СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МАОУ гимназии № 99
(протокол от 29 августа 2024 г. № 1)
УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ гимназии № 99
от 31 августа 2024 г. № 86-од
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Художественная обработка древесины»
Возраст обучающихся: 11-15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Решетников Сергей Вениаминович,
педагог дополнительного образования
Екатеринбург
2023
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана на основе нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р;
Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования
Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от
26.02.2021;
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области № 219-д от 04.03.2022 «О внесении в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» от 01.11.2021 № 934-д;
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р.
Направленность общеразвивающей программы: техническая.
Актуальность
предлагаемой
общеразвивающей
программы определяется тем, что в настоящее время повышается интерес к
различным
видам
декоративно-прикладного
и
технического
творчества. Содержание программы не только раскрывает многогранные
возможности декоративно-прикладного творчества и приобщает к миру
искусства, но и стимулирует развитие потенциальных возможностей детской
фантазии,
творческого
воображения,
художественно-творческих
способностей, а также позволяет показать новые способы совмещения
нескольких видов прикладного творчества, тем самым максимально
разнообразив творческую деятельность обучающихся. Работа по данной
программе предоставляет возможность каждому ребенку самостоятельно,
опираясь на свою фантазию и творческое мышление, реализовать задуманную
им идею.
Адресат программы
Программа «Художественная обработка древесины» рассчитана на учащихся
11-15 лет, а также их родителей. Количество в группе от 12 до 15 человек.
Режим занятий
Занятия проводятся 1раз в неделю по 4 часа.
Объем общеразвивающей программы 74 часа.
Срок освоения программы - 1 год.
Программа предполагает ознакомительный «стартовый» уровень
освоения программы. Предполагает улучшение знаний, умений и навыков в
сфере технического творчества.
Перечень форм обучения: индивидуальные и групповые.
Перечень видов занятий: мастер-класс, групповое занятие.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы:
1.
Выставки детского творчества
2.
Участие детей в районных, областных выставках декоративноприкладного творчества, конкурсах различного уровня.
3.
Итоговая аттестация.
Цель программы: формирование знаний, первоначальных умений и навыков
в области технического творчества, а также обеспечение всестороннего
развития личности подростка.
Задачи программы:
обучающие:
формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия,
доведенные в силу многократного повторения до автоматизма;
формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают
успешное выполнение деятельности;
формировать представление о народных художественных промыслах,
расположенных на территории России;
формировать навыки безопасной работы при художественной обработке
древесины;
развивающие:
развитие речи: обогащение и усложнение еѐ словарного запаса; усложнение еѐ
смысловой функции;
развитие мышления: учить анализировать, выделять главное; учить
сравнивать, обобщать и систематизировать;
развитие сенсорной сферы: развитие глазомера, точности и ориентировки в
пространстве;
развитие двигательной сферы:
развитие моторики мелких мышц – умение управлять своими двигательными
действиями;
развитие двигательной сноровки, соразмерность движений.
воспитывающие:
воспитание трудолюбия и приобщить детей к истокам русской народной
культуры;
воспитание высокой коммуникативной культуры;
воспитание толерантного сознания подрастающего поколения.
2.Учебный план
№
Количество часов
Формы
аттеста
п/п
Темы
Теория Практик Всег
ции
а
о
контрол
я
I.
1.
2.
3.
4.
Выпиливание лобзиком и
резьба по дереву
Охрана труда,
электробезопасность и
пожарная безопасность при
производстве художественных
изделий.
Основы материаловедения.
Виды резьбы по дереву.
Выпиливание лобзиком как
разновидность оформления
изделия.
4
9
13
опрос
1
1
1
1
виктори
на
1
1
опрос
опрос
0,5
0,5
0,5
0,5
5.
Материалы, инструменты и
приспособления.
6.
Технические приѐмы
выпиливания орнамента,
контурной и геометрической
резьбы
1
1
7.
Сборочные и отделочные
работы.
1
1
опрос
зачѐт
8.
Художественно-эстетические
основы выпиливания лобзиком
и резьбы
9.
Работа над конструкцией
изделия.
10.
зачѐт
1
1
зачѐт
1
2
Построение орнамента.
1
1
11.
Конструирование различных
изделий.
1
1
12.
Техника выполнения различных
изделий.
0,5
0,5
13.
Отделка изделия.
1
1
зачѐт
14.
Изготовление изделия.
0,5
0,5
зачѐт
II.
Художественное выжигание
4
7
11
15.
Декорирование изделий
выжиганием.
1
1
2
Инструменты и приспособления
для выполнения работ по
выжиганию.
1
1
2
17.
Основы композиции.
1
0,5
1,5
опрос
18.
Подготовка инструмента к
работе.
1
1
опрос
0,5
0,5
зачѐт
19.
Технология декорирования
художественных изделий
выжиганием.
20.
Основные приѐмы выжигания.
1
1
опрос
21.
Техника выполнения приѐмов
выжигания
1
1
виктори
на
22.
Отделка изделия.
1
1
опрос
23.
Изготовление изделий и
1
1
опрос
16.
1
зачѐт
опрос
зачѐт
декорирование их выжиганием.
III.
