РП Футбол

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МАОУ гимназии № 99
(протокол от 29 августа 2024 г. № 1)

УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ гимназии № 99
от 31 августа 2024 г. № 86-од

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Футбол»
Возраст обучающихся: 11-18 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Пагина Юлия Константиновна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург
2024

1.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основе
нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», статей: 2 (п.9, п.14, п.15, п.22), 12 (п.1ч.4; ч.5), 13
(ч.1,2), 28 (п.6 ч.3), 33 (ч.2), 55 (п.2 ч.1), 58 (ч.1), 75 (ч.1, ч.4);
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительной общеобразовательным программам»;
СанПин
2.4.4.3172-14,
утверждѐнный
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41;
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014
года № 1726-р);
Концепция развития и воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.05.2015г. №996-р)
Федеральный проект «Спорт – норма жизни» (01.01.2019 – 31.12.2024).
Направленность общеразвивающей программы: физкультурноспортивная.
Актуальность
Вовлечение населения Свердловской области в систематические
занятия физической культурой и спортом является ключевым вопросом, от
успешности решения которого зависит эффективность реализации
государственной политики в сфере физической культуры и спорта и
достижение запланированных показателей социально-экономического
развития нашего региона на долгосрочную перспективу.
Огромное значение для здоровья имеют систематические занятия
физкультурой. Общеизвестно, что это - верный путь к активному
долголетию, здоровью, физическому совершенству, источник жизненной
энергии, творческой активности и высокой работоспособности.
Футбол — один из игровых видов спорта в программах физического
воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений. Он включѐн в
урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной
работе — это занятия в спортивной секции по футблу, физкультурномассовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном
учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять
двигательные действия, быстро бегать, мгновенно менять направление и
скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью, точно управлять
мячом. Занятия футболом улучшают работу сердечно-сосудистой и
дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность
суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное
взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и
периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
2

Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в
футбол требует от занимающихся максимального проявления физических
возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретѐнными
навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность,
бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности,
коллективизма,
скорость
принятия
решений.
Благодаря
своей
эмоциональности игра в футбол представляет собой средство не только
физического развития, но и активного отдыха.
В программе представлены доступные для обучающихся упражнения,
способствующие овладению элементами техники и тактики игры в футбол,
способствующих развитию физических способностей.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Футбол» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию
культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательнообразовательного процесса. Основная идея программы заключается в
мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в
формировании потребности сохранения физического и психического
здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности
человека.
Адресат программы
Программа «Футбол» рассчитана на обучающихся 11-18 лет.
Количество обучающихся в группе от 15 до 20 человек.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа.
Объем общеразвивающей программы – 148 часов.
Срок освоения программы – 1 год.
Программа предполагает ознакомительный «стартовый» уровень
освоения программы. Предполагает развитие и совершенствование у
занимающихся основных физических качеств, формирование различных
двигательных навыков, укрепление здоровья, обучение технике ведения
игры.
Перечень форм обучения: индивидуальные и групповые.
Перечень видов занятий: мастер-класс, групповое занятие.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: соревнования.
Цель программы: физическое развитие и укрепление здоровья
воспитанников посредством приобщения к регулярным занятиям футболом.
Задачи программы:
образовательные:

ознакомиться с основными правилами игры в футбол;
развивающие:

способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата,
развитию быстроты, гибкости, ловкости;
3








развивать координационные способности и силу воли; содействовать
правильному физическому развитию и разносторонней физической
подготовленности;
воспитательные:
воспитать чувство ответственности, коллективизма, уважения к партнеру и
сопернику;
воспитывать культуру поведения;
прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям
физкультурой и спортом;
пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к
проведению спортивных мероприятий.

