Тайны словесного мастерства 9 кл

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МАОУ гимназии № 99
(протокол от 24 мая 2024 г. № 10)

УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ гимназии № 99
от 24 мая 2024 г. № 62-од

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

«Тайны словесного мастерства»
Направленность: социально-педагогическая
Возраст обучающихся: 15 - 16 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель
Усатова Ольга Анатольевна,
педагог дополнительного
образования

Екатеринбург, 2024 г.

«Тайны словесного мастерства»
1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основе
нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», статей: 2 (п.9, п.14, п.15, п.22), 12 (п.1ч.4; ч.5), 13
(ч.1,2), 28 (п.6 ч.3), 33 (ч.2), 55 (п.2 ч.1), 58 (ч.1), 75 (ч.1, ч.4);
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительной общеобразовательным программам»;
СанПин
2.4.4.3172-14,
утверждённый
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41;
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014
года № 1726-р);
Концепция развития и воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.05.2015г. №996-р)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Тайны словесного мастерства» имеет
социльно-педагогическую
направленность
Актуальность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Тайны словесного мастерства»
затрагивает лингвистические
и
литературоведческие проблемы, являющиеся наиболее сложными для
обучающихся и вызывающие у них повышенный интерес.
Актуальность ее определяется прежде всего тем, что полученные
знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать
собственные высказывания с учетом задач общения, развивают творческое
мышление
Концептуальным положением программы является реализация
подхода к преподаванию литературы как искусства слова, отказ от изучения
слова вне контекста и текста вне законов языка.
Изучение словесного мастерства поэтов и прозаиков позволяет
ответить на многие вопросы, возникающие у учащихся. Почему
общеизвестные слова приобретают в художественных произведениях особое
звучание и оказывают эмоциональное воздействие на читателя? Отчего
именно в художественном произведении они излучают особую поэтическую
энергию? Как, вступая в сочетание с другими словами, взаимно воздействуя
друг на друга, рождают образность? Эти проблемы в первую очередь
затрагиваются при изучении данного курса.
На практических занятиях
учащиеся совершенствуют умение
анализировать эпические и лирическое произведение и готовятся к

творческой работе – созданию собственного стихотворного или
прозаического текста; осваивают формы функционирования родного языка
(устного и письменного).
Содержание
программы позволяет
развивать общую культуру,
восприятие образа и слова, предполагает знакомство с художественными
возможностями, заложенными в слове, речи, тексте.
Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают
возможность реализовать свой интерес к эмоционально-психологической
роли художественного слова, взглянуть на восприятие литературы как на
неотъемлемую часть культуры не только национальной, но и индивидуальноличностной, повысить уровень своей коммуникативной компетенции.
Содержание
программы
способствует
развитию
предметных,
метапредметных, коммуникативных и личностных универсальных учебных
действий, ориентирует ребенка на дальнейшее самоопределение в сфере
профессионального предпочтения.
Значимость программы состоит в углублении лингвистических
знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства
речевого общения, формировании умений применять полученные знания на
практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков
активных речевых действий.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность,
добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы,
преемственность, результативность, партнерство, творчество и ситуация
успеха.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Тайны словесного мастерства» предназначена для обучающихся 9 классов
в возрасте 15 – 16 лет, увлеченных языком, желающих овладеть искусством
создания текста.
Программа предполагает «базовый» уровень освоения программы.
Количество обучающихся в группе от 7 до 25-ти человек.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю 2 учебных часа..
Объем общеобразовательной программы – 48 учебных часов.
Срок освоения программы - 1 год.
Перечень форм обучения: лекционная, фронтальная,
индивидуальная, групповая.
Перечень видов занятий: эвристическая беседа, мини – доклады, лекция,
практическое занятие, тренинг.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: проверочная работа.
2.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель общеразвивающей программы: создание у ученика собственной
эстетической установки, в соответствии с которой он, читая художественное
произведение, постигает художественный текст, создаёт собственное