Токарная обработка
древесины
4
24.
Устройство токарного станка по
обработке древесины.
1
1
опрос
25.
Режущие и измерительные
инструменты.
1
1
зачѐт
1
1
зачѐт
26.
Правила техники безопасности
при работе на токарном станке
по обработке древесины.
1
зачѐт
27.
Способы и приемы работы на
токарном станке по обработке
древесины. Пробное точение
(на отходах материалов).
1
зачѐт
28.
Способы и приемы отделки
изделий на токарном станке по
дереву.
29.
Выбор материала и подготовка
заготовок к точению.
1
1
30.
Приспособления для крепления
обрабатываемых деталей.
1
1
опрос
31.
Точение изделий
цилиндрической формы.
1
1
зачѐт
32.
Коническое и фасонное
точение.
1
1
зачѐт
33.
Внутреннее точение.
1
1
зачѐт
28
30
Выполнение заданий на
произвольную тему
IV.
(изготовление игрушек и
подарков для дома).
6
1
1
2
10
34.
Итоговое занятие. Выставка
работ.
10
Итого:
24
10
50
зачѐт
74
3.Содержание учебного плана
Раздел №1. Выпиливание лобзиком.
Применение и характеристика инструмента и приспособлений: струбцина,
лобзик, пилки. Особенности работы лобзиком. Технология выпиливания
орнамента. Виды орнамента. Перевод рисунка на заготовку Художественноэстетические основы выпиливания лобзиком: симметрия, орнаментальные
розетты и полосы, сетчатый орнамент. Работа над конструкцией изделия:
плоские, объѐмные изделия, округлой формы, изделия со сложным
орнаментом.
Практика. Планирование работы по изготовлению изделия. Подготовка
основы из древесины для выпиливания. Перевод рисунка на основу.
Выпиливание по внешнему и внутреннему контуру. Выпиливание лобзиком
частей к корзиночке для конфет. Сборка корзиночки для конфет. Перевод
рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии.
Отделка.
Раздел №2. Художественное выжигание.
Устройство электровыжигателя. Технология выжигания. Технология
декорирования изделий выжиганием. Технология создания композиции с
использованием отдельных элементов выполненных электровыжигателем:
основные принципы композиции, форма и конструкция изделия. Технология
основных приѐмов выжигания. Отделка изделия.
Практика. Подготовка основы для выжигания. Перевод рисунка на основу.
Выжигание рисунка, отделка изделий. Выполнение настенного панно.
Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
Раздел №3. Токарная обработка древесины.
История токарного станка. Основные узлы: станина, передняя бабка, задняя
бабка, подручник с кареткой, электродвигатель. Принцип работы токарного
станка по дереву, выполняемые операции. Подготовка инструмента к работе.
Резцы для чернового и чистового точения древесины. Их формы, назначения и
размеры. Специальные резцы. Измерительные инструменты: кронциркуль,
нутромер, штангенциркуль, циркуль, линейка. Контрольные шаблоны.
Особенности применения в токарном деле различных пород древесины.
Чертеж и эскиз изделия. Припуски на обработку при точении древесины на
станках. Подготовка станка к работе. Назначение и устройство
приспособлений: корпус с вилкой, патрон, планшайба. Крепление заготовки
на центрах. Установка подручника. Приемы работы для черного и чистового
точения. Правила и приемы точения цилиндрических форм из древесины.
Требования безопасности труда. Отделка точеной поверхности контурной и
абрамцево-кудринской резьбой. Шлифование поверхности и отделка лаком.
Промышленное изготовление изделий декоративно-прикладного искусства с
элементами токарной обработки древесины. Подбор древесины для токарной
обработки. Подготовка заготовок для точения на станках.
Раздел №4. Выполнение заданий на произвольную тему (изготовление
игрушек и подарков для дома).
4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
Сформировать представление о различных видах резьбы по дереву
сформированность основ резьбы по дереву с опорой на особенности и
своеобразие культуры и традиций родного края;
Познакомить учащихся с наследием художественной обработки дерева,
привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу,
обучить практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать
собственные творческие композиции.
развитость коммуникативного и художественно-образного мышления в
условиях полихудожественного воспитания;
умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и
выражать свое отношение к художественному произведению;
нравственные,
эстетические,
этические,
общечеловеческие,
культурологические, духовные аспекты воспитания.
Метапредметные результаты:
освоение способов решения проблем поискового характера, развитие
продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности,
способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие
задачи;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы решения;
развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода к
восприятию эстетического в деятельности и искусстве и собственной
творческой деятельности;
развитие способности понимать и использовать в своей творческой работе
художественные, поэтические и музыкальные образы в соответствии с целями
и задачами урока; осознанно строить речевое высказывание и уметь передать
другому свое представление об увиденном, услышанном, прочувствованном в
разных видах искусства;
формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и
переносить информацию с одного вида художественной деятельности на
другой; овладевать логическими действиями установления аналогий и
причинно-следственных связей в построении рассуждений;
воспитание умения и готовности вести диалог по поводу искусства, излагать
свое мнение;
овладение способами ведения коллективной творческой работы; умения
договариваться, распределять функции, осуществлять взаимный контроль;
конструктивно разрешать конфликты.