2. Учебный (тематический) план
№
п/п

Название раздела, темы
Тема занятия

1. Теоретическая подготовка
1.1. Правила техники безопасности
при проведении занятий.
1.2. История рождения и развития
Футбола. Правила соревнований.
Понятие о правах и обязанностях
участников спортивных игр и
состязаний.
2. Общая физическая подготовка
2.1. Развитие силы. Круговая
тренировка. Подвижные игры.
2.2. Развитие быстроты. Круговая
тренировка. Подвижные игры.
2.3. Развитие выносливости.
Круговая тренировка.
Подвижные игры.
2.4. Развитие ловкости. Круговая
тренировка. Подвижные игры.
2.5. Развитие гибкости. Круговая
тренировка. Подвижные игры.
3. Техническая подготовка
3.1. Передвижения и остановки.
3.2. Удары по мячу.
3.3. Остановки мяча.
3.4. Ведение мяча и обводка

Количество часов
Всего Тео Прак
рия тика
36
30
6
16
16
20

14

6

38
7

38
7

7

7

7

7

7

7

10

10

48
5
5
5
5

8
1
1
1
1

40
4
4
4
4

Формы
аттестации
/контроля
Зачет
Зачет

Тестирование
Тестирование
Тестирование
Тестирование
Тестирование
Зачет
Зачет
Зачет
Зачет
4

Отбор мяча
Учебно-тренировочная игра по
упрощенным правилам.
3.7. Выполнение комбинаций из
освоенных элементов техники
перемещений и владения мячом.
3.8. Командные действия в
нападении. Игра вратаря.
3.9. Групповые действия в защите.
Индивидуальные, групповые и
командные действия в защите.
3.10. Организация и проведение
соревнований. Разбор
проведѐнных игр. Устранение
ошибок.
4. Соревнования по футболу
3.5.
3.6.

5
5

1
1

4

4

5

1

4

5

1

4

2

3

Командный
зачет
Командный
зачет

4

Командный
зачет

26

26

Соревнован
ия

148 часов
3.

1

Зачет
Командный
зачет
Командный
зачет

4

5. Итого

№

4
4

Темы

Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности
Количество часов

Всего
ТБ. Передачи мяча 2
внутренней
частью
стопы. Остановка мяча
сверху стопой. Игра в
футбол.
ТБ. Передачи мяча 2
внутренней
частью
стопы. Остановка мяча
сверху стопой. Игра в
футбол.
Разминка.
Беговые 2
упражнения
с
изменением скорости и
направления. Передачи
внутренней
частью
стопы с остановкой.
Игра в футбол.
ОРУ.
Беговые 2
упражнения
с
изменением скорости и
направления. Передачи
внутренней
частью

Теория
2

Форма
контроля
Практика
Беседа,
инструктаж,
выполнение
упражнений
Беседа,
инструктаж,
выполнение
упражнений

2

1

2

выполнение
упражнений

1

выполнение
упражнений

5

4
5

6

7

8

9

10
11

12

13
14

стопы.
Остановка
мяча. Игра в футбол
Разминка. ОФП
2
Передачи
мяча
внутренней
частью
стопы. Остановка мяча
сверху стопой. Игра в
футбол.
ОРУ.
Беговые
упражнения
с
изменением скорости и
направления.
Передачи. Остановка
мяча. Игра.
ОРУ.
Беговые
упражнения
с
изменением скорости и
направления. Передачи
мяча. Остановка мяча.
Игра в футбол.
ОРУ.
Беговые
упражнения
с
изменением скорости и
направления.
Передачи. Остановка
мяча. Игра в футбол.
Разминка.
Беговые
упражнения
с
изменением скорости и
направления. Передачи
внешней и внутренней
частью стопы. Игра в
футбол.
Разминка. ОФП

2

2
1

2

1

выполнение
упражнений
выполнение
упражнений

2

выполнение
упражнений

2

1

1

выполнение
упражнений

2

1

1

выполнение
упражнений

2

1

1

выполнение
упражнений

2

Разминка.
Беговые 2
упражнения
с
изменением скорости и
направления. Передачи
внешней и внутренней
частью стопы. Игра в
футбол.
Разминка.
2
Жонглирование мячом.
Ведение мяча. Игра в
футбол
ОФП. Игра в футбол.
2
Разминка.
2
Жонглирование мячом.
Ведение мяча. Игра в

