СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МАОУ гимназии № 99 (протокол от 29 августа 2024 г. № 1) УТВЕРЖДЕНО приказом МАОУ гимназии № 99 от 31 августа 2024 г. № 86-од Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Арт-студия «Мозаика» Возраст обучающихся: 11-14 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Салимова Майя Валерьевна, педагог дополнительного образования Екатеринбург 2024 • • • • • • • • • 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на основе нормативных документов: Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р; Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021; Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области № 219-д от 04.03.2022 «О внесении в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 № 934-д; Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р. Направленность общеразвивающей программы: художественная. Актуальность В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой 2 активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. В программе представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие овладению различными художественными навыками, техниками и инструментами, способствующих развитию художественных способностей. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Арт-студия «Мозаика» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию общей культуры и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на развитие художественноэстетического вкуса, понимания красоты окружающего мира, воспитание культуры чувств, как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. Адресат программы Программа Арт-студия «Мозаика» рассчитана на обучающихся 11-14 лет. Количество в группе от 12 до 15 человек. Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю по 4 часа. Объем общеразвивающей программы – 296 часов. Срок освоения программы - 1 год. Программа предполагает ознакомительный «стартовый» уровень освоения программы. Предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, обучение технике ведения игры. Перечень форм обучения: индивидуальные и групповые. Перечень видов занятий: мастер-класс, групповое занятие. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: выставка, творческий отчет. Цель программы: развитие компетенций в области искусства и художественной культуры. Задачи программы: образовательные: познакомить с понятиями релаксационного рисования для медитации и вдохновения; обучить передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров; выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы. обучить технике оверлеппинга, дудлинга, зентангла развивающие: развитие мелкой моторики и координации системы глаза -руки; закреплять приобретенные умения и навыки художественно – творческой деятельности и показывать детям широту их возможного применения; 3 воспитательные: формировать эстетическое воспитание и отношение к окружающим людям, стремление к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности. формировать ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию. 2.Учебный план № Наименование Количество часов раздела, темы Теори Практик Форма Всего аттестации/контроля я а 1 Введение 2 1 1 2 Интерьер и 33 10 23 экстерьер 2.1. Точка схождения 9 2 7 2.2. Перспектива 6 2 4 линейная и воздушная Взаимоанализ работ 2.3. Средневековый 6 2 4 замок 2.4. Улица с домами 6 2 4 2.5. Свободное 6 2 4 творчество «Городской пейзаж» 3. Пейзаж 33 10 23 3.1. Знакомство с 9 2 7 пейзажами Анализ работ великих мастеров 3.2. Городской пейзаж 6 2 4 3.3. Морской пейзаж 6 2 4 Взаимоанализ работ 3.4. Пейзаж времен 2 4 Выставка работ 6 года 3.5. Пейзаж с натуры 6 2 4 4. Рисование 39 12 27 пластилином 5. Натюрморт. Основы рисования 25 8 17 единичных Взаимоанализ работ объектов. Выставка работ. 5.1. Знакомство с натюрмортами 4 1 3 великих мастеров 4 5.2. Букет осенних листьев 5.3 Натюрморт с фруктами 5.4. Чайник с чашкой 5.5. Овощи 5.6. Постановочный натюрморт 5.7. Букет сирени 5.8. Свободное творчество 6. Рисуем человека. 