СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МАОУ гимназии № 99 (протокол от 29 августа 2024 г. № 1) УТВЕРЖДЕНО приказом МАОУ гимназии № 99 от 31 августа 2024 г. № 86-од Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественная обработка древесины» Возраст обучающихся: 11-15 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Решетников Сергей Вениаминович, педагог дополнительного образования Екатеринбург 2023 • • • • • • • • • Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на основе нормативных документов: Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р; Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021; Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области № 219-д от 04.03.2022 «О внесении в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 № 934-д; Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р. Направленность общеразвивающей программы: техническая. Актуальность предлагаемой общеразвивающей программы определяется тем, что в настоящее время повышается интерес к различным видам декоративно-прикладного и технического творчества. Содержание программы не только раскрывает многогранные возможности декоративно-прикладного творчества и приобщает к миру искусства, но и стимулирует развитие потенциальных возможностей детской фантазии, творческого воображения, художественно-творческих способностей, а также позволяет показать новые способы совмещения нескольких видов прикладного творчества, тем самым максимально разнообразив творческую деятельность обучающихся. Работа по данной программе предоставляет возможность каждому ребенку самостоятельно, опираясь на свою фантазию и творческое мышление, реализовать задуманную им идею. Адресат программы Программа «Художественная обработка древесины» рассчитана на учащихся 11-15 лет, а также их родителей. Количество в группе от 12 до 15 человек. Режим занятий Занятия проводятся 1раз в неделю по 4 часа. Объем общеразвивающей программы 74 часа. Срок освоения программы - 1 год. Программа предполагает ознакомительный «стартовый» уровень освоения программы. Предполагает улучшение знаний, умений и навыков в сфере технического творчества. Перечень форм обучения: индивидуальные и групповые. Перечень видов занятий: мастер-класс, групповое занятие. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: 1. Выставки детского творчества 2. Участие детей в районных, областных выставках декоративноприкладного творчества, конкурсах различного уровня. 3. Итоговая аттестация. Цель программы: формирование знаний, первоначальных умений и навыков в области технического творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка. Задачи программы: обучающие: формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма; формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности; формировать представление о народных художественных промыслах, расположенных на территории России; формировать навыки безопасной работы при художественной обработке древесины; развивающие: развитие речи: обогащение и усложнение еѐ словарного запаса; усложнение еѐ смысловой функции; развитие мышления: учить анализировать, выделять главное; учить сравнивать, обобщать и систематизировать; развитие сенсорной сферы: развитие глазомера, точности и ориентировки в пространстве; развитие двигательной сферы: развитие моторики мелких мышц – умение управлять своими двигательными действиями; развитие двигательной сноровки, соразмерность движений. воспитывающие: воспитание трудолюбия и приобщить детей к истокам русской народной культуры; воспитание высокой коммуникативной культуры; воспитание толерантного сознания подрастающего поколения. 2.Учебный план № Количество часов Формы аттеста п/п Темы Теория Практик Всег ции а о контрол я I. 1. 2. 3. 4. Выпиливание лобзиком и резьба по дереву Охрана труда, электробезопасность и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Основы материаловедения. Виды резьбы по дереву. Выпиливание лобзиком как разновидность оформления изделия. 4 9 13 опрос 1 1 1 1 виктори на 1 1 опрос опрос 0,5 0,5 0,5 0,5 5. Материалы, инструменты и приспособления. 6. Технические приѐмы выпиливания орнамента, контурной и геометрической резьбы 1 1 7. Сборочные и отделочные работы. 1 1 опрос зачѐт 8. Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком и резьбы 9. Работа над конструкцией изделия. 10. зачѐт 1 1 зачѐт 1 2 Построение орнамента. 1 1 11. Конструирование различных изделий. 1 1 12. Техника выполнения различных изделий. 0,5 0,5 13. Отделка изделия. 1 1 зачѐт 14. Изготовление изделия. 0,5 0,5 зачѐт II. Художественное выжигание 4 7 11 15. Декорирование изделий выжиганием. 1 1 2 Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. 1 1 2 17. Основы композиции. 1 0,5 1,5 опрос 18. Подготовка инструмента к работе. 1 1 опрос 0,5 0,5 зачѐт 19. Технология декорирования художественных изделий выжиганием. 20. Основные приѐмы выжигания. 1 1 опрос 21. Техника выполнения приѐмов выжигания 1 1 виктори на 22. Отделка изделия. 1 1 опрос 23. Изготовление изделий и 1 1 опрос 16. 