СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МАОУ гимназии № 99 (протокол от 24 мая 2024 г. № 10) УТВЕРЖДЕНО приказом МАОУ гимназии № 99 от 24 мая 2024 г. № 62-од Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тайны словесного мастерства» Направленность: социально-педагогическая Возраст обучающихся: 15 - 16 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель Усатова Ольга Анатольевна, педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 г. «Тайны словесного мастерства» 1. Пояснительная записка. Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основе нормативных документов: Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статей: 2 (п.9, п.14, п.15, п.22), 12 (п.1ч.4; ч.5), 13 (ч.1,2), 28 (п.6 ч.3), 33 (ч.2), 55 (п.2 ч.1), 58 (ч.1), 75 (ч.1, ч.4); Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательным программам»; СанПин 2.4.4.3172-14, утверждённый Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41; Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р); Концепция развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.05.2015г. №996-р) Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тайны словесного мастерства» имеет социльно-педагогическую направленность Актуальность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тайны словесного мастерства» затрагивает лингвистические и литературоведческие проблемы, являющиеся наиболее сложными для обучающихся и вызывающие у них повышенный интерес. Актуальность ее определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, развивают творческое мышление Концептуальным положением программы является реализация подхода к преподаванию литературы как искусства слова, отказ от изучения слова вне контекста и текста вне законов языка. Изучение словесного мастерства поэтов и прозаиков позволяет ответить на многие вопросы, возникающие у учащихся. Почему общеизвестные слова приобретают в художественных произведениях особое звучание и оказывают эмоциональное воздействие на читателя? Отчего именно в художественном произведении они излучают особую поэтическую энергию? Как, вступая в сочетание с другими словами, взаимно воздействуя друг на друга, рождают образность? Эти проблемы в первую очередь затрагиваются при изучении данного курса. На практических занятиях учащиеся совершенствуют умение анализировать эпические и лирическое произведение и готовятся к творческой работе – созданию собственного стихотворного или прозаического текста; осваивают формы функционирования родного языка (устного и письменного). Содержание программы позволяет развивать общую культуру, восприятие образа и слова, предполагает знакомство с художественными возможностями, заложенными в слове, речи, тексте. Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность реализовать свой интерес к эмоционально-психологической роли художественного слова, взглянуть на восприятие литературы как на неотъемлемую часть культуры не только национальной, но и индивидуальноличностной, повысить уровень своей коммуникативной компетенции. Содержание программы способствует развитию предметных, метапредметных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, ориентирует ребенка на дальнейшее самоопределение в сфере профессионального предпочтения. Значимость программы состоит в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий. Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и ситуация успеха. Адресат программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тайны словесного мастерства» предназначена для обучающихся 9 классов в возрасте 15 – 16 лет, увлеченных языком, желающих овладеть искусством создания текста. Программа предполагает «базовый» уровень освоения программы. Количество обучающихся в группе от 7 до 25-ти человек. Режим занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю 2 учебных часа.. Объем общеобразовательной программы – 48 учебных часов. Срок освоения программы - 1 год. Перечень форм обучения: лекционная, фронтальная, индивидуальная, групповая. Перечень видов занятий: эвристическая беседа, мини – доклады, лекция, практическое занятие, тренинг. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: проверочная работа. 2.2 Цель и задачи общеразвивающей программы Цель общеразвивающей программы: создание у ученика собственной эстетической установки, в соответствии с которой он, читая художественное произведение, постигает художественный текст, создаёт собственное видение, собственную интерпретацию; формирование умений осмысления авторского текста, опыта лингвистического анализа текста и создания собственного текста с опорой на образец (развернутого и сжатого). Задачи общеразвивающей программы образовательные: - сформировать умение проводить лингвистический анализ языковых явлений, точно и грамотно отражать собственной мысли в речевом общении; - сформировать внимательное отношение к художественному слову, к художественному образу, индивидуальному мастерству художника; - научить воспринимать чужую речь как в устной, так и в письменной форме; - уметь обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственное высказывание на ее основе; развивающие: - развить навыки рецензирования и редактирования текстов; - адекватно и корректно выражать собственное мнение по отношению к фактам и явлением окружающей действительности; - обучить целостному филологическому анализу литературного произведения; - развивать собственную творческую и исследовательскую деятельность обучающихся, совершенствуя навыки написания работ различных видов и жанров; - активизировать самостоятельную работу учащихся по наблюдению за использованием языковых средств, анализу текста, моделированию (созданию) текста, трансформации (компрессии) текста, аналитической беседе; - способствовать созданию собственных стихотворных текстов; воспитательные: - развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогом и сверстниками; - формировать навыки позитивного коммуникативного общения. 