6.1. Пропорции тела человека 6.2. Девочка принцесса 6.3. Лицо в фас 6.4. Профиль человека 6.5. «Все люди разные» 6.7. Подвижная модель человека 6.8. Свободное творчество «Создай портрет сказочного героя» 7. Русские народные промыслы. Роспись. 7.1. Гжель 7.2. Хохломская роспись 7.3. Городецкая роспись 7.4. Урало-сибирская роспись. 8 Птицы 9 Мотивы для зендудла 10 Мир Растений и животных. 11 Бескрайний пейзаж 1 2 3 1 2 3 3 3 1 1 1 2 2 2 3 1 2 3 1 2 30 9 6 1 21 5 6 2 3 3 1 1 3 1 3 1 3 4 2 2 2 Анализ работ 2 4 6 2 19 4 11 7 2 2 5 2 2 2 2 2 8 8 7 9 Анализ работ 8 7 Анализ работ 8 7 Выставка работ 4 4 4 15 18 15 15 Выставка работ Анализ работ 5 12 13 Символы архитектура Рисование единичных объектов и 15 13 4 11 2 11 Анализ работ Взаимоанализ работ Контражур и Анализ работ 11 4 7 силуэт Взаимоанализ работ 15 Реалистичность 14 7 7 16 Выставочная Выставка работ 4 0 4 деятельность Всего 296 103 193 3.Содержание учебного плана 1. Введение в программу. Теория. Вводный инструктаж по ОТ. Введение в образовательную программу 1 года обучения «Арт-студия «Мозаика»», цели и задачи, содержание и порядок работы. Беседа с детьми. Первичный инструктаж на рабочем месте. Источники наших знаний об изобразительном искусстве. Проведение первичного инструктажа ПДД. Инструменты, необходимые для работы объединения Практика. Опрос. 2. Интерьер и экстерьер. 2.1. Точка схождения. Теория. Познакомить с понятием точка схождения, умения ее определять. Практика. Выполнение набросков и эскизов. 2.2. Перспектива линейная и воздушная. Теория. Знакомство с линейной и воздушной перспективой. Практика. Выполнение эскизов перспективы. 2.3. Средневековый замок. Теория. Продолжить знакомство с воздушной и линейной перспективой. Практика. Выполнение рисунка «Средневековый замок». 2.4. Улица с домами. Теория. Продолжить знакомство с воздушной и линейной перспективой. Понятие светотень. Практика. Рисунок «Улица с домами». 2.5. Свободное творчество: «Городской пейзаж». Теория. Напомнить все приемы рисования дорог и улиц с применением линейной и воздушной перспективы. Познакомить с мелкими деталями в экстерьере. Научить видеть их. Практика. Выполнение работы. 3. Пейзаж. 3.1. Знакомство с пейзажами великих мастеров. Теория. Знакомство с пейзажами великих мастеров. Практика. Презентация проекта. 14 6 3.2. Городской пейзаж. Теория. Цветовые особенности городского пейзажа. Практика. Выполнение работ. 3.3. Морской пейзаж. Теория. Знакомство с особенностями цветового перехода воды и неба. Практика. Выполнение работ. 3.4. Пейзаж времен года. Теория. Особенности деталей в пейзаже разных времен года. Практика. Выполнение пейзажей разных времен года. 3.5. Пейзаж с натуры. Теория. Посторенние пейзажа. Практика. Выполнение пейзажа с натуры. 4.Рисование пластилином. Теория. Знакомство с техникой рисования пластилином. Практика. Выполнение работ с применением пластилина. 5.Натюрморт. Основы рисования единичных объектов. 5.1. Знакомство с натюрмортами великих мастеров. Теория. Знакомство с натюрмортами великих мастеров. Практика. Защита проекта. 5.2. Букет осенних листьев. Теория. Пропорция изображаемого предмета, форма в целом. Практика. Выполнение рисунка: «Букет осенних листьев». 5.3. Натюрморт с фруктами. Теория. Знакомство с дальним и ближним планом. Практика. Рисунок «Натюрморт с фруктами». 5.4. Чайник с чашкой. Теория. Повторение темы: Объем предмета. Практика. Выполнение натюрморта: «Чайник с чашкой». 5.5. Овощи. Теория. Повторение темы: «Светотень». Практика. Выполнение натюрморта: «Овощи». 5.6. Постановочный натюрморт. Теория. особенности рисования с натуры. Практика. Рисование натюрморта. 5.7. Букет сирени. Теория. Тоновые переходы в цветном рисунке. Практика. Выполнение натюрморта: «Букет сирени». 5.8. Свободное творчество. Теория. Особенности рисования натюрморта. Практика. Выполнение натюрморта на свободную тему. 6. Рисуем человека. 6.1. Пропорции тела человека. Теория. Основные пропорции тела человека. Практика. Выполнение работ. 7 6.2.Девочка-принцесса. Теория. Особенности фигуры девочки. Практика. Выполнение работ. 