1 зачѐт опрос зачѐт декорирование их выжиганием. III. Токарная обработка древесины 4 24. Устройство токарного станка по обработке древесины. 1 1 опрос 25. Режущие и измерительные инструменты. 1 1 зачѐт 1 1 зачѐт 26. Правила техники безопасности при работе на токарном станке по обработке древесины. 1 зачѐт 27. Способы и приемы работы на токарном станке по обработке древесины. Пробное точение (на отходах материалов). 1 зачѐт 28. Способы и приемы отделки изделий на токарном станке по дереву. 29. Выбор материала и подготовка заготовок к точению. 1 1 30. Приспособления для крепления обрабатываемых деталей. 1 1 опрос 31. Точение изделий цилиндрической формы. 1 1 зачѐт 32. Коническое и фасонное точение. 1 1 зачѐт 33. Внутреннее точение. 1 1 зачѐт 28 30 Выполнение заданий на произвольную тему IV. (изготовление игрушек и подарков для дома). 6 1 1 2 10 34. Итоговое занятие. Выставка работ. 10 Итого: 24 10 50 зачѐт 74 3.Содержание учебного плана Раздел №1. Выпиливание лобзиком. Применение и характеристика инструмента и приспособлений: струбцина, лобзик, пилки. Особенности работы лобзиком. Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента. Перевод рисунка на заготовку Художественноэстетические основы выпиливания лобзиком: симметрия, орнаментальные розетты и полосы, сетчатый орнамент. Работа над конструкцией изделия: плоские, объѐмные изделия, округлой формы, изделия со сложным орнаментом. Практика. Планирование работы по изготовлению изделия. Подготовка основы из древесины для выпиливания. Перевод рисунка на основу. Выпиливание по внешнему и внутреннему контуру. Выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет. Сборка корзиночки для конфет. Перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии. Отделка. Раздел №2. Художественное выжигание. Устройство электровыжигателя. Технология выжигания. Технология декорирования изделий выжиганием. Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электровыжигателем: основные принципы композиции, форма и конструкция изделия. Технология основных приѐмов выжигания. Отделка изделия. Практика. Подготовка основы для выжигания. Перевод рисунка на основу. Выжигание рисунка, отделка изделий. Выполнение настенного панно. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. Раздел №3. Токарная обработка древесины. История токарного станка. Основные узлы: станина, передняя бабка, задняя бабка, подручник с кареткой, электродвигатель. Принцип работы токарного станка по дереву, выполняемые операции. Подготовка инструмента к работе. Резцы для чернового и чистового точения древесины. Их формы, назначения и размеры. Специальные резцы. Измерительные инструменты: кронциркуль, нутромер, штангенциркуль, циркуль, линейка. Контрольные шаблоны. Особенности применения в токарном деле различных пород древесины. Чертеж и эскиз изделия. Припуски на обработку при точении древесины на станках. Подготовка станка к работе. Назначение и устройство приспособлений: корпус с вилкой, патрон, планшайба. Крепление заготовки на центрах. Установка подручника. Приемы работы для черного и чистового точения. Правила и приемы точения цилиндрических форм из древесины. Требования безопасности труда. Отделка точеной поверхности контурной и абрамцево-кудринской резьбой. Шлифование поверхности и отделка лаком. Промышленное изготовление изделий декоративно-прикладного искусства с элементами токарной обработки древесины. Подбор древесины для токарной обработки. Подготовка заготовок для точения на станках. Раздел №4. Выполнение заданий на произвольную тему (изготовление игрушек и подарков для дома). 4. Планируемые результаты Предметные результаты: Сформировать представление о различных видах резьбы по дереву сформированность основ резьбы по дереву с опорой на особенности и своеобразие культуры и традиций родного края; Познакомить учащихся с наследием художественной обработки дерева, привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции. развитость коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях полихудожественного воспитания; умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать свое отношение к художественному произведению; нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания. Метапредметные результаты: освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения; развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетического в деятельности и искусстве и собственной творческой деятельности; развитие способности понимать и использовать в своей творческой работе художественные, поэтические и музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока; осознанно строить речевое высказывание и уметь передать другому свое представление об увиденном, услышанном, прочувствованном в разных видах искусства; формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой; овладевать логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей в построении рассуждений; воспитание умения и готовности вести диалог по поводу искусства, излагать свое мнение; овладение способами ведения коллективной творческой работы; умения договариваться, распределять функции, осуществлять взаимный