2
1

1

выполнение
упражнений

2

выполнение
упражнений

2

выполнение
упражнений
выполнение
упражнений

2

6

15

16

17

18
19

20

21

22
23

24
25

26

27

28

29
30
31

футбол
Разминка.
Беговые
упражнения
с
изменением скорости и
направления. Передачи
внешней и внутренней
частью стопы. Игра в
футбол.
Удары
по
мячу
внутренней
частью
стопы. ТБ при игре в
футбол. Игра в футбол.
Удары
по
мячу
внутренней
частью
стопы. ТБ при игре в
футбол. Игра в футбол.
Разминка. ОФП
Разминка.
Жонглирование мячом.
Ведение мяча. Игра в
футбол
Разминка.
Жонглирование мячом.
Ведение мяча. Игра в
футбол
Удары
по
мячу
внутренней
часть
стопы.
Разминка. ОФП
Удары
по
мячу
внутренней
часть
стопы.
Удары
по
мячу
внешней часть стопы
Удары
по
мячу
внешней
частью
стопы.
Удары
по
мячу
внешней и внутренней
частью стопы.
Удары
по
мячу
внешней и внутренней
частью стопы
Удары
по
мячу
внешней и внутренней
частью стопы
Отработка
навыка
паса.
Соревнование
по
футболу.
Сдача
контрольных

2

2

1

2

2
2

1

2

1

2

выполнение
упражнений

1

выполнение
упражнений

2

выполнение
упражнений

1
2

выполнение
упражнений

1

выполнение
упражнений

2

2

выполнение
упражнений

2
2

2
1

1

2

2

2

2

2

1

2

2

1

2

выполнение
упражнений
выполнение
упражнений
выполнение
упражнений

1

выполнение
упражнений

2

выполнение
упражнений

1

выполнение
упражнений

2

выполнение
упражнений
выполнение
упражнений
выполнение

2

1

1

2

1

1

7

32

33

34

35

36

37
38
39

40

41
42

43
44
45
46

47

нормативов. Игра в
футбол.
Сдача
контрольных
нормативов. Игра в
футбол.
Упражнения
на
чувство
мяча.
Тренировочная игра
Разминка.
Беговые
упражнения
с
изменением скорости и
направления. Передачи
внешней и внутренней
частью стопы. Игра в
футбол.
Беговые упражнения с
изменением скорости и
направления. Передачи
мяча. Остановка мяча.
Игра в футбол.
Разминка.
Жонглирование мячом.
Ведение мяча. Игра в
футбол
ОФП. Игра в футбол.
Развитие
быстроты
перемещения.
Развитие
быстроты.
Разбор
игровых
ситуаций.
Защитные
действия.
Подводящие
упражнения
для
нападающих действий.
Учебная игра
Отработка
угловых
ударов.
Упражнения
на
чувство
мяча.
Тренировочная игра
Отработка
навыка
паса.
Соревнование
по
футболу.
Игровая тренировка.
Упражнения
на
укрепление
связок,
задействованных при
ударе по мячу
Упражнения
на

упражнений
2

выполнение
упражнений

1

выполнение
упражнений

2

выполнение
упражнений

1

выполнение
упражнений

2

2

выполнение
упражнений

2

2

выполнение
упражнений

2

2

2

2

1

2

2

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

2

2
2

2

2
2

1

2
1

2

1

1
8

48

49

50
51
52
53

54
55

56
57
58
59
60

61

62

63
64

65
66
67
68

контроль мяча.
Развитие
силовых
качеств посредством
подвижных
игр
с
элементами футбола.
Сдача
контрольных
нормативов. Игра в
футбол.
Отработка точности и
силы удара мяча.
Развитие
быстроты
перемещения.
Тренировочная игра.
Упражнения
на
укрепление
связок,
задействованных при
ударе по мячу
Отработка
угловых
ударов.
Защитные
действия.
Подводящие
упражнения
для
нападающих действий.
Учебная игра
Тренировочная игра.
Упражнения
на
контроль мяча.
Отработка точности и
силы удара мяча.
Игровая тренировка.
Улучшение
частоты
движений, увеличение
силы ног.
Упражнения
на
укрепление
связок,
задействованных при
ударе по мячу
Развитие
быстроты.
Разбор
игровых
ситуаций.
Тренировочная игра.
Улучшение
частоты
движений, увеличение
силы ног.
Игровая тренировка.
Отработка
угловых
ударов.
Упражнения
на
контроль мяча.
Упражнения
на
чувство
мяча.

