Раздел 5.
Самоменеджмент,
Раздел 6. Soft-skills
18
7
5
6
7.
Раздел 7. «Лестница успеха» 16
5
6
5
8.
Раздел 8. Путевка в
профессию «Вожатыйпедагог»
Итоговая аттестация
12
3
4
5
Коллоквиум
2
Квалификационный
экзамен
Итого часов
144
3.
4.
5.
9.
2
30
80
34
2.3. Тематическое планирование
Раздел 1. Вожатый, «Самопрезнтация»
Тема 1.1.
Знакомство с историей профессии «вожатого»
Вожатый: миссия, Знакомство с качествами, необходимыми
профессия,
вожатому для успешной работы. Ознакомление с
должность
должностными обязанностями вожатого.
Презентация «Вожатский самомаркетинг!»
Самомаркетинг работа над созданием
необходимого имиджа. Самомаркетинг «один на
один». Создание презентации вожатый педагог.
Работа направлена на осознание необходимых
качеств и знаний для работы вожатым.
Ознакомится с литературой по данной теме.
Тема 1.2.
Игра «Лидер». Игра направлена на сплочение и
Ключевые
выявление лидерских качеств. Задача каждого
качества вожатого вожатого сделать из своего отряда коллектив.
Лучше узнать друг друга и сплотить группы
Лекция 5 ч.
Практическое
занятие, 2 ч.
Сам. работа 2 ч.
Практическое
занятие, 2 ч.
11
помогут игры.
Тренинг «Тимбилдинг». Создание неформальных
связей и межличностных симпатий; выбор
комфортного положения в коллективе;
формирование умения действовать сообща;
налаживание оптимального уровня
психологической и эмоциональной совместимости
в команде.
Проанализировать полученный опыт.
Тема 1.3.
Семинар «Чтобы первым был каждый».
Хороший вожатый Направлен на обучение публичному
– отличный
выступлению, обсуждение темы. Развитие
учитель
культуры правильного общения и поисковой
способности студентов. Использование опыта
реализации «Программы лидерского образования
детей и подростков в ВДЦ
«Орленок» с 2005-2007 гг.
Раздел 2. «Марафон игр»
Тема 2.1.
Обучение играм как регулятору
Классификация
психофизического и эмоционального состояния
игр
коллектива. Составление записной книжки
любимых и в портфолио вожатого.
Тема 2.2. Игровое Обучение принципам успешного игрового
моделирование
взаимодействия: ситуативность, вариативность,
личностная адаптивность, педагогическая
целесообразность.
Классификация игр: подвижные игры,
фольклорные игры, сюжетно-ролевые,
познавательные, игры-знакомства, игры-тесты,
игры в автобусе. Особенности игрового
взаимодействия в работе с залом.
Тема 2.3. Игровое Деловая игра, как метод обучения. Групповое
взаимодействие
обсуждение тем: психолого-педагогический
феномен игрового взаимодействия. Логика и
игрового взаимодействия.
Собрать папку игр
Сам. работа 2 ч.
Практическое
занятие, 1 ч.
Сам. работа 2 ч.
Лекция, 6 ч.
Практическое
занятие, 4 ч.
Практическое
занятие, 4 ч.
Сам. работа,6 ч.
Раздел 3. «Мероприятия, праздники, события»
Тема 3.1.
Виды/формы
мероприятий
Тема 3.2.
Структурные
элементы
мероприятий
Тема 3.3.
Мероприятие
глазами ребенка
Классификация массовых мероприятий.
Этапы и алгоритм подготовки и проведения
различных массовых мероприятий: анализ
обстановки, работа над сценарием, репетиции
программы, проведение мероприятия, анализ
мероприятия.
Изучить мероприятия в Детском оздоровительном
лагере
Особенности подготовки и проведения
мероприятий в школе, детском лагере, в детском
загородном лагере.
Тема 3.1.
Виды/формы
мероприятий
Практическое
занятие, 3 ч.
Сам. работа, 4 ч.
Практическое
занятие, 3 ч.
12
Создать список мероприятий для Детского
Сам. работа, 4 ч.
оздоровительного лагеря
Раздел 4. Программа развития лидерства «Школа лидерства – школа успеха!»
Тема 4.1. Феномен
лидерства
Рассмотрение феномена лидерства через
вожатство. Обсуждение типов лидерства.
Профессиональные и личностные качества
вожатого как руководителя и лидера детского
коллектива. Обсуждение лидерских качеств
вожатого.
Изучение типологии лидерства: - по способу
утверждения лидерства, - по типу авторитета, стилю руководства. Имидж и ролевое назначение.
Тактика и достижение поставленных целей.
Последствия действий.