2.1. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический ) план № Название Количество часов п/п раздела, темы Всег Теори Практ о я ика 1 Введение. 2 1 1 1 Основные цели и задачи курса. 2 1 1 Стилистика. Текст. 2 Типы речи. Стили речи. 4 1 3 2.1 Стилистические этюды 2 0,5 1,5 2.2 Как написать рецензию. 2 0,5 1,5 3 Средства выразительности 8 3 5 речи. Формы аттестации / контроля 3.1 3.2 3.3 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 5 5.1 5.2 5.3 5.4 Средства выразительности речи. Лингвистический анализ текста. Виды и средства связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь. Написание рецензии на стихотворение В. Полторацкого «Слово о словах». Средства связи предложений в тексте. Лексические, морфологические средства связи предложений в тексте. Проведение «круглого стола» на тему: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» (К. Паустовский) Вычленение проблемы, поставленной автором в тексте. Определение авторской позиции. Подбор аргументов. Как написать аннотацию к художественному произведению. Сочинение-рассуждение по главе «Дальний родственник» из книги А.Алексина «Звоните и приезжайте». Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование). Методика работы над текстом Методика работы над текстом на основе речеведческих понятий Конкурс красноречия «Мир, в котором я живу, прекрасен!» Сочинение-рассуждение по фрагменту из повести Ф.Искандера «Стоянка человека». Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование). Сочинение-рассуждение по тексту А. Алексина о выборе профессии. 4 2 2 2 1 1 2 2 12 3,5 8,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 4 1 3 2 1 1 2 0,5 1,5 12 2 1,5 1 10,5 1 2 2 2 2 2 2 Проверочная работа. Проверочная работа. Проверочная работа. 5.5 6 6.1 6.2 6.3 Сжатое изложение по тексту С.Львова «Грустная коллекция». Анализ созданного текста. Рецензирование и редактирование текста сжатого изложения Публицистический стиль. Публицистический стиль. Репортаж. Написание учащимися сжатого изложения по тексту о том, как добиться успеха (по материалам периодической печати). Заключительное занятие. Рефлексия. Создание коллажа достижений. 4 0,5 3,5 10 4 1 1 9 3 4 4 2 2 Проверочная работа. 2.2. Содержание учебного (тематического) плана 1. Введение. ( 2 ч ) 1.1 Введение. Основные цели и задачи курса. Стилистика. Текст. Теория: Основные цели и задачи курса. Стилистика. Текст. Практика: Определение темы и основной мысли текста. 2. Типы речи. Стили речи. ( 4 ч ) 2.1 Типы речи. Стили речи. Стилистические этюды. Теория: Типы речи. Стили речи. Практика: Написание и разбор стилистического этюда. 2.2 Как написать рецензию. Теория: Рецензия как жанр научного стиля Практика: Написание рецензии на просмотренный спектакль. 3. Средства выразительности речи. ( 8 ч ) 3.1 Средства выразительности речи. Лингвистический анализ текста. Теория: Средства выразительности речи. Практика: Лингвистический анализ текста. Написание рецензии. 3.2 Виды и средства связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь. Теория: Виды и средства связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь. Практика: Определение видов и средств связи предложений в тексте 3.3 Написание рецензии на стихотворение В. Полторацкого «Слово о словах». Практика: Написание рецензии на стихотворение В. Полторацкого «Слово о словах». 4. Средства связи предложений в тексте. ( 12 ч ) 4.1 Лексические, морфологические средства связи предложений в тексте. Теория: Лексические, морфологические средства связи предложений в тексте. Практика: Лингвистический анализ текстов о языке (К. Паустовского, С. Маршака). 4.2 Проведение «круглого стола» на тему: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» (К. Паустовский) Теория: Круглый стол как метод активного обучения, его цель и задачи Практика: Проведение «круглого стола» на тему: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» (К. Паустовский) 4.3 Вычленение проблемы, поставленной автором в тексте. Определение авторской позиции. Подбор аргументов. Теория: Вычленение проблемы, поставленной автором в тексте. Определение авторской позиции. Подбор аргументов. Практика: Лингвистический анализ текстов. 4.4 Как написать аннотацию к художественному произведению. Теория: Как написать аннотацию к художественному произведению. Практика: Написание аннотации к художественному произведению. 4.5 Сочинение-рассуждение по главе «Дальний родственник» из книги А.Алексина «Звоните и приезжайте». Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование). Теория: Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста Практика: Сочинение-рассуждение по главе «Дальний родственник» из книги А.Алексина «Звоните и приезжайте». Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование). 