видение, собственную интерпретацию; формирование умений осмысления
авторского текста, опыта лингвистического анализа текста и создания
собственного текста с опорой на образец (развернутого и сжатого).
Задачи общеразвивающей программы
образовательные:
- сформировать умение проводить лингвистический анализ языковых
явлений, точно и грамотно отражать собственной мысли в речевом общении;
- сформировать внимательное отношение к художественному слову, к
художественному образу, индивидуальному мастерству художника;
- научить воспринимать чужую речь как в устной, так и в письменной
форме;
- уметь обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственное
высказывание на ее основе;
развивающие:
- развить навыки рецензирования и редактирования текстов;
- адекватно и корректно выражать собственное мнение по отношению к
фактам и явлением окружающей действительности;
- обучить целостному филологическому анализу литературного
произведения;
- развивать собственную творческую и исследовательскую деятельность
обучающихся, совершенствуя навыки написания работ различных видов и
жанров;
- активизировать самостоятельную работу учащихся по наблюдению за
использованием языковых средств,
анализу текста, моделированию
(созданию) текста, трансформации (компрессии) текста, аналитической
беседе;
- способствовать созданию собственных стихотворных текстов;
воспитательные:
- развивать
навыки организации и осуществления сотрудничества с
педагогом и сверстниками;
- формировать навыки позитивного коммуникативного общения.
2.1. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический ) план
№
Название
Количество часов
п/п раздела, темы
Всег Теори Практ
о
я
ика
1
Введение.
2
1
1
1
Основные цели и задачи курса. 2
1
1
Стилистика. Текст.
2
Типы речи. Стили речи.
4
1
3
2.1 Стилистические этюды
2
0,5
1,5
2.2 Как написать рецензию.
2
0,5
1,5
3
Средства
выразительности 8
3
5
речи.

Формы
аттестации /
контроля

3.1
3.2

3.3

4
4.1

4.2

4.3

4.4
4.5

5
5.1
5.2
5.3

5.4

Средства выразительности речи.
Лингвистический анализ текста.
Виды
и
средства
связи
предложений в тексте. Цепная и
параллельная связь.
Написание
рецензии
на
стихотворение В. Полторацкого
«Слово о словах».
Средства связи предложений в
тексте.
Лексические, морфологические
средства связи предложений в
тексте.
Проведение «круглого стола» на
тему: «Истинная любовь к своей
стране немыслима без любви к
своему языку» (К. Паустовский)
Вычленение проблемы,
поставленной автором в тексте.
Определение авторской позиции.
Подбор аргументов.
Как написать аннотацию к
художественному произведению.
Сочинение-рассуждение
по
главе «Дальний родственник» из
книги А.Алексина «Звоните и
приезжайте». Анализ созданного
текста
(рецензирование
и
редактирование).
Методика работы над текстом
Методика работы над текстом на
основе речеведческих понятий
Конкурс красноречия «Мир, в
котором я живу, прекрасен!»
Сочинение-рассуждение
по
фрагменту
из
повести
Ф.Искандера
«Стоянка
человека». Анализ созданного
текста
(рецензирование
и
редактирование).
Сочинение-рассуждение
по
тексту А. Алексина о выборе
профессии.

4

2

2

2

1

1

2

2

12

3,5

8,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

4

1

3

2

1

1

2

0,5

1,5

12
2

1,5
1

10,5
1

2

2

2

2

2

2

Проверочная
работа.

Проверочная
работа.

Проверочная
работа.

5.5

6
6.1
6.2

6.3

Сжатое изложение по тексту
С.Львова «Грустная коллекция».
Анализ созданного текста.
Рецензирование и
редактирование текста сжатого
изложения
Публицистический стиль.
Публицистический
стиль.
Репортаж.
Написание учащимися сжатого
изложения по тексту о том, как
добиться успеха (по материалам
периодической печати).
Заключительное
занятие.
Рефлексия. Создание коллажа
достижений.