Тема 4.2. Типы
Закрепление понятия лидерство, развитие умения
лидерства
дифференцировать различные виды лидерства и
применять их на практике. Изучение видов
лидерства. Развитие умений применять в
управлении виды влияния, соответствие
обстоятельствам.
Написать эссе о своем типе лидерства: стиль
руководства, вид влияния.
Раздел 5. Самоменджмент
Лекция 8 ч.,
Тема 5.1.
Планирование
Лекция, 6 ч.
Тема 5.2.
Управление
временем
Рассмотрение принципов и методики
планирования работы вожатого. Коллективное
обсуждение технологий тайм-менеджмента, или
как вожатому успеть все. Постановка цели с
помощью техники SMART. Разработка плана для
вожатого.
Самоменеджмент условие личностного и
профессионального роста будущих вожатых.
Обучение студентов технике правильного
использование времени (постановка цели,
планирование, основные правила планирования,
принятие решений. реализация и организация,
контроль).
Разработать проект роста от вожатого к педагогу
Раздел 6. Soft-skills
Тема 6.1. Метод
Изученные методов работы Эдварда Де Боно,
«Шесть шляп
Уолта Диснея, Говарда Гандера.
мышления»
Тренинг, направленный на изучение креативных
способов мышления по теории «Шести шляп»
Эдварда Де Боно. Школьники должны научиться
нарушать привычное состояние мышления, уметь
рассматривать вопросы с разных ракурсов.
Тема 6.2. Метод
Обучение оригинальному подходу решения
«Уолта Диснея»
креативных задач по методике Уолта Диснея
«Мечтатель», «Реалист», «Критик».
Тема 6.3.
Обучение эффективным мыслительным
Великолепная
стратегиям согласно психологу Говарда
Практическое
занятие, 3 ч.
Практическое
занятие, 3 ч.
Сам. работа, 6 ч.
Практическое
занятие, 8 ч.
Сам. работа, 6 ч.
Лекция, 7 ч.
Практическое
занятие, 2 ч.
Практическое
занятие, 2 ч.
Практическое
занятие, 1 ч.
13
пятерка
(мыслительные
стратегии ведущие
к успеху)
Гандера «Мыслительные стратегии ведущие к
успеху
Проанализировать любое дело через изученные
методы работы Эдварда Де Боно, Уолта Диснея,
Говарда Гандера.
Раздел 7. «Лестница успеха»
Тема 7.1.
Организация встречи со звездными вожатыми.
Вожатство не
Знакомство и взаимодействие с кураторами
случайно
практик на факультетах. Роль наставничества в
вожатстве. Метод сверстник – сверстнику.
Тема 7.2.
Формирование корпоративной библиотеки
Корпоративная
вожатого, «рекомендую другим, почитаю сам».
библиотека –
Составить список книг корпоративной библиотеки
позволь знаниям
вожатого.
циркулировать
Раздел 8. Путевка в профессию «Вожатый-педагог»
Тема 8.1. Имидж
Процесс формирования профессиональных
педагога
качеств будущих педагогов. Системный подход в
конструировании имиджа педагога.
Систематизация полученных знаний.
Процесс формирования профессиональных
Тема 8.2. Имидж
качеств будущих вожатых. Системный подход в
вожатого
конструировании имиджа вожатого.
Сам. Работа, 6 ч.
Лекция, 5 ч.
Практическое
занятие, 6 ч.
Сам. Работа, 5 ч.
Лекция 2 ч
Практическое
занятие, 2 ч.
Самост. Раб., 3 ч.
Лекция 1 ч.
Практическое
занятие, 2 ч.
Самост. Раб., 2 ч.
14
3.Организационный раздел
3.1. Характеристика условий реализации программы
3.1.1. Требования к кадровому обеспечению
Реализация программы профессионального обучения обеспечивается педагогическими
работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к
реализации программы профессионального обучения на условиях гражданско-правового
договора.
3.1.2. Требования к материально-техническому обеспечению
Материально-технические условия реализации программы:
1) учебный кабинет
2) шкаф для хранения учебных пособий,
3) программно-аппаратный комплекс в комплекте,
4) магнитно-маркерная доска,
5) стол учителя,
6) кресло учителя,
7) стол ученический,
8) стул ученический,
9) сетевой фильтр,
10) многофункциональное устройство, компьютер учителя с периферией
(лицензионное программное обеспечение, образовательный контент и система защиты
от вредоносной информации),
11) система защиты от вредоносной информации
12) документ-камера
13) проектор
14) наглядные пособия: фотографии, таблицы; кейсы, видеофрагменты, материалы для
деловых игр и групповых дискуссий.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
Программа обеспечена необходимой нормативной и учебно-методической
документацией.