5. Методика работы над текстом ( 10 ч ) 5.1 Методика работы над текстом на основе речеведческих понятий Теория: Методика работы над текстом на основе речеведческих понятий Практика: Определение темы, проблемы, авторской позиции и основной мысли сочинения. 5.2 Конкурс красноречия «Мир, в котором я живу, прекрасен!» Практика: Конкурс красноречия «Мир, в котором я живу, прекрасен!» Практика: Сочинение-рассуждение по фрагменту из повести Ф.Искандера «Стоянка человека». Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование). 5.4 Сочинение-рассуждение по тексту А. Алексина о выборе профессии. Практика: Сочинение-рассуждение по тексту А. Алексина о выборе профессии. 5.5 Сжатое изложение по тексту С.Львова «Грустная коллекция». Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование). Практика: Сжатое изложение по тексту С.Львова «Грустная коллекция». Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование сжатого изложения) 6. Публицистический стиль. ( 10 ч ) 6.1 Публицистический стиль. Репортаж. Теория: Публицистический стиль как функциональный стиль русского литературного языка. Практика: Определение основных признаков публицистического стиля речи 6.2 Написание учащимися сжатого изложения по тексту о том, как добиться успеха (по материалам периодической печати). Практика: Написание учащимися сжатого изложения по тексту о том, как добиться успеха (по материалам периодической печати). 6.3 Заключительное занятие. Рефлексия. Создание коллажа достижений. Практика: Создание коллажа достижений. 2.3. Планируемые результаты. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тайны словесного мастерства» позволяет добиться следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностные результаты: У учащихся могут быть сформированы: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию; умение высказывать своё мнение и аргументировать его; мотивация к учению и познанию; - коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, исследовательской и творческой деятельности; волевые качества, настойчивость, готовность преодолевать интеллектуальные и технические трудности; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания и рассуждения; креативность мышления, инициатива, находчивость. - метапредметные результаты программы Учащиеся получат возможность научиться: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать языковые нормы в различных коммуникативных ситуациях; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, журналы, интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех обучающихся группы; - доносить свою позицию до других; - слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога); выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) (средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах). - предметные результаты – Учащиеся получат возможность научиться: - различать функционально-смысловой тип текста (по смыслу и стилю); - знать признаки текста и его функционально-смысловых типов; - знать основные признаки различных языковых стилей; - уметь создавать и оценивать высказывание на лингвистическую тему в устной и письменной форме; - уметь анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения соблюдения норм и требований выразительной речи; - уметь составлять рецензию, аннотацию к художественному произведению; - владеть приемами редактирования текста. 3. Организационно-педагогические условия 3.1. Условия реализации программы - материально-техническое обеспечение – Учебные кабинеты, с возможностями использования компьютера в том числе. - кадровое обеспечение – Педагоги основного образования с высшим педагогическим образованием, отсутствием ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. - методические материалы – Методическое обеспечение программы направленно на формирование потребности в систематических занятиях лингвистикой. Программа основана на педагогических технологиях индивидуализации, игрового и группового обучения. Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных группах, учитывающих индивидуальные особенности каждого обучающегося. Образовательная технология проблемного обучения направлена обеспечение возможностей развития критического мышления. на 3.2. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы Основной формой контроля знаний, сформированных у обучающихся в процессе реализации данной программы являются проверочные работы, проводимые по окончанию изучения определенного раздела. 4. Список литературы. 1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности (Элективный курс). – М.: Дрофа, 2008. 2. Вартаньян Э.А. Из жизни слов. – М.: Просвещение, 2009. 3. КалгановаТ.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М., 2002. 4. Морозова Н. П. Учимся писать сочинения. – М., 1987. 5. Никитина Е.И. Русская речь. – М., 1991 6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной практике. (Издание десятое). – М.: Айрис Пресс, 2008. 7. Русский язык. 5-9 классы. Изучение речеведческих понятий: конспекты уроков, измерительные и дидактические материалы / авт.-сост. А.А.Фешина и др. – Волгоград, 2009. 8. Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический курс речеведения / авт.-сост. Л.А.Кобзарёва. – Волгоград, 2008 9. Санжадаева Г.С. Технология работы над изложением // Новые технологии на уроках литературы: Научно-методическое пособие. – УланУдэ, 2006. Электронные образовательные ресурсы: 1. www.drofa.ru 2. http://school-collection.edu.ru/ 3. http://fcior.edu.ru 4. www.college.ru