4

0,5

3,5

10
4

1
1

9
3

4

4

2

2

Проверочная
работа.

2.2. Содержание учебного (тематического) плана
1. Введение. ( 2 ч )
1.1 Введение. Основные цели и задачи курса. Стилистика. Текст.
Теория: Основные цели и задачи курса. Стилистика. Текст.
Практика: Определение темы и основной мысли текста.
2. Типы речи. Стили речи. ( 4 ч )
2.1 Типы речи. Стили речи. Стилистические этюды.
Теория: Типы речи. Стили речи.
Практика: Написание и разбор стилистического этюда.
2.2 Как написать рецензию.
Теория: Рецензия как жанр научного стиля
Практика: Написание рецензии на просмотренный спектакль.
3. Средства выразительности речи. ( 8 ч )
3.1 Средства выразительности речи. Лингвистический анализ текста.
Теория: Средства выразительности речи.
Практика: Лингвистический анализ текста. Написание рецензии.
3.2
Виды и средства связи предложений в тексте. Цепная и
параллельная связь.
Теория: Виды и средства связи предложений в тексте. Цепная и
параллельная связь.
Практика: Определение видов и средств связи предложений в
тексте
3.3 Написание рецензии на стихотворение В. Полторацкого «Слово о
словах».
Практика: Написание рецензии на стихотворение В. Полторацкого
«Слово о словах».
4. Средства связи предложений в тексте. ( 12 ч )

4.1 Лексические, морфологические средства связи предложений в
тексте.
Теория: Лексические, морфологические средства
связи
предложений в тексте.
Практика: Лингвистический анализ текстов о языке (К.
Паустовского, С. Маршака).
4.2 Проведение «круглого стола» на тему: «Истинная любовь к своей
стране немыслима без любви к своему языку» (К. Паустовский)
Теория: Круглый стол как метод активного обучения, его цель и
задачи
Практика: Проведение «круглого стола» на тему: «Истинная
любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» (К.
Паустовский)
4.3 Вычленение проблемы, поставленной автором в тексте.
Определение авторской позиции. Подбор аргументов.
Теория: Вычленение проблемы, поставленной автором в тексте.
Определение авторской позиции. Подбор аргументов.
Практика: Лингвистический анализ текстов.
4.4 Как написать аннотацию к художественному произведению.
Теория: Как написать аннотацию к художественному
произведению.
Практика:
Написание аннотации к художественному
произведению.
4.5 Сочинение-рассуждение по главе «Дальний родственник» из книги
А.Алексина «Звоните и приезжайте». Анализ созданного текста
(рецензирование и редактирование).
Теория: Теория и практика сочинения-рассуждения на основе
прочитанного текста
Практика:
Сочинение-рассуждение
по
главе
«Дальний
родственник» из книги А.Алексина «Звоните и приезжайте». Анализ
созданного текста (рецензирование и редактирование).
5. Методика работы над текстом ( 10 ч )
5.1 Методика работы над текстом на основе речеведческих понятий
Теория: Методика работы над текстом на основе речеведческих
понятий
Практика: Определение темы, проблемы, авторской позиции и
основной мысли сочинения.
5.2 Конкурс красноречия «Мир, в котором я живу, прекрасен!»
Практика: Конкурс красноречия «Мир, в котором я живу,
прекрасен!»
Практика: Сочинение-рассуждение по фрагменту из повести
Ф.Искандера «Стоянка человека». Анализ созданного текста (рецензирование
и редактирование).
5.4 Сочинение-рассуждение по тексту А. Алексина о выборе
профессии.
Практика: Сочинение-рассуждение по тексту А. Алексина о выборе
профессии.