1. Практические занятия по программе носят проблемный, интерактивный характер. В
программе используются приемы современных образовательных технологий, в том числе
проектирование и дискуссии.
2. Все занятия проводятся с использованием презентаций и обсуждений наиболее
сложных вопросов.
3.Ведущая роль в программе отводится практическим занятиям, на которых следует
использовать разнообразные приемы, стимулирующие творческую активность обучающихся:
«мозговой штурм», круглые столы, деловые игры, дискуссии, тренинги и др.
4.Программа позволяет активизировать самостоятельную работу обучающихся,
включая различные виды практико-ориентированных заданий.
5.При реализации программы для всех участников проводится цикл встреч с опытными
вожатыми. Встречи носят образовательный характер, повышают мотивацию к участию в
вожатской деятельности, знакомят с лучшим педагогическим опытом.
6.Программа направлена на рост мотивации участия обучающихся в вожатской и
педагогической деятельности.
3.1.3. Требования к информационно-методическому обеспечению
Основные источники:
1. Кузнецов, И. Н. Документационное обеспечение управления. Документооборот и
делопроизводство: учебник и практикум для прикладногобакалавриата / И. Н. Кузнецов. —
М.: Издательство Юрайт, 2018. — 461 с. 2. Кузнецов, И. Н. Документационное обеспечение
управления. Документооборот и делопроизводство: учебник и практикум для СПО / И. Н.
Кузнецов. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 462 с.
2. Нормативно-правовые основы вожатской деятельности: Методические
рекомендации / Н. Ю. Лесконог, Е. Н. Матюхина, А. А. Сажина, С.З. Могилевская, СЮ.
Смирнова; под ред. Н. Ю. Лесконог, Е. Н. Матюхиной. — Москва: МПГУ, 2017. - 156 с.
3. История вожатского дела: Методические рекомендации / Н. Ю. Галой, И. А.
Горбенко, Л. А. Долинская и др.; под общей ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. Москва: МПГУ, 2017. - 200 с.
4. Организация массовых мероприятий в детском оздоровительном лагере.
Методические рекомендации / Батаева М. Д., Галой Н. Ю., Голышев Г. С. и др.; Под
общей редакцией Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. — Москва: МПГУ, 2017. — 212 с.
5. Психолого-педагогическое
сопровождение
деятельности
вожатого:
Методические рекомендации / С. А. Володина, Н. Ю. Галой, И. А. Горбенко и др.; Под
общей ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. — Москва: МПГУ, 2017.
6. Информационно-медийное
сопровождение
вожатской
деятельности:
Методические рекомендации // Авторы-составители: Т. Н. Владимирова, А. В. Фефелкина
/ Под общей редакцией Т. Н. Владимировой. — Москва: МПГУ, 2017. — 54 с.
7. Педагогическая вожатская практика: опыт студентов МПГУ: методическое
пособие / под общ. ред. НЛО. Лесконог, Л.Ф. Шаламовой [Электронное издание сетевого
распространения]. — Москва: МПГУ, 2020. — 176 с.
Дополнительные источники:
1. Битянова М.Р. Социальная психология. Учебное пособие. — М.:
Международная педагогическая академия, 1994. — 1 Обс.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [текст] / Л.И.
Божович. - М.: Просвещение. -1968.- 464 с.
3. Иванов Игорь Петрович. Воспитывать коллективистов: Из опыта работы школ
Ленинграда и Ленингр. обл. / И. П. Иванов. - М.: Педагогика, 1982. - 80 с.
4. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел М.: изд.
«Педагогика», 1989
5. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания И. П. Иванов. Москва:
Педагогика, 1990. 208 с.
6. Коломинский ЯЛ. Психология детского коллектива система личных
взаимоотношений / Я. Л. Коломинский. - 2-е изд., доп. и перераб. - Минск: Нар. асвета,
1984. - 239 с. - 65.
7. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 1989. 256с.
8. Лутошкин А.Н. Как вести за собой М.: Просвещение, 1986. — 159 с.
9. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М.: Педагогика,
1988.
128 с.
10. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика,
1984.— 112 с.
11. Немов Р.С., Кирпичник РС. Путь к коллективу. М.: Педагогика. 1988. 144 с.
12. Уманский, Лев Ильич. Психология организаторской деятельности школьников
[Учеб. пособие для пед. ин-тов] Л И. Уманский. - М.: Просвещение, 1980. - 160 с.
13. Чтобы первым был каждый. Сборник методических и практических
материалов из опыта разработки и реализации Программы лидерского образования детей
и подростков во Всероссийском детском центре «Орленок» / Автор-сост.: оп. Можейко.
ВД «Орленок», 2015. — 560 с.