2

1

1

2

1

1

2

2

2

1

1

2
2

1

2
1

2
2

2
1

2
2
2
2
2

1

2
2
1

1

1

2
1

2

2

2

1

1

2
2

1

2
1

2
2

2
2

2

2

2

1

1
9

69

70

71

72

73
74

Тренировочная играю
Развитие
быстроты.
Разбор
игровых
ситуаций.
Развитие
силовых
качеств посредством
подвижных
игр
с
элементами футбола.
Улучшение
частоты
движений, увеличение
силы ног.
Контрольное
испытание по общей
физической
подготовке.
духсторонняя
контрольная игра.
Соревнование
по
футболу
Соревнование
по
футболу
Итого

2

2

2

1

2

2

1

2

1

1

2

2

2

2

148

38

выполнение
упражнений
выполнение
упражнений

110

4. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
 Спортивный зал
 Мячи футбольные 10 шт.
 Насос с иглой для надувания мячей
 Ворота футбольные 2 шт.
 Стойки для обводки
 Презентации по спортивным играм (футбол)
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования с высшим педагогическим
образованием, отсутствием ограничений на занятие педагогической
деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.
Методические материалы
Методическое обеспечение программы направленно на формирование
потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом,
гарантирующих охрану и укрепление здоровья. Схемы и плакаты освоения
техники баскетболиста. Правила баскетбола.
Программа
основана
на
педагогических
технологиях
индивидуализации, игрового и группового обучения. Индивидуализация
обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку
заданий различного уровня трудности и объѐма, разработку системы
мероприятий по организации процесса обучения в конкретных группах,
10

учитывающих индивидуальные особенности каждого обучающегося.
Образовательная технология разноуровнего обучения направлена на
обеспечение равных возможностей получения качественного образования
всем обучающимся с учѐтом разного уровня физической подготовки и
физического развития.
Оценочные
материалы включают
различные
диагностические
материалы (карты, тесты, индивидуальные и групповые задания и т.д.),
разработанные критерии оценки.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Способы определения результативности
образовательной программы
Контрольные и товарищеские игры. Первенства гимназии, города,
области. Прием контрольных нормативов (промежуточная и итоговая
аттестация обучающихся) проводится два раза в год: в начале учебного года
(октябрь) и в конце учебного года (май).
Нормативы
общей физической и специальной физической подготовки на этапе
ознакомительного уровня освоения программы
Развиваемое
физическое качество
Быстрота
Скоростно-силовые
качества

Контрольные упражнения (тесты)
юноши
девушки
Бег на 20 м (не более 4,5 с)
Бег на 20 м (не более 4,7 с)
Скоростное ведение мяча 20 м Скоростное ведение мяча 20 м
(не более 11,0 с)
(не более 11,4 с)
Прыжок в длину с места
Прыжок в длину с места
(не менее 130 см)
(не менее 115 см)
Прыжок вверх с места со
Прыжок вверх с места со
взмахом руками
взмахом руками
(не менее 24 см)
(не менее 20 см)

5. Список литературы
Литература для педагога
1.
Голомазов В.А., Ковалев В.Д., Мельников А.Г. Баскетбол в
школе. Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 1976. 111 с.
2.
Киселев П.А., Кисилева С.Б. Справочник учителя физической
культуры. Волгоград: Учитель, 2011. 251 с.
3.
Колодиницкий Г.А., Кузнецов В.С. Внеурочная деятельность.
Баскетбол: пособие для учителей и методистов. М.: «Просвещение», 2013.
112 с.
4.
Примерные программы по учебным предметам. Физическая
культура. 5-9 классы: проект. М.: «Просвещение», 2011. 61 с.

11

5.
Распоряжение Правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.
«Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020года».
Доступ из информационно-правового портала «Гарант.ру».
6.
Спорт – норма жизни [Электронный ресурс] URL:
https://norma.sport/ (дата обращения: 28.06.2021).

12

13

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».