6.3. Лицо фас. Теория. Закономерности рисования лица человека в фас. Практика. Выполнение работ. 6.4. Профиль человека. Теория. Закономерности рисования профиля человека. Практика. Рисунок человека в профиль. 6.5. «Все люди разные». Теория. Национальные особенности людей. Практика. Выполнение работ. 6.6. Подвижная модель человека. Теория. Знакомство с частями тела человека. Практика. Изготовление подвижной модели. 6.7. Свободное творчество «Создай портрет сказочного героя». Теория. Повторение техник рисования, акцентов на сказочных героев. Практика. Выполнение работы «Сказочный герой». 7.Русские народные промыслы. Роспись. 7.1. Гжель. Теория. Знакомство с гжелью. Практика. Рисование элементов и общих композиций в росписи гжель. 7.2. Хохломская роспись. Теория. Знакомство с хохломской росписью. Практика. Рисование элементов и общих композиций в технике хохлома. 7.3. Городецкая роспись. Теория. Знакомство с городецкой росписью. Практика. Рисование птиц, животных и цветов. 7.4. Урало-сибирская роспись. Теория. Особенности Урало-сибирской росписи. Цветовая растяжка. Практика. Выполнение рисунка с элементами цветовой растяжки. 8. Птицы. Теория. Понятие « стиль Стимпанк». Объяснение, схема рисунков, демонстрация образцов работ. Практика. Схема рисунка, разбивка на отдельные фрагменты, роспись – заполнение пространства . Материал: бумага, гелевые ручки. 9. Мотивы для зендудла. Теория. Понятие «Зендудл». Практика. Изготовление шаблонов птиц и животных. Материал: бумага, гелевые ручки. 10. Мир Растений и животных. Теория. Особенности элементов растительного и животного мира. Практика. Рисование «Цветок лотоса», «Слон», «Носорог». Материал: бумага, гелевые ручки. 8 11. Бескрайний пейзаж. Теория. Понятие «Перспектива». Составление рисунка с элементами линейной перспективы. Практика. Выполнение работы в цвете. Материал: бумага, акварель. 12. Символы и архитектура. Теория. Элементы архитектуры. Знакомство с историей и архитектурой Храма Василия Блаженного. Практика. Схема рисунка, разбивка на отдельные фрагменты, роспись – заполнение пространства, передача контраста крупных и мелких деталей. Материал: бумага, акварель. 13. Рисунок с натуры: рисование единичных объектов. Теория. Понятие «Скетчинг». Особенности рисования предметов из разных материалов. Практика. Рисунок с натуры различными средствами; тушью, акварелью, углем, карандашом. Материал любой. 14. Рисунок с натуры: крупные предметы. Теория. Понятие «Акварельный скетчинг». Передача оттенков от самого темного до самого светлого. Практика. Акварельный рисунок; стул садовый, автомобиль, дверь. Материал: бумага, акварель. 15. Рисунок с натуры: реалистичность Теория. Объяснение способа придания рисунку более реального вида. Практика. Рисунок. Живопись. «Башмак из кожи», «Стеклянный стакан», «Металлическая кастрюля». Материал любой. 16. Выставочная деятельность. Теория. Знакомство с понятием выставка. Практика. Оформление работ для выставки. 4. Планируемые результаты освоения программы Личностные: сформировано терпение, усидчивость, трудолюбие, целеустремленность; сформированы навыки коллективной работы; сформировано стремление к творческой активности. Метапредментные: развита мелкая моторика и координации системы глаза -руки; приобретены умения и навыки художественно - творческой деятельности и знают широту их возможного применения. Предметные: умеют выполнять самостоятельно натюрморт с любыми предметами, пейзаж в любой технике, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет; передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе; видеть, что такое главное, второстепенное, композиционный центр; передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров; выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы; 9 принимают участие в конкурсах, выставках изобразительного искусства и декоративно прикладного творчества; создавать предметы для украшения интерьера; создавать сувениры и подарки своими руками. 5. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы №/ Оборудование % № использования Единица Количество в ходе измерения на группу реализации программы 1 Учебный кабинет (включая типовую 1 100% мебель) 2 Бумага белая А3 уп 4 100% 3 Картон белый А2 шт 4 100% 4 Картон цветной А2 шт 10 100% 5 Клей карандаш шт 10 100% 6 Клей ПВА шт 10 100% 7 Цветные карандаши набор 10 100% 8 Акварельные набор 5 100% карандаши 9 Кисти шт 15 100% 10 Гуашь набор 15 100% 11 Акварель набор 15 100% 12 Фломастеры набор 10 100% 13 Восковые мелки набор 20 100% 14 Пластилин набор 15 100% 15 Ножницы шт 15 40% 16 Линейка шт 15 40% Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования с высшим педагогическим образованием, отсутствием ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. Методические материалы Методическое обеспечение программы направленно на формирование , создание условий для творческого развития учащихся и предусматривает их дифференциацию по степени их возможностей. Программа основана на педагогических технологиях индивидуализации, игрового и группового обучения. Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку заданий различного уровня трудности и объѐма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных группах, учитывающих индивидуальные особенности каждого учащегося. 10 Пошаговые схемы рисования изображаемых предметов; Репродукции картин великих художников и мастеров живописи; Наглядноиллюстративный материал (выставочные работы детей и педагога); Таблицы по цветоведению; Таблицы последовательности выполнения графических работ; Таблицы последовательности выполнения живописных работ; Дидактический, раздаточный материал (шаблоны, трафареты и т.д.) . Оценочные материалы включают различные диагностические материалы (карты, тесты, индивидуальные задания и т.д.), разработанные критерии оценки. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Выставки творческих работ учащихся в конце учебного года в школе, районе, городе в течении учебного года. 6. Литература для педагога 1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. – М., 1985. 2. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. – Л., 1987. 3. Волков И.П. Художественная студия в школе. – М., 1993. 4. Волков Н.П. Композиция в живописи. – М., 1977. 5. Вийранд Т. Молодежи об искусстве. – М., 1990. 6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991. 7. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1987. 8. Гаррисон Хейзл. Рисунок и живопись. – М.: Эксмо.2005. 9. Даниэль С.М. Искусство видеть. – М., 1990. 10. Медведев Л.Г. Формирование графического - художественного образа на занятиях по рисунку. – М., 1986. 11. Мигунов А.С. Художественный образ. – М., 1980. 12. Неменский Б. М. Мудрость красоты. – М., 1987. 13. Прете, Капальдо. Творчество и выражение. – М.,1985. 185с 14. Розетт Н.М. Психология фантазии. – М., 1991.200с 15. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. – М.: Академия,2002. 220с 16. Толстых А.В. Искусство понимать искусство. – М., 1990. 180с Литература для учащихся 1. Алексеевская Н.А. Озорной карандаш. – М.: Лист,1998. 150с 2. Гаррисон Хейзл. Рисунок и живопись. – М.: Эксмо,2005. 200с 3. Королѐва И.А. Давай учиться рисовать. – М., 1993. 4. Кортчмарош П. Карандаш–волшебник. – Минск. НПФ, 1994. 170с 5. Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребѐнке. – М., 2008. 200с 6. Левин В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. – М.: Знание, 1988. 280с 7. Левин С.Д. Ваш ребѐнок рисует / С.Д. Левин – М.: Советский художник, 1979. 170с 11 8. Прете, Капальдо. Творчество и выражение. – М.,1985.185с 9. Первые встречи с искусством. – М.: Искусство в школе, 1995.360с 10. Силивон В.А. Когда ребенок рисует. – М., 1990. 200с Электронные источники 1. Виртуальный музей живописи [Электронный ресурс]http://www.googleartproject.com http://smallbay.ru/ 2. Русский музей: виртуальный филиал [Электронный ресурс]http://www.virtualrm.spb.ru 3. Лувр [Электронный ресурс]http://louvre.historic.ru 4. ART&Photo. Галереи живописи и фото российских и зарубежных художников в жанрах: пейзаж, портрет, фэнтези, природа, и др. [Электронный ресурс]http://www.artandphoto.ru/ " 12