14. Кэмпбелл С., Саиек Э. 5 граней лидерства / Скотт Кэмпбелл, Эллен Самиек ;
пер. с англ. Н. Яцюк. — М.: Манн, Иванов и Фербер, Эксмо, 201 З. — 304 с.
15. Мерсино. Энтони Эмоциональный интеллект для менеджеров проектов.
16. Практическое руководство / Энтони Мерсино; пер. с англ. Ю. Гиматовой — М.
Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 352 с.
16
17. Михальская, АК. Русский язык: Риторика. 10-11 кл.: учеб. Для общеобразоват.
Учреждений А.К. Михальская. — 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2007. — 491, [5] с.
18. Хесль Г. Посредничество в разрешении конфликтов. Теория и технология. 5.
Рогожин М. Ю. Организация управления персоналом предприятия]: Учеб. - практ.
Пособие / М.Ю.Рогожин - М.: Изд-во РДЛ, 2015 - 224с.
19. Круглянская Л. Я. Настольная книга секретаря: Справочник - СПб, 2014.—
СПб: Речь, 2004. — 144 с.
3.2. Контроль и оценка освоения программы
3.2.1. Контроль качества подготовки
Раздел 1. Вожатый, «Самопрезентация»
Создание презентации вожатый-педагог. Задание: перечислить и обосновать
необходимые зум (знания, умения, навыки) для работы вожатым.
Критерии оценивания презентации:
Содержательность; Логичность; Полнота изложения основных аспектов темы;
Правильная интерпретация темы.
Раздел 2. «Марафон игр»
Задание: привести три игры согласно классификации игр (на знакомство; на
командообразование; игры при плохой погоде (в корпусе); игры с залом ил д. Модуль 3.
Раздел 3. «Мероприятия, праздники, события»
Разработать на выбор квест, флешмоб, стартин,
Критерии оценки: Реалистичность; актуальность; соответствие правилам техники
безопасности в Детском оздоровительном лагере.
Раздел 4. Программа развития лидерства «Школа лидерства — школа успеха!»
Написать эссе о своем типе лидерства: стиль руководства, вид влияния.
Критерии оценки: Содержательность; соответствие заданной теме.
Раздел 5. Самоменеджмент
Разработать проект роста от вожатого к педагогу.
Критерии оценки: Содержательность; соответствие заданной теме.
Раздел 6. Sofi-skills
Проанализировать любое дело через изученные методы работы Эдварда Де Боно,
Уолта Диснея, Говарда Гандера.
Критерии оценки: Содержательность; соответствие заданной теме.
Раздел 7. «Лестница успеха»
Составить список книг корпоративной библиотеки вожатого.
Критерии оценки: Список источников — не менее 10.
Раздел 8. Путевка в профессию «Вожатый-педагог»
Коллоквиум. Планирование траектории развития в вожатстве. Возможности
становления личности через вожатскую деятельность.
Критерии оценки: Самостоятельность мышления, активность на семинаре.
Задания считаются выполненными, если они отвечают критериям оценки.
Итоговая аттестация
Профессиональная подготовка завершается итоговой аттестацией в форме
квалификационного экзамена. Квалификационных экзамен включает в себя практическую
квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах
квалификационных требований, указанных в квалификационной характеристике
профессии. В период подготовки к выпускному квалификационному экзамену проводится
консультация за счет специально отведенного на нее времени. К итоговой аттестации
допускаются лица, выполнившие требования, предусмотренные программой
профессионального обучения по профессии и успешно прошедшие все аттестационные
испытания, предусмотренные программой. Лицам, прошедшим соответствующее
обучение в полном объеме и получившим положительную оценку на итоговой аттестации,
17
присваивается квалификация по профессии «Вожатый» 3 разряда и выдается документ
установленного образца.
3.2.2. Критерии оценивания квалификационного экзамена
Оценка «отлично» ставится, если выполнены все требования, предъявляемые к
практическому заданию; емко и логично изложены необходимые сведения, выдержан
объем, соблюдены требования к внешнему оформлению.
Оценка «хорошо»: основные требования к выполнению практического задания
учтены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении
материала; отсутствует логическая последовательность; не выдержан объём; имеются
упущения в оформлении.
Оценка «удовлетворительно» - имеются существенные отступления от требований
к выполнению практического задания. В частности, материал представлен лишь частично;
допущены фактические ошибки в содержании.
Оценка «неудовлетворительно»: практическое задание не выполнено,
обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Лицо, успешно сдавшее квалификационный экзамен, получает квалификацию по
должности вожатый что подтверждается документом о квалификации.
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой
аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть основной
программы профессионального обучения и (или) отчисленным из образовательной
организации выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу,
самостоятельно установленному образовательной организацией.
18