Личностные результаты:
Социализация личности.
Формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе
своего народа в мировую художественную культуру;
развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
мотивация к учебной и творческой деятельности, формирование личностного
смысла учения;
развитие самостоятельной и личной ответственности за принятое
решение: умению создавать собственные творческие композиции
развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации и фантазии;
развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной
отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и художественному
ремеслу;
формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия,
доведенные в силу многократного повторения до автоматизма;
формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают
успешное выполнение деятельности;
формировать представление о народных художественных промыслах,
расположенных на территории России;
формировать навыки безопасной работы при художественной обработке
древесины;
развитие навыков сотрудничества и сотворчества к традиционному
художественному ремеслу;
бережное отношение к духовным ценностям.
5. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Наличие просторного и светлого помещения, оснащѐнного столярными
верстаками, токарными станками по дереву и металлу, фрезерным,
сверлильным и заточным станками. Оборудование.
Инструмент режущий — ножовки по дереву и металлу, лобзики, топоры,
молотки, стамески, долота, напильники и рашпили, ножи — косяки, штихеля,
40 рубанки, свѐрла, шилья, токарные резцы, фрезы, шлифовальные круги,
ножницы, скребки и цикли, коловорот, дрель.
Мерительный — масштабная линейка, штангенциркуль, кронциркуль,
нутромер, рулетка. Разметочный — угольник чертѐжный, угольник
столярный, ерунок, малка, рейсмус, циркуль, делитель окружности.
Приспособления — струбцины, стусло, столик в виде ласточкиного хвоста для
выпиливания лобзиком, тиски, ручные тисочки.
Материалы и инструменты: доска обрезная сосновая, берѐзовая,
липовая; брус сосновый, берѐзовый, липовый; фанера берѐзовая толщиной
4, 6, 8, 10 мм.; шпон мебельный разноцветный; наждачная шкурка; клей
столярный, ПВА; гуашь в коробках по 12-24 цв.; карандаши простые М,
ТМ; кисти беличьи круглые №1,2,3,4,5,6; калька; копировальная бумага;
гвозди разные; шурупы разные; лак мебельный НЦ и ПФ; морилка
разная; растворители
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования с высшим педагогическим
образованием, отсутствием ограничений на занятие педагогической
деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.
Методические материалы
Учебно-методическая литература.
Литература по декоративно-прикладному искусству и народным ремѐслам.
Эскизы, чертежи и шаблоны.
Плакаты и схемы.
Образцы готовых изделий.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Выставки творческих работ учащихся в конце учебного года в гимназии,
районе, городе.
6. Литература для педагога
1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная
резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978.
2. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная
резьба подереву. - М.: Высшая школа, 1998.
3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
4. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное
творчество, 2001.
5. Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А. Технологический
справочник учителя. - М.: Просвещение, 1992.
6. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.:
Просвещение, 1988.
7. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1993.
8. Деменьтьев С.В. Резьба по дереву. - М.: Издательский дом МСП,
2000.
9. Козловский А.Л. Клеи и склеивание. - М.: Знание, 1976.
10. Крейдлин Л.Н. Столярные работы. - М.: Высшая школа, 1986.
11. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург,
1995.
12. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.:
Просвещение, 1984.
13. Работа с деревом. /Сост. Белов Н.В./. - Минск.: Современная
литература, 1999.
14. Работа по дереву. /Сост. Рыженко Н.В., Яценко В.А./. - М.: АСТВ
Гамма - СА, 1998.
15. Резьба по дереву. /Сост.Мольнар А.А./.- М.: Спектр сезам маркетинг, 1997.
16. Сафроненко В.М. Чарующая красота древесины (советы домашнему
умельцу), - Минск.: Полымя, 2000.
17. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово,
1998.
18. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). Минск.: Современное слово, 2000.
19. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово,
2003.
Литература для учащихся
1. Горшковлев, А.Б. – Прорезная резьба. Альбом орнаментов. М., - Народное
творчество. – 2003.
2. Костина, Л.А. – Выпиливание лобзиком. Изделия и графика. Выпуск 1, 2,
3., М., - Народное творчество.- 2008.
3. Логачева, Л.А., Николаев, И.В.,- Резчикам по дереву. Альбом орнаментов.
Выпуск 1., - М.,- Народное творчество. – 2008.
4. Манжулин, А.В., Сафронов, М.В., - Прорезная резьба. Альбом
орнаментов., - М.,- Народное творчество.- 2001.
5. Попов, В.В. – Выпиливание лобзиком. Изделия и графика. Выпуск 2.-М., Народное творчество.- 2008.
6. Семенов, А.Ф.,- Выпиливание лобзиком. Выпуск 3., - М.,-Народное
творчество.- 2006.
Электронные источники
1.
Электронный
ресурс
для
любителей
мастерить
и
профессионаловhttp://www.lobzik.pri.ee/
2.
Электронный ресурс готовых резных изделийhttp://www.reznoe.ru/
3.
Электронный ресурс http://handworld.ru/
4. сайт для мастеровитых людей. http://sdelai-sam.pp.ua/