5.5 Сжатое изложение по тексту С.Львова «Грустная коллекция».
Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование).
Практика: Сжатое изложение по тексту С.Львова «Грустная
коллекция». Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование
сжатого изложения)
6. Публицистический стиль. ( 10 ч )
6.1 Публицистический стиль. Репортаж.
Теория: Публицистический стиль как
функциональный стиль русского литературного языка.
Практика: Определение основных признаков публицистического
стиля речи
6.2 Написание учащимися сжатого изложения по тексту о том, как
добиться успеха (по материалам периодической печати).
Практика: Написание учащимися сжатого изложения по тексту о
том, как добиться успеха (по материалам периодической печати).
6.3
Заключительное занятие. Рефлексия. Создание коллажа
достижений.
Практика: Создание коллажа достижений.
2.3. Планируемые результаты.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тайны
словесного мастерства» позволяет добиться следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
У учащихся могут быть сформированы:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию;
умение высказывать своё мнение и аргументировать его;
мотивация к учению и познанию;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками в образовательной, исследовательской и творческой
деятельности;
волевые качества, настойчивость, готовность преодолевать
интеллектуальные и технические трудности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания и рассуждения;
креативность мышления, инициатива, находчивость.
- метапредметные результаты программы
Учащиеся получат возможность научиться:
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации;
использовать языковые нормы в различных коммуникативных
ситуациях;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги,
журналы, интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
занятиях;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всех обучающихся группы;
- доносить свою позицию до других;
- слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий
служит технология проблемного диалога);
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
(средством формирования этих действий служит организация работы в парах
и малых группах).
- предметные результаты –
Учащиеся получат возможность научиться:
- различать функционально-смысловой тип текста (по смыслу и стилю);
- знать признаки текста и его функционально-смысловых типов;
- знать основные признаки различных языковых стилей;
- уметь создавать и оценивать высказывание на лингвистическую тему в
устной и письменной форме;
- уметь анализировать особенности употребления основных единиц языка в
устной и письменной речи с точки зрения соблюдения норм и требований
выразительной речи;
- уметь составлять рецензию, аннотацию к художественному произведению;
- владеть приемами редактирования текста.
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Условия реализации программы
- материально-техническое обеспечение –
Учебные кабинеты, с возможностями использования компьютера в том
числе.
- кадровое обеспечение – Педагоги основного образования с высшим
педагогическим
образованием, отсутствием ограничений на занятие
педагогической
деятельностью,
установленных
законодательством
Российской Федерации.
- методические материалы –
Методическое обеспечение программы направленно на формирование
потребности в систематических занятиях лингвистикой.
Программа
основана
на
педагогических
технологиях
индивидуализации, игрового и группового обучения. Индивидуализация
обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку
заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы
мероприятий по организации процесса обучения в конкретных группах,
учитывающих индивидуальные особенности каждого обучающегося.

Образовательная технология проблемного обучения направлена
обеспечение возможностей развития критического мышления.

на

3.2. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы
Основной формой контроля знаний, сформированных у обучающихся в
процессе реализации данной программы являются проверочные работы,
проводимые по окончанию изучения определенного раздела.
4. Список литературы.
1.
Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности
(Элективный курс). – М.: Дрофа, 2008.
2.
Вартаньян Э.А. Из жизни слов. – М.: Просвещение, 2009.
3.
КалгановаТ.А. Сочинения различных жанров в старших классах.
– М., 2002.
4.
Морозова Н. П. Учимся писать сочинения. – М., 1987.
5.
Никитина Е.И. Русская речь. – М., 1991
6.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной
практике. (Издание десятое). – М.: Айрис Пресс, 2008.
7.
Русский язык. 5-9 классы. Изучение речеведческих понятий:
конспекты уроков, измерительные и дидактические материалы / авт.-сост.
А.А.Фешина и др. – Волгоград, 2009.
8.
Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический курс
речеведения / авт.-сост. Л.А.Кобзарёва. – Волгоград, 2008
9.
Санжадаева Г.С. Технология работы над изложением // Новые
технологии на уроках литературы: Научно-методическое пособие. – УланУдэ, 2006.
Электронные образовательные ресурсы:
1. www.drofa.ru
2. http://school-collection.edu.ru/
3. http://fcior.edu.ru
4. www.college.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».