контроль; конструктивно разрешать конфликты. Личностные результаты: Социализация личности. Формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в мировую художественную культуру; развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; мотивация к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельной и личной ответственности за принятое решение: умению создавать собственные творческие композиции развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации и фантазии; развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и художественному ремеслу; формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма; формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности; формировать представление о народных художественных промыслах, расположенных на территории России; формировать навыки безопасной работы при художественной обработке древесины; развитие навыков сотрудничества и сотворчества к традиционному художественному ремеслу; бережное отношение к духовным ценностям. 5. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы Наличие просторного и светлого помещения, оснащѐнного столярными верстаками, токарными станками по дереву и металлу, фрезерным, сверлильным и заточным станками. Оборудование. Инструмент режущий — ножовки по дереву и металлу, лобзики, топоры, молотки, стамески, долота, напильники и рашпили, ножи — косяки, штихеля, 40 рубанки, свѐрла, шилья, токарные резцы, фрезы, шлифовальные круги, ножницы, скребки и цикли, коловорот, дрель. Мерительный — масштабная линейка, штангенциркуль, кронциркуль, нутромер, рулетка. Разметочный — угольник чертѐжный, угольник столярный, ерунок, малка, рейсмус, циркуль, делитель окружности. Приспособления — струбцины, стусло, столик в виде ласточкиного хвоста для выпиливания лобзиком, тиски, ручные тисочки. Материалы и инструменты: доска обрезная сосновая, берѐзовая, липовая; брус сосновый, берѐзовый, липовый; фанера берѐзовая толщиной 4, 6, 8, 10 мм.; шпон мебельный разноцветный; наждачная шкурка; клей столярный, ПВА; гуашь в коробках по 12-24 цв.; карандаши простые М, ТМ; кисти беличьи круглые №1,2,3,4,5,6; калька; копировальная бумага; гвозди разные; шурупы разные; лак мебельный НЦ и ПФ; морилка разная; растворители Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования с высшим педагогическим образованием, отсутствием ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. Методические материалы Учебно-методическая литература. Литература по декоративно-прикладному искусству и народным ремѐслам. Эскизы, чертежи и шаблоны. Плакаты и схемы. Образцы готовых изделий. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Выставки творческих работ учащихся в конце учебного года в гимназии, районе, городе. 6. Литература для педагога 1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978. 2. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба подереву. - М.: Высшая школа, 1998. 3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999. 4. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001. 5. Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А. Технологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1992. 6. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988. 7. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1993. 8. Деменьтьев С.В. Резьба по дереву. - М.: Издательский дом МСП, 2000. 9. Козловский А.Л. Клеи и склеивание. - М.: Знание, 1976. 10. Крейдлин Л.Н. Столярные работы. - М.: Высшая школа, 1986. 11. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995. 12. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984. 13. Работа с деревом. /Сост. Белов Н.В./. - Минск.: Современная литература, 1999. 14. Работа по дереву. /Сост. Рыженко Н.В., Яценко В.А./. - М.: АСТВ Гамма - СА, 1998. 15. Резьба по дереву. /Сост.Мольнар А.А./.- М.: Спектр сезам маркетинг, 1997. 16. Сафроненко В.М. Чарующая красота древесины (советы домашнему умельцу), - Минск.: Полымя, 2000. 17. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998. 18. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). Минск.: Современное слово, 2000. 19. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 2003. Литература для учащихся 1. Горшковлев, А.Б. – Прорезная резьба. Альбом орнаментов. М., - Народное творчество. – 2003. 2. Костина, Л.А. – Выпиливание лобзиком. Изделия и графика. Выпуск 1, 2, 3., М., - Народное творчество.- 2008. 3. Логачева, Л.А., Николаев, И.В.,- Резчикам по дереву. Альбом орнаментов. Выпуск 1., - М.,- Народное творчество. – 2008. 4. Манжулин, А.В., Сафронов, М.В., - Прорезная резьба. Альбом орнаментов., - М.,- Народное творчество.- 2001. 5. Попов, В.В. – Выпиливание лобзиком. Изделия и графика. Выпуск 2.-М., Народное творчество.- 2008. 6. Семенов, А.Ф.,- Выпиливание лобзиком. Выпуск 3., - М.,-Народное творчество.- 2006. Электронные источники 1. Электронный ресурс для любителей мастерить и профессионаловhttp://www.lobzik.pri.ee/ 2. Электронный ресурс готовых резных изделийhttp://www.reznoe.ru/ 3. Электронный ресурс http://handworld.ru/ 4. сайт для мастеровитых людей. http://sdelai